Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Общие сведения

Индекс материала
Общие сведения
Направления воспитательной работы 1
Направления воспитательной работы 2
Работа с родителями
Все страницы

                                                                        Концепция воспитательной системы школы

     Сегодняшняя социальная ситуация ставит перед школой новый социальный заказ. Обществу нужен выпускник, владеющий способами и средствами сохранения и развития себя как личности. Школа должна обеспечить овладение учащимися содержанием образования на повышенном уровне знаний, требуемом для профессиональной ориентации. Стране нужны личности, способные самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, владеющие средствами и способами исследовательского труда.

Основная идея воспитательной системы школы – личностно-ориентированный подход в воспитании и социализации обучающихся. Большое внимание уделено совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.

   Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:
               воспитательная работа в процессе обучения;
               внеурочная деятельность;
               внешкольная деятельность.
                                                                                          Основные идеи
   Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности ученика его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.
   Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.
   Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и учителей является созидательной деятельностью, способствующей переживанию "ситуации успеха".
   Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.
   Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.
   Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума

                                                                                                Принципы:
   Ориентация на социально-ценностные отношения. Предписывает педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, предметами и вещами человеческие отношения и ценности.
   Субъектности. Означает неуклонное содействие педагога развитию у ребёнка способности быть субъектом поведения в деятельности, а в итоге - своей жизни.
   Принятие ребёнка как данности.
                                                                              Цель воспитательной работы школы:
    Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически развитой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Задачи:

    Продолжить формировать у обучающихся потребность здорового образа жизни, обновлять и развивать систему работы по здоровьесбережению учеников;
    Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию у них основам культуры и общения, убеждений, системы социальных установок, умений построения межличностных отношений;
    Организовать активный познавательный социально-полезный досуг с целью раскрытия творческих и физических способностей обучающихся;
    Развивать внутреннюю свободу, способность к самоопределению, самореализации, самореабилитации, чувство собственного достоинства, самоуважения;
    Использовать новейшие технологии обучения в урочной и внеурочной деятельности на основе игровых, тренинговых и других методик; 

   Развивать внеурочную деятельность обучающихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуального развития;
    Обновлять и развивать единую систему школьного и классного ученического самоуправления, формировать у обучающихся чувства ответственности, самостоятельности, инициативы;
    Совершенствовать методическое мастерство классного руководителя через работу методического объединения классных руководителей, методическую литературу и участие в школьных и городских, областных и российских конкурсах;
    Продолжить формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью;
    Продолжить проведение мониторинга здоровьесберегающей деятельности согласно перспективному плану;
    Продолжить сотрудничество (совместные рейды, встречи) с ПДН, КДН Курского района, социальными работниками и другими структурами в плане профилактики правонарушений и школьной дезадаптации.


                                                               Средства реализации воспитательных целей и задач:
   1. Создание системы кружков и секций по интересам на добровольных началах с учетом взаимодействия с различными организациями.
- кружок декоративно-прикладного творчества «Узорочье»
- кружок художественно-эстетического направления «Волшебный мольберт»
- предметный кружок «Математическая мозаика»
- спортивно-краеведческий «Юный турист»
- предметный кружок «Эскиз»
- экологический кружок «Ландшафтный дизайн»
- предметный кружок «Математический калейдоскоп»
- предметный кружок «Мир вокруг нас»
- предметный кружок «Проекция»
- хореографический кружок «Ритмика»
   2. Создание системы мероприятий на разных возрастных ступенях.
   3. Создание системы классных часов.
   4. Создание обучающих семинаров для педагогов и классных руководителей.
   5. Создание традиционных праздников и мероприятий, постоянное укрепление и совершенствование традиций школы, сложившихся во внеурочной ее деятельности:
- Праздник Первого звонка.
- День учителя
- День самоуправления
- Декада, посвященная Дню пожилого человека.
- День толерантности.
- День матери.
- 1 декабря – День борьбы со СПИДом.
- Новогодние утренники, вечера.
- Месячник военно-патриотического воспитания.
- Масленица.
- 8 марта – Международный женский день.
- Мисс весна.
- День космонавтики.
- День здоровья.
- День Победы.
- День семьи.
- Выпускные вечера.


                                           Введение инноваций:
- День самоуправления.
- Школьный конкурс «Зарница».



                      Направления воспитательной работы
1. «Ученик – патриот и гражданин»
2. «Ученик и его здоровье»
3. «Ученик и трудовая деятельность»
4. «Ученик и его нравственность»
5. «Ученик и его семья»
6. «Общение и досуг ученика»
                                                                           Направление «Ученик –патриот и гражданин»
Развитие содержания гражданского и патриотического воспитания предполагает формирование у учащихся ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны; уважения к национальным героям, чувства ответственности за свои поступки.
             Главные идеи:
• формирование гражданской и правовой направленности личнос¬ти, активной жизненной позиции;
• поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаи¬вать свои права и права других людей;
• воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судь¬бу своей страны;
• стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с по¬зиции разума, а не силы;
• понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.
              Главные цели:
воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, тру¬дового коллектива, своего народа, государства;
формирование уважительного отношения к народам мира, чело¬вечеству, представителям других национальностей, к своей наци¬ональности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
признание ценности независимости и суверенности своего госу¬дарства и других государств.
          Задачи воспитания:
• формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответ¬ственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обще¬ством;
• формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способ¬ное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нрав¬ственному саморазвитию;
• обучать решению задач правового и гражданского воспитания увязанных с проблемой морального саморазвития и самосовершен¬ствования;
• формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
• воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
• проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными по¬ступками людей.
         При этом используются следующие формы:
• тематические классные часы, спецкурсы;
• встречи с представителями правовых структур, органов правопо¬рядка;
• посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
• встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами сроч¬ной службы;
• конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
• интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;
• конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
• походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и пат¬риотической теме.


                                                                                      Направление «Ученик и его здоровье»
      Формирование у подростков культуры здоровья соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся и предполагает организацию природосообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья, формирование основ безопасности, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
         Главные идеи:
• сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанно¬стей человека;
• образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
• экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоро¬вья, его поведении и поступках;
• социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;
• воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежеднев¬ного оздоровления своего организма;
• стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.
Главная цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
              Задачи воспитания:
• знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отно¬шения человека к собственному здоровью;
• создавать условия для формирования у учащихся культуры сохра¬нения собственного здоровья;
• формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здо¬ровью как бесценному дару природы;
• создавать возможность учащимся демонстрировать свои достиже¬ния и усилия по сохранению здоровья;
• способствовать преодолению вредных привычек учащихся сред¬ствами физической культуры и занятием спортом.


                                          Направление «Учение и трудовая деятельность»
   В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника школы важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении обучающихся к профессиональной деятельности и связанным с нею социальными функциями.
   В результате профессионально-трудового воспитания у обучающихся должны быть сформированы такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты творческие способности и другие качества, необходимые специалисту.
   Цель: создание, сохранение и преумножение материальных ценностей, профориентация учащихся, определение в выборе профессии.
Для реализации данного направления воспитательной работы в школе рекомендуются такие мероприятия как:
– тематические классные часы;
– экскурсии на предприятия города и района;
– ежегодно, в сентябре, проводится анализ трудоустройства выпускников;
– с целью приобщения студентов к общественно-полезному труду, в школе проводятся субботники, генеральные уборки;
- работа на пришкольном участке;
- летняя трудовая практика;
- дежурство по школе;
- встречи и беседы с выпускниками;
- встречи с преподавателями техникумов и т.д.;
- кружки: краеведение, меткий стрелок, решение задач по физике;
- уборка территории вокруг школы.



                                                         Направление «Ученик и его нравственность»
   В процессе нравственно-этического воспитания необходимо усиление внимания к формированию у подростков готовности к нравственному выбору, стремления к нравственному самосовершенствованию, осмыслению нравственных основ межличностных отношений, расширению нравственного опыта, содержания нравственно-этического диалога, формированию нравственных идеалов, подкрепленных яркими примерами, образами из современной жизни, литературы, истории; стимулированию социальных инициатив подростков, направленных на реализацию нравственной позиции, ценностных установок личности учащегося в социальной практике.
        Главные идеи:
• принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, зна¬ний и убеждений;
• предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
• воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспита¬нии и самосовершенствовании;
• осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
• практическое применение нравственных знаний и умений;
• проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его бу¬дущее и будущее близких и родных ему людей.
     Главная цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответ¬ственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
    Задачи воспитания:
• создавать условия для проявления учащимися нравственных зна¬ний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
• знакомить учащихся с нравственными законами и поступками пре¬дыдущих поколений;
• изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
• развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
• создавать ситуации практического применения нравственных зна¬ний в реальной жизни;
• способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравствен¬ных поступков;
• создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.
    При этом используются следующие формы:
• спецкурсы по нравственной тематике;
• тематические классные часы;
• тренинги нравственного самосовершенствования;
• театральные и кинопросмотры;
• экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка;
• дискуссии по нравственной тематике;
• поисковая работа, создание музеев;
• шефская работа в детских садах;
• изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий ха¬рактер;
• праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпри¬зы, конкурсы.


                                                            Направление «Ученик и его семья»
      Главные идеи:
• семья — основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
• ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
• ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
• школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с от¬чим домом и семьей.
     Главная цель: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни лю¬бого человека.
Задачи воспитания:
• создать условия для активного и полезного взаимодействия шко¬лы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
• позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
• преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в от¬дельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
• способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
• создавать условия для духовного общения детей и родителей;
• создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместно¬го проведения досуга детей и родителей.
При этом используются следующие формы:
• тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью...», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»);
• праздники семьи (например, «Истории любви моего дома», «Ма¬мины руки, нет их теплее...», «Дорогое слово - отец», «Долгая и близкая дорога к дому»);
• спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, деду¬шек, отцов и матерей;
• вечера общения «Родители и дети»;
• праздники — Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя, Праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
• тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и груп¬повые консультации, беседы с детьми и родителями;
• походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллекту¬альные марафоны родителей и детей;
• дни творчества, дни открытых дверей


                                                                        Направление «Общение и досуг ученика»
Главные идеи:
• формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
• передача учащимся знаний, умений и навыков социального об¬щения людей, опыта поколений;
• воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровож¬дению и позитивному общению.
Главная цель: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуаци¬ях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи воспитания:
• формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру об¬щения;
• знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
• развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
• использовать активные и творческие формы воспитательной ра¬боты для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;
• создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребно¬стей учащихся, стимулировать активное участие учащихся в раз¬личных видах досуговой деятельности;
• учитывать возрастные особенности учащихся для развития уме¬ния общаться, проводить свободное время;
• демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
• воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;
• воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
• оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью;
• способствовать качественной деятельности школьных внекласс¬ных объединений;
• предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.
При этом используются следующие формы:
• вечера, утренники к праздничным и памятным датам;
• концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
• чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпи¬ад, конкурсов, турниров, конференций;
• сольные концерты учащихся, выставки рисунков, коллекций одеж¬ды, изделий, изготовленных собственными руками;
• конкурсы состязания талантов;
• дни творчества школы;
• театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий;

 



Совместная работа с родителями является составной частью воспитательной системы школы и реализуется посредством:
1. Нормативно-правовых документов (права и обязанности родителей)
- Конституция РФ (ст. 38,43)
- Семейный кодекс РФ (гл. 12)
- Закон РФ «Об образовании» (ст. 17, 18, 19, 52)
2. Принципы работы:
 совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
 сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
 педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
 поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
 содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
 повышение педагогической культуры родителей;
 формирование социального паспорта классов, школы в целом;
 информирование родителей (лиц их заменяющих) об основных направлениях работы школы;
 - работу родительского лектория по интересующим их вопросам воспитания и обучения детей;
 Работу школьного Совета профилактики.
Формы работы: родительское собрание, родительская конференция, родительский лекторий.
Работа с родителями, как правило, предшествует работе с учащимися и подготавливает к ней.
Систематизирующую основу Программы воспитательной деятельности составляют программы:
1. «Наш мир» - программа детского объединения. Руководитель старшая вожатая Панькова О.А.
Задачи: формирование и развитие самоуправленческой общественной деятельности учащихся
2. «Витязь» - военно-патриотический клуб. Руководитель учитель истории Пожар А.С.
Задачи: формировать интерес к событиям общественной жизни в стране, крае, районе, селе. Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к нормам коллективной жизни.
Взаимодействие с социальной средой
Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социальной средой, поэтому мы постоянно выявляем воспитательный потенциал окружения, создаем единую воспитательную среду. В школе целенаправленно выстраивалась система внешних связей:

Такое содружество расширяет сферу отношений учащихся, не замыкает старшеклассников в круг интересов только учебной деятельности.
Методическое обеспечение воспитательного процесса
Методическая работа школы, связанная с воспитательным процессом осуществляется через:
1. МО классных руководителей
2. Творческое объединение педагогов дополнительного образования
3. Руководители клуба «Витязь», детского объединения «Наш мир».