Образовательный портал - Kurokt

Артикуляционный уклад звука ч. Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков. Bызов отдельных звуков, краткие рекомендации и артикуляционные уклады

Александра Назарук
Правильный уклад органов артикуляции

Уклад органов артикуляции . Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос,голосовые складки колеблются, производя голос.

Мягкий звук р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу (примерно, как при гласном и, кончик языка находится несколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Уклад органов артикуляции . При л губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами - 2-4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение) . Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос. Артикуляция мягкого л" отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным) . Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена

Звуки С,З.

При произнесении звука с губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Перед лабиализованными гласными губы округляются, зубы сближены до расстояния в 1-2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире щель – тем шум более низкий, переходящий в «шепелявый» (звук произносится с «пришепетыванием» ). Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа; голосовые складки разомкнуты и не производят голос. При произнесении мягкого с" губы растягиваются больше, чем при с, и напрягаются. Переднесредняя часть спинки поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол , вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

При артикуляции з и з" в дополнение к парным им глухим добавляется голос и напор воздушной струи ослабевает.

Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами. – 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция : он начинается со смычного элемента (как при ш, при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам; звук заканчивается щелевым элементом (как при с, который звучит очень кратко. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная.

При произнесении звука ш губы вытянуты вперед и округлены (перёд а – округление минимально, перед ы (и) округления может и не быть). Расстояние между зубами больше, чем при свистящих – 4–5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого нёба или альвеолам, средняя часть спинки языка прогибается, а задняя–поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели : между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка й твердым небом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение.

При образовании звонкого ж та же артикуляция , что и при образовании звука ш; она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящих голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым Нёбом меньше, чем при образовании ш.

При произнесении звука ч губы, как при всех шипящих, вытянуты и округлены. Расстояние между зубами 1–2 мм. Звук имеет сложную язычную артикуляцию : он начинается со смычного элемента (как при звуке т) . Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу . Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при щ, который звучит кратко. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой.

Звук щ в русском языке произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий, для которого характерен следующий уклад органов артикуляции : губы, как и при ш, вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при ш) . Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть – приподнимается к твердому нёбу, задняя часть – опущена и продвинута вперед; нёбная занавеска поднята, голосовые складки разомкнуты. Сильная струя выдыхаемого воздуха проходит через две щели : между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при ш.

При произнесении звука к губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами до 5 мм. Кончик языка опущен и касается нижних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Место смычки языка с нёбом меняется при разных фонетических условиях : при ка оно оказывается на границе твердого и мягкого нёба, при сочетании с лабиализованными гласными о и у смычка оказывается ниже (с мягким нёбом) . Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции г добавляется участие голосовых складок, ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с к .

При артикуляции звука х в отличие от к задняя часть спинки языка неполностью смыкается с нёбом : по средней линии языка создается щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

При произнесении мягких к’, г", х" язык подвигается вперед и производит смычку с нёбом (а для х" – щель) . Средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу. Передняя часть (как и при твердых к, г, х) опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы.

Артикуляционный уклад свистящих Звуков Звук «С»:Положение органов артикуляции : а) губы слегка растянуты в улыбку; б) зубы раскрыты на 1-2 мм; в) кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к коренным зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок. Звук «3» характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок Шипящий сигматизм Шипящий сигматизм относятся к группе парасигматнзмов. Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих. При произнесении свистящих кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь рта, а спинка выгнута в направлении твердого неба. Желобка в средней части языка не образуется, воздушная струя растекается по поверхности языка. В этом случае свистящие звуки произносится как шь или жь. Коррекция шипящего сигматизма

  • поднимать и опускать среднюю часть спинки языка при опущенном кончике языка.
  • Задувать на язык при опущенной средней части спинки языка. Направлять воздушную струю посередине языка. Работать над образованием глубокого желобка.
  • Удерживать широкий кончик языка за нижними резцами.
  • Чередовать движения широкого языка за нижние и верхние зубы. Удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов.
  • Чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъязычной уздечке.
  • Сопоставлять и различать на слух звуки С-Щ. Отрабатывать звуки И, Ф. Необходимо провести дифференциацию звука С и звука-заменителя Щ.
Приемы и методы
  • Предложите ребенку держать кончик языка между передними зубами, распластав его, и выдыхать воздух, направляя его на кончик языка. Получится звук, похожий на межзубное с. Потом нажмите на кончик языка шпателем или спичкой и отодвиньте его за нижние резцы (зубы).
  • предложить держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка ребенок, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука с и ребёнок сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем) , поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками з и ц.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
  • «Улыбка – Трубочка»
  • «Наказать непослушный язык»
  • «Сделать язык широким»
  • «Загнать мяч в ворота»
  • «Лопаточка»
  • «Чистим зубки»
  • «Горка»
Упражнения для развития воздушной струи
  • «Снежинки»
  • «Чей одуванчик раньше улетит?»
  • «Ветерок»
  • «Фокусы»
  • «Желобок»
  • «Шторм в стакане»
В презентации использованы материалы:
  • Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.
  • Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004.
  • Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста. – М., 1999.
  • https://yandex.ru/images/

Уклад звуков (с – сь – з - зь –ц)

Первым обязательно выполняется упражнение на развитие речевого дыхания, чтобы ребёнок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка. Это необходимо для правильного произношении свистящих звуков.

1. Лягушка – хоботок

На счет «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

2. Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

3. Накажем непослушный язычок

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя – пя – пя»

4. Киска сердится

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

5. Упрямый ослик

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Ослик был сегодня зол.

Он узнал, что он осел.

6. Трубочка

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем.

7. Чистим нижние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

8. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 – 2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

9. Посчитай нижние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

Комплекс упражнений

для выработки артикуляционных укладов

звуков [ ш ], [ ж ], [ ч ], [ щ ].

Уклад органов артикуляции.

При произнесении [ш ] губы округлены и слегка вытянуты вперед перед последующим гласным [а ] округление минимально, перед [ы ] ([и ]) округления может и не быть. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или образует с ними щель. Средняя часть спинки опущена (углубление посередине образует как бы дно "чашечки"). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Воздушная струя теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

При образовании [ж ] та же артикуляция. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее, а щель между кончиком языка и твердым небом меньше, чем при образовании [ш ].

При произнесении [щ ] губы округлены и слегка выдвинуты вперед, широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при произнесении [ш ]). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому нёбу. Струя воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым небом и между кончиком языка и передними зубами.

При произнесении [ч ] губы округлены и вытянуты, кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки прижата к верхним резцам.

    "Пирожок".

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимается вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10.

    "Лопатка", "Блинчик", "Лепешка".

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    "Качели".

Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним с внутренней стороны.

    "Маляр".

Цель: вырабатывать движение языка вверх.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно).

    "Грибок".

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.

    "Гармошка".

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

    "Вкусное варенье".

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался.

    "Чашечка", "Ковшик".

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу.

    "Фокус".

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу.

    "Заборчик".

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

    Упражнение в произнесении [ т" ] – [ щ ].

Перед постановкой [ч ] полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков [т" ] и [щ ]. это способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое, что необходимо для произнесения [ч ]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщ или тэщ .

    "Горка".

Цель: вырабатывать подъем передне-средней части спинки языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается.

Уклад органов артикуляции. Для произнесения звука л необ­ходима достаточно сложная работа различных частей артикуля­ционного аппарата: губы нейтральны и принимают положение в; зависимости от следующего гласного; расстояние между верхни­ми и нижними резцами - 2-4 мм; кончик языка поднимается и прижимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение); передняя и средняя части спинки языка опускаются, корневая его часть приподнимается и оттяги­вается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность; боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю; выдыхаемая струя воздуха слабая; мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки колеблются, производя голос.

Артикуляция мягкого л" отличается от артикуляции твердого л тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Передне-сред­няя часть спинки языка поднимается по направлению ктвер­дому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спин­ки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.

Выработке необходимых движений языка способствуют сле­дующие упражнения.

    «Наказать непослушный язычок».

    «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

    «Качели-1».

Цель:

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачи­вать как можно больше. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    «Качели-1».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не сужался, губы и ниж­няя челюсть были неподвижны.

    «Качели-2».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык за ниж­ние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не дви­галась.

    «Вкусное варенье».

    «Пощелкать кончиком языка».

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Сле­дить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

    «Беззвучно пощелкать кончиком языка».

Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Сле­дить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и по­движность его передней части. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким перед­ ним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

10. «Горка», «Киска сердится».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упира­ется в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались непо­движными.

11. Упражнения в произнесении звука к (г).

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Варианты:

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опушен и оттянут назад. Медленно произносить звук к, стараясь задержать вы­ гнутый язык в верхнем положении как можно дольше. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны;

б) То же, но произносить звук г.

12. «Катушка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка, их подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

13. «Пароход».

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно про­износить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хо­рошо выгибалась, звук ы не переходил в и, губы и нижняя че­люсть были неподвижны.