Образовательный портал - Kurokt

Филологические игры и задачи на уроках лингвистики в средней школе. Филолгические игры и задачи Образование, педагогика, воспитание

Мы общаемся при помощи слов. Слова описывают все наши чувства, окружающую природу и все, созданное руками человека.

Слово – очень нежное создание. Замена, добавление или изъятие одной буквы могут совершенно изменить значение слова. Слова, как и люди, рождаются, живут и умирают. Но есть слова-долгожители, которые живут тысячи лет (хлеб, вода, воздух).

Еще в раннем детстве, только научившись говорить, мы начинаем изменять существующие слова и придумывать новые.

В учебный план может быть заложен ряд нестандартных учебных предметов, направленных на изучение слова: лингвистика, курс повышения грамотности, риторика. Для формирования современной языковой личности недостаточно тех уроков в школьном курсе русского языка, которые заложены в программу. Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации и т.д. Школа должна вырабатывать у детей отношение к языку человека как к универсальному инструменту и объекту познания.

На уроках я зачастую предлагаю детям игры в слова. Это могут быть кроссворды, чайнворды, квадраты, лайнворды, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. В них содержится большой объем лексики и фрагменты художественных произведений. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.

Особый тип представляют задачи на явления русского языка. Кроме данных, содержащихся в явном виде в условии, решающий может пользоваться информацией, которой он располагает как носитель языка.

Такие явления позволяют исподволь, порой неосознанно решать ряд педагогических задач:

    Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы и др.;

    Активно расширять лексический запас школьников; активно использовать новую лексику;

    Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;

    Обращаться к литературным произведениям и тем самым повторять материал по литературе, мировой художественной культуре;

    Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;

    Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;

    Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.

Мы приведем примеры лингвистических заданий (при их разработке использовались различные источники: Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник, 1998; Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова, 1990; Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи, 2006; Журинский А.Н. Лингвистика в задачах, 1995). Приводимые ниже темы уроков соответствуют тематическому планированию программы “Языкознание в средней школе” (

Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”

Задание: Ответьте на вопросы

    Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).

    Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).

    Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).

    Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).

    Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).

    У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).

    Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец ).

Упражнения для использования в теме “Синонимы”

Задание: Выделите “третье лишнее” слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)

Огонь, осень, пламя.

Алфавит, чистописание, азбука.

Шалун, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, прыгать.

Ураган, дождь, пурга.

Задание: Отгадайте загадки-шутки.

Какое государство сложно носить на голове? (Панама).

Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

Какой город летает? (Орел).

Какую реку можно срезать ножом? (Прут).

Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

Какое крыло никогда не летает? (Крыло самолета).

Игра “Кто быстрее?” (используется на уроке “Фразеологизмы”)

Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:

Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).

Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).

Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).

Задачи, используемые на уроке “Грамматика – способ устройства языка.

Для чего нам нужна грамматика”

Задание: Фраза мать любит дочь обыкновенно понимается так: “(кто?) мать любит (кого?) дочь”. Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь она может быть понята иначе: “(кого?) мать любит (кто?) дочь”. Придумайте 5 других русских фраз вида “подлежащее+сказуемое+дополнении”, в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все 5 фраз должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом какого-нибудь из членов предложения); при этом, однако, сказуемое должно быть выражено глаголом в настоящем времени . (Ответ: например, моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Поспешность увеличивает страх. Серебро заменяет золото).

Задачи, предлагаемые учащимся на уроке

Фонетический уровень языка. Звуки речи”

Задание: Определите, содержат ли два слова, входящие в пару, общие согласные звуки и, если содержат, то какие:

    ряд-яр

    стол-год

    люк-кот

    край-юг

    стог-гость

    ряд-зверь

    яма-май

    ею-ей

    рою-яр

    рот-тень

    тюль-юг

    ель-сеть

    дурь-рад

Задачи, используемые на уроке “Части речи”

Задание: даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах 12-17 вв.: полтретьяста (250), полшестадесять (55), полпята (4,5). Какие количества предавались числительным полшестаста и полтретьядесять? Есть ли ситуации, когда мы используем данную логику обозначения количества, говоря на современном русском языке? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа? (550, 25. Обозначения типа полседьмого, четверть третьего. Полтора).

Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у. (Вкус, воск, коза, кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус и т.д.)

Задача, используемая в теме “Славянские и балтийские языки”

Задание: даны русские слова и словосочетания и их переводы на болгарский язык в перепутанном порядке: 1) руль, тент, веер, бриг, невод, парус, булыжник, штурвал, вишневое варенье, шестерня; 2) голям камък, корабно платно, ветрило, старинна двумачтова платноходка, кормилно колело, кормило, сладко от вишни, голяма рибарска мрежа, зубчато колело, навес от платно. Установите перевод всех русских слов и словосочетаний. (руль- кормило, тент-навес от платно, веер-ветрило, бриг-старинна двумачтова платноходка, невод-голяма рибарска мрежа и т.д.)

Игра “От слова к слову” (предлагается для использования на уроке

Слово-основная единица языка”)

Задание: даны пары слов. Заменив в любой из пар слов по две буквы и образовав новые слова, перейти к другому слову. Порядок букв изменять нельзя.

ЗИМА-ЛЕТО (зима-сила-сито-лето)

ВЕСНА-ОСЕНЬ (весна-пасть-плеть-олень-огонь-осень)

РОСА-ИНЕЙ (роса-риск-пуск-прок-сток-инок-иней).

Занимательные стихотворения, используемые

на уроке “Ударение и интонация”

Задание: Дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.

*Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?
-В дом, сад, огород
провели…(водопров о д).

*Был бы друг,
Будет и…(дос у г).

*Хоть я сахарный зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я - …(св ё кла).

*Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его…(арб у з).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Для определения зоны ближайшего речевого развития (ее синтаксического строя) выбраны следующие параметры речи появление субъективно новых синтаксических моделей в речи учащихся (чаще усложненного типа относительно освоенных рядов), структурно оправданно соотнесенных с функционально-стилистическими и экспрессивными параметрами речи, но имеющими ошибки и недочеты в конструировании (неосвоенность конструкций усложненного типа); неадекватная замена синтаксических моделей, потенциально востребуемых с точки зрения выражения функционально-стилистического, семантического и экспрессивного значения речи, конструкциями из того же синонимического ряда (неосвоенность синонимического ряда)

Следуя Л.С. Выготскому, можно сказать, что зона ближайшего речевого развития определяется между уровнем освоенных грамматических рядов и уровнем востребуемым, неосвоенным, но могущим быть освоенным с помощью учителя.

В конце параграфа делаются следующие выводы

В актуальной зоне речевого развития учащиеся оперируют в основном доминантными моделями разных функщтонально-стилистических значений Так, например, в значениях сопоставления и противопоставления это конструкции с союзами «а» и «но», в определительном значении - с союзным словом «который» и т.д.

В речи подростков синонимические ряды функционально-стилистических значений или вообще не освоены, как, например, ряд определительного значения, а недоминантные модели являются окказионализмами, или освоены в недостаточной степени.

Отмечается неравномерная частотность употребления предложений с различными функционально-стилистическими значениями. Редко, например, встречаются причинно-следственное, целевое, условное, сравнительное значения, несмотря на то, что они востребованы зоной ближайшего речевого развития.

Ввиду того, что происходит неадекватная замена синтаксических моделей, потенциально востребуемых с точки зрения функционально-стилистического, семантического и экспрессивного значения речи, конструкциями из другого синонимического ряда (проявляется неосвоенность смежных синонимических рядов) или из того же синонимического ряда (неосвоенность данного синонимического рада), синтаксический строй речи учащихся обедняется, речь становится коммуникативно неточной.

Неразвитый синтаксический строй речи учащихся препятствует полноценному раскодированию художественного текста, тормозит читательское развитие

Синтаксический строй речи учащихся необходимо развивать целенаправленно как во множестве функционально-стилистических значений, так и в пределах синонимического ряда каждого значения, востребуемого зоной ближайшего речевого развития.

Задание : "Границы предложения"

Цель: учить находить границы предложения в тексте.

Учитель: Что такое предложение? Что мы о нём знаем?

Законченная мысль.

В нем есть главные члены: подлежащее и сказуемое.

На доске написан текст без точек и большой буквы в начале предложения:

ударили холодные утренники с деревьев дождём сыплются жёлтые листья спрятались насекомые перелётные птицы собираются в дорогу дрозды жадно клюют рябину в лесу свищет холодный ветер деревья погружаются в глубокий сон.

Найдите ошибки в тексте.

Нет большой буквы; ...нет точек; ...нет предложений; ...трудно читать; ...трудно понять.

Будем исправлять ошибки. Надо найти начало и конец каждого предложения, поставить соответствующие знаки.

Рассуждение ведётся следующим образом:

О чём говорится в первом предложении?

Об утренниках.

Проверим.

Что? - утренники. Это подлежащее, подчеркнём его одной чертой.

Что говорится об утренниках?

Что они ударили.

Проверим. Утренники что сделали? - ударили. Это сказуемое, подчеркнём его двумя чертами.

Определим, какие еще слова в этом предложении связаны по смыслу с главными членами предложения. Где заканчивается мысль?

Таким же образом прорабатывается весь текст, определяются границы предложений.

Анализ результатов

Предложенное задание на практическом уровне не вызвало затруднений у учеников. Весь класс справился с практическим заданием, но теоретическая часть у большинства выполнена неточно, сумбурно, у многих девятиклассников обнаружилось незнание терминов и неспособность четко формулировать ответы на поставленные вопросы.

Оценка «5» - 32 % (7 человек);

«4» - 36 % (8 человек);

«3» - 27 % (6 человек);

«2» - 5 % (1 человек).

Задание «Мать любит дочь»

Фраза «Мать любит дочь» обыкновенно понимается так: (кто?) мать, любит (кого?) дочь. Но в некоторых случаях (например при особой интонации или в контексте «Не отца, а мать любит дочь» она может быть понята иначе: (кого?) мать, любит (кто?) дочь.

Придумайте пять других фраз типа «подлежащее + сказуемое + дополнение», в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все фразы должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом одного из членов предложения). Сказуемое везде должно быть выражено глаголом в настоящем времени.

В искомых фразах подлежащими и дополнениями должны быть такие существительные, у которых именительный падеж совпадает с винительным.

1. Совпадение форм именительного и винительного падежей одного числа встречается довольно часто. В единственном числе эти падежи совпадают у всех существительных среднего рода (море, окно, животное), у неодушевленных существительных мужского рода (лес, путь), у существительных третьего склонения женского рода (степь, свекровь), во множественном числе - у всех существительных (леса, степи, моря).

В каждой фразе с такими существительными подлежащее и дополнение должны стоять в одном и том же числе. В противном случае форма глагола однозначно укажет на подлежащее.

Комбинируя существительные разных родов и чисел, можно построить подходящие фразы, например: Моря окружают материки. Море напоминает степь. Серебро заменяет золото. Поспешность увеличивает страх. Металл вытесняет дерево.

2. Условию задачи удовлетворяет еще один, более редкий случай: совпадение форм именительного падежа единственного числа и винительного падежа множественного числа. Оно наблюдается у некоторых одушевленных существительных мужского рода (солдат, грузин, турок и т.п.) Сказуемое во фразах с такими существительными должно стоять в единственном числе, следовательно, и второе существительное - только в форме единственного числа, например: Дитя видит цыган. Румын встречает дочь. Коллектив приветствует солдат.

Анализ результатов

В общем и целом ученики с заданием справились, но снова практическая часть оказалась более доступной для выполнения, нежели теоретическая. Возникли трудности с объяснением некоторых языковых явлений и формулировкой очевидных, в общем-то, закономерностей.

«Отлично» получили 2 человека, «хорошо» - 11, «удовлетворительно» - 7 человек, «неудовлетворительно» - 2.

Оценка «5» - 9%;

«3» - 32%;

Развивать грамматический строй речи можно не только на уроках русского языка, но и на внеклассных игров ых мероприятиях, которые полезны еще и потому, что сплачивают зачастую очень разобщенные классы. Приведем примеры массовых лингвистических игр, цель которых формировать и развивать навыки связной монологической и диалогической речи, развивать образное мышление, тренировать память и способствовать укреплению партнерских и дружеских связей между одноклассниками.

Игра «Сравнения»

Выбирают слово, называющее предмет, явление или действие. Затем играющие по кругу сравнивают его с чем-либо, указывая основания для сравнения.

Например, со словом «река» возможны варианты: «Она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая». «Она похожа на время, ее тоже невозможно остановить».

Повторяться запрещено. Тот, кто не ответил, выходит из игры. Побеждает ответивший последним. Особенно интересно, хотя и сложно, играть со словами с абстрактным значением.

Игра «Венок»

Играют 2 команды. Игрок одной подходит к соперникам, и те называют ему слово, которое должна отгадать его команда. Он предлагает ей варианты, с которыми можно сравнить загаданный предмет, явление или действие. Например, для слова «дождь»: «Это может быть как водопад. Это может быть как колыбельная песня. Это как душ».

Когда слово угадано, команды меняются ролями. Усложняют игру слова с абстрактным значением (преданность, преобладание) - их трудно сравнивать - или, напротив, очень конкретные (вроде отвертки или застежки-молнии) - их сложно угадать.

2.3 Методика освоения способов словообразования

Исследование грамматического строя речи учащихся включает изучение следующих умений школьников: словообразование существительных, прилагательных и глаголов, употребление падежей, категории числа существительных, овладение согласованием разных частей речи, а также умения употреблять простые и сложные предлоги, конструировать предложения

Учёные выделяют следующие особенности словообразования частей речи:

· существительных (уменьшительно-ласкательных, названий детёнышей животных и птиц, по аналогии /дождь - дождинка, снег - .../, со значением частички целого);

· приставочных глаголов (замена глаголов с приставками бесприставочными глаголами диффузного значения, замена одной приставки другой, близкой по значению, употребление вместо глагола с приставкой основы глагола без приставки);

· относительных прилагательных.

Изучив словообразовательные модели во всем их многообразии, школьники начинают воспринимать язык не как статичную субстанцию , а как живой развивающийся организм. С этими знаниями к ним приходит потребность активного осознанного словотворчества.

Мы помним, что ребенок уже проходил этот этап конструирования слов по воспринятым на слух от взрослых образцам в 2 или 3 года, но в тот момент словотворчество было всего лишь одним из многочисленных способов познания мира. По прошествие же лет, когда молодой человек уже воспринял понятие языковой нормы, словотворчество стало для него открытием новых горизонтов познания, одним из способов самовыражения.

Именно поэтому нам так важно вовлечь подростка в эту замечательную языковую игру - сотворение слова.

Задание «Поваренная соль»

Попытайтесь объяснить, от какого слова и каким способом было образовано слово поваренный, выступающий в выражении «поваренная соль». Подтвердите свое объяснение примерами производных слов, которые образованы тем же способом и приблизительно так же относятся к ним по смыслу.

Рассмотрим гипотезу «варить - поварить - поваренный». Значение приставки по- в поварить такое же, как в глаголах поносить (пиджак), порисовать, поиграть. Но тогда получится, что «поваренная соль» - это «соль, которую недолго поварили», что отнюдь не соответствует фактическому значению этого словосочетания, а именно: «соль, которую можно употреблять для приготовления пищи».

Теперь предположим, что слово «поваренный» является не причастием, а прилагательным и образовано от существительного, подобно словам «песенный» (от «песня»), «кухонный» (от «кухня») и т.п., в которых суффикс -н- присоединяется к основе, оканчивающейся на суффикс -ен- с беглым «е». Получается цепочка «повар - поварня - поваренный» (сродни «конюх - конюшня - конюшенный»). Тогда «поваренная соль» - соль, имеющая отношение к поварне (кухне), «кухонная» соль, что вполне соответствует фактическому значению этого словосочетания.

В современном русском языке слово «поваренный» не является производным, так как перестало существовать слово «поварня».

Методические рекомендации: данное задание достаточно сложное и требует особого языкового чутья и дополнительных историко-грамматических знаний, поэтому его можно дать подготовить сильному ученику в качестве доклада или предложить хорошо успевающим по русскому языку ученикам в блоке заданий школьной или районной Олимпиады.

Задание «Лучший троечник»

Перед вами фраза из очень известного произведения одного великого русского писателя. В ней сделана купюра (иначе не получилось бы задачи):

«…Кирюха… на весь округ считался лучшим троечником».

Как это можно быть лучшим троечником?

Ответ становится ясен из полного текста фразы, взятой из повести А.П. Чехова «Степь»:

«Кирюха жил в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником.»

Этого значения слова «троечник» уже нет в современном языке. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова оно не указано. Но в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова и в обоих академических словарях (17- и 4- томном) оно есть. Это - «извозчик, ямщик, ездящий на тройке».

Методические рекомендации: предлагая ученикам это, по сути, несложное задание, необходимо обратиться к их читательскому опыту, напомнить о ранее изученных произведениях художественной литературы. Именно благодаря задачам такого типа на практике реализуется идея взаимодействия уроков литературы и русского языка. Для учителя здесь важно указать ребятам верное русло рассуждения.

С данным заданием все участники экспериментальной группы справились хорошо. Наиболее полный и точный ответ дали 6 человек, хорошие ответы были у 10 человек, 5 человек ответили удовлетворительно, 1 человек не справился с заданием.

Оценка «5» - 27%;

Задание «Сложные числительные»

Даны сложные числительные, встречающиеся рукописях и былинах XII - XVII веков: полтретьяста - 250; полшестадесять - 55; полпята - 4,5.

1. Какие количества передавались числительными полшестаста и полтретьядесять?

2. Есть ли ситуации, в которых мы используем ту же логику обозначения количества в современном русском языке?

3. Есть ли современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?

2. Обозначение времени, типа «полседьмого», «четверть третьего».

3. Полтора *полвтора, полтораста * полвтораста.

Методические примечания: с заданием справились абсолютно все ученики. Отличный результат у 12 человек, хороший у 8, удовлетворительный - у 2 человек.

Оценка «5» - 55 %;

Заключение

В ходе нашей работы над изучением процесса обучения русскому языку, созданием системы специальных упражнений, при анализе теоретической литературы по лингвистике, психологии и методике мы убедились в актуальности нашей работы. Мы поняли, что несмотря на давно назревшую очевидную необходимость развития именно речевых, коммуникативных навыков у школьников, эта потребность современным образованием удовлетворяется не в полной мере.

Этому можно найти множество причин: от общего низкого уровня культуры, начитанности и эрудиции учеников и неправильно, не по приоритетам распределенного Госстандартом программного времени до нерационально организованных учителями уроков русского языка. Налицо недостаточное развитие грамматического строя речи учащихся. У современных школьников заметен явный крен в сторону лингвистической и языковой компетенции, а вот коммуникативная развита чрезвычайно слабо. Это при том, что современное общество предъявляет повышенные требования именно к контактной валентности человека и его способности свободно ориентироваться в коммуникационном пространстве, а не к качеству теоретических знаний о языке.

Подводя итоги нашего исследования можно сделать следующий вывод: грамматический строй речи, являясь фундаментальной основой для формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций даже при недостаточном развитии у некоторых школьников способен интенсивно совершенствоваться при условии правильного педагогического воздействия, тонкого психологического взаимодействия и четкого методического осмысления.

Исключительно позитивная доминанта полученного вывода обусловлена положительным решением всех задач, заявленных в самом начале исследования:

· изучив самые значимые труды по возрастной и экспериментальной педагогике, психологии речевого развития и методике развития речи мы установили теоретические основы развития грамматического строя речи школьников;

· во время педагогической практики мы разработали и апробировали систему специальных упражнений по методике формирования грамматического строя речи, методика формирования синтаксического строя речи, методике освоения способов словообразования;

· выявили типичные ошибки учащихся при выполнении предложенных упражнений и разработали методику коллективного анализа и индивидуальной работы над ними;

· разработали методические рекомендации по введению в основную и факультативную программу обучения русскому языку предложенного комплекса упражнений, а также дали рекомендации по проведению внеклассных мероприятий, призванных развивать грамматический строй речи учащихся.

грамматический речь учащийся русский язык

Список использованной литературы

1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. М.: «Вербум-М», 2004.

3. Богоявленский Д.И. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике. В сб. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. М., АПН РСФСР - 1959.

4. Вопросы методики русского языка. Под ред. Г.Н. Приступы. Выпуск II. Рязань, 1973

5. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений. М., 1982. - Т. 2.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1997.

7. Гвоздев А.Н. «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка М.: АПН РСФСР, 1949.

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

9. Дудников А.В. Методика синтаксиса и пунктуации в школе. М.: Учпедгиз, 1963.

10. Жуйко С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М.: АПН РСФСР, 1958.

11. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.

12. Методика грамматики и орфографии. Под ред. Н.С.Рождественского 2-е издание М.: Просвещение, 1979.

13. Методика русского языка. М.: Просвещение, 1982.

14. Приступа Г.Н. Методика урока русского языка. Рязань, 1971.

15. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1979.

16. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

18. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1970.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности грамматического строя речи как компонента системы языка. Этапы развития грамматического строя речи в онтогенезе и виды его нарушения у детей с общим недоразвитием речи. Коррекционно-логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2011

    Сравнительная характеристика грамматического строя речи у дошкольников с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации по коррекции нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 02.01.2011

    Развитие грамматического строя речи при нарушении речевого развития. Коррекция нарушений грамматического строя речи. Целенаправленность и последовательное усложнение работы логопеда по формированию словообразования и словоизменения у детей с ОНР.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Изучение процесса формирования лексико-грамматического строя речи на примере прилагательных у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития. Разработка методики по формированию лексико-грамматического строя речи с опорой на игровую деятельность.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Онтогенетические закономерности речевого развития. Анализ изучения степени владения навыками словоизменения и словообразования. Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Направления коррекционной работы.

    дипломная работа , добавлен 19.08.2014

    Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования лексико-грамматического строя речи. Разработка и обоснование методики логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2010

    Обоснование необходимости решения проблемы обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся в условиях общей тенденции падения культуры речи. Особенности работы учащихся с толковыми словарями на уроках, разработка системы упражнений.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2014

    Развитие грамматического строя речи в онтогенезе. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов. Особенности развития грамматического строя речи при нарушенном речевом развитии. Организация и методика констатирующего эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и при дизонтогенезе. Основные направления формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня и их умение образовывать словосочетания, простые предложения.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2008

    Характеристика освоения дошкольниками грамматического строя речи, его закономерности и этапы развития. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей. Методы и приемы работы. Анализ календарного плана воспитателя.

Страница 3

Таким же образом прорабатывается весь текст, определяются границы предложений.

Анализ результатов

Предложенное задание на практическом уровне не вызвало затруднений у учеников. Весь класс справился с практическим заданием, но теоретическая часть у большинства выполнена неточно, сумбурно, у многих девятиклассников обнаружилось незнание терминов и неспособность четко формулировать ответы на поставленные вопросы.

Оценка «5» - 32 % (7 человек);

«4» - 36 % (8 человек);

«3» - 27 % (6 человек);

«2» - 5 % (1 человек).

Задание «Мать любит дочь»

Фраза «Мать любит дочь» обыкновенно понимается так: (кто?) мать, любит (кого?) дочь. Но в некоторых случаях (например при особой интонации или в контексте «Не отца, а мать любит дочь» она может быть понята иначе: (кого?) мать, любит (кто?) дочь.

Придумайте пять других фраз типа «подлежащее + сказуемое + дополнение», в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все фразы должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом одного из членов предложения). Сказуемое везде должно быть выражено глаголом в настоящем времени.

В искомых фразах подлежащими и дополнениями должны быть такие существительные, у которых именительный падеж совпадает с винительным.

1. Совпадение форм именительного и винительного падежей одного числа встречается довольно часто. В единственном числе эти падежи совпадают у всех существительных среднего рода (море, окно, животное), у неодушевленных существительных мужского рода (лес, путь), у существительных третьего склонения женского рода (степь, свекровь), во множественном числе – у всех существительных (леса, степи, моря).

В каждой фразе с такими существительными подлежащее и дополнение должны стоять в одном и том же числе. В противном случае форма глагола однозначно укажет на подлежащее.

Комбинируя существительные разных родов и чисел, можно построить подходящие фразы, например: Моря окружают материки. Море напоминает степь. Серебро заменяет золото. Поспешность увеличивает страх. Металл вытесняет дерево.

2. Условию задачи удовлетворяет еще один, более редкий случай: совпадение форм именительного падежа единственного числа и винительного падежа множественного числа. Оно наблюдается у некоторых одушевленных существительных мужского рода (солдат, грузин, турок и т.п.) Сказуемое во фразах с такими существительными должно стоять в единственном числе, следовательно, и второе существительное - только в форме единственного числа, например: Дитя видит цыган. Румын встречает дочь. Коллектив приветствует солдат.

Анализ результатов

В общем и целом ученики с заданием справились, но снова практическая часть оказалась более доступной для выполнения, нежели теоретическая. Возникли трудности с объяснением некоторых языковых явлений и формулировкой очевидных, в общем-то, закономерностей.

Образование, педагогика, воспитание:

Игры с использованием предметных и сюжетных картинок
Уже в конце первого года ребенок тянется к красочной картинке, радуясь изображению. Малыш не сразу отличает реальный предмет от его изображения на картинке. Он относится к рисунку как к игрушке, к вещи, пытаясь взять нарисованный мячик, укусить яблоко. С помощью взрослого малыш постепенно устанавли...

Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
На протяжении XX в. активно разрабатывались вопросы использования книг с математическим содержанием и рабочих тетрадей с целью обогащения математических представлений дошкольников (Ф. Н. Блехер, 3. А. Михайлова, Л. Г. Петерсон, Е. Я. Фортунатова, Л. К. Шлегер и др.). Условно можно выделить нескольк...

Учреждения социального обслуживания, профилактики и реабилитации семьи и детей
В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление "О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье", которая включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Социальная политика проявилась в выплате пос...

Мы общаемся при помощи слов. Слова описывают все наши чувства, окружающую природу и все, созданное руками человека.

Слово – очень нежное создание. Замена, добавление или изъятие одной буквы могут совершенно изменить значение слова. Слова, как и люди, рождаются, живут и умирают. Но есть слова-долгожители, которые живут тысячи лет (хлеб, вода, воздух).

Еще в раннем детстве, только научившись говорить, мы начинаем изменять существующие слова и придумывать новые.

В ГОУ СОШ № 832 ЮАО г..Москвы в учебный план заложен ряд нестандартных учебных предметов, направленных на изучение слова: лингвистика, курс повышения грамотности, риторика. Для формирования современной языковой личности недостаточно тех уроков в школьном курсе русского языка, которые заложены в программу. Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации и т.д. Школа должна вырабатывать у детей отношение к языку человека как к универсальному инструменту и объекту познания. Введенный несколько лет назад курс лингвистики призван научить детей сопоставлять, анализировать языковые факты, развить интерес к языку. Уроки лингвистики ведутся в нашей школе в 5-7 гимназических классах, в 8-9 классах работает творческая лаборатория “Лингвист”, призванная поддерживать проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

На этих уроках я зачастую предлагаю детям игры в слова. Это могут быть кроссворды, чайнворды, квадраты, лайнворды, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. В них содержится большой объем лексики и фрагменты художественных произведений. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.

Особое внимание на уроках лингвистики я обращаю внимание на решение задач. Именно задач, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ее нужно решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может доказать правильность ответа. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется специальных знаний и подготовки. Лингвистическая задача воплощает, таким образом, принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности учащихся. Учащиеся, решающие задачи, знакомятся с используемыми в лингвистике способами анализа языкового материала, самостоятельно “открывает” многие лингвистические понятия, такие, как фонема, морфема, согласование и многие другие, хотя в самом материале задачи специальные термины не используются.

Очень важна и другая особенность задач: они знакомят учащихся с большим кругом языковых явлений, принадлежащих самым разным языкам. Такие задачи отражают связь лингвистики с другими науками, например, с математикой.

Особый тип представляют задачи на явления русского языка. Кроме данных, содержащихся в явном виде в условии, решающий может пользоваться информацией, которой он располагает как носитель языка.

Такие явления позволяют исподволь, порой неосознанно решать ряд педагогических задач:

  • Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы и др.;
  • Активно расширять лексический запас школьников; активно использовать новую лексику;
  • Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;
  • Обращаться к литературным произведениям и тем самым повторять материал по литературе, мировой художественной культуре;
  • Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;
  • Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;
  • Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.

Я широко использую такой лингвистический материал во внеклассной работе при организации викторин, конкурсов, КВН, а также на указанных выше уроках. Такие занимательные задания соответствуют возрасту учащихся и вызывают и поддерживают интерес к предмету.

Приведу примеры таких заданий (при их разработке использовались различные источники: Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник, 1998; Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова, 1990; Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи, 2006; Журинский А.Н. Лингвистика в задачах, 1995). Приводимые ниже темы уроков соответствуют тематическому планированию программы “Языкознание в средней школе” (

Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”

Задание: Ответьте на вопросы

  1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку , прошитую на машинке).
  2. Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
  3. Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).
  4. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).
  5. Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).
  6. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).
  7. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).
  8. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец ).

Упражнения для использования в теме “Синонимы”

Задание: Выделите “третье лишнее” слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)

Огонь, осень, пламя.

Алфавит, чистописание, азбука.

Шалун, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, прыгать.

Ураган, дождь, пурга.

Задание: Отгадайте загадки-шутки.

Какое государство сложно носить на голове? (Панама).

Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

Какой город летает? (Орел).

Какую реку можно срезать ножом? (Прут).

Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

Какое крыло никогда не летает? (Крыло самолета).

Игра “Кто быстрее?” (используется на уроке “Фразеологизмы”)

Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:

Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).

Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).

Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).

Задачи, используемые на уроке “Грамматика – способ устройства языка.

Для чего нам нужна грамматика”

Задание: Фраза мать любит дочь обыкновенно понимается так: “(кто?) мать любит (кого?) дочь”. Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь она может быть понята иначе: “(кого?) мать любит (кто?) дочь”. Придумайте 5 других русских фраз вида “подлежащее+сказуемое+дополнении”, в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все 5 фраз должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом какого-нибудь из членов предложения); при этом, однако, сказуемое должно быть выражено глаголом в настоящем времени. (Ответ: например, моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Поспешность увеличивает страх. Серебро заменяет золото).

Задачи, предлагаемые учащимся на уроке

“Фонетический уровень языка. Звуки речи”

Задание: Определите, содержат ли два слова, входящие в пару, общие согласные звуки и, если содержат, то какие:

  1. ряд-яр
  2. стол-год
  3. люк-кот
  4. край-юг
  5. стог-гость
  6. ряд-зверь
  7. яма-май
  8. ею-ей
  9. рою-яр
  10. рот-тень
  11. тюль-юг
  12. ель-сеть
  13. дурь-рад

Задачи, используемые на уроке “Части речи”

Задание: даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах 12-17 вв.: полтретьяста (250), полшестадесять (55), полпята (4,5). Какие количества предавались числительным полшестаста и полтретьядесять? Есть ли ситуации, когда мы используем данную логику обозначения количества, говоря на современном русском языке? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа? (550, 25. Обозначения типа полседьмого, четверть третьего. Полтора).

Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у. (Вкус, воск, коза, кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус и т.д.)

Задача, используемая в теме “Славянские и балтийские языки”

Задание: даны русские слова и словосочетания и их переводы на болгарский язык в перепутанном порядке: 1) руль, тент, веер, бриг, невод, парус, булыжник, штурвал, вишневое варенье, шестерня; 2) голям камък, корабно платно, ветрило, старинна двумачтова платноходка, кормилно колело, кормило, сладко от вишни, голяма рибарска мрежа, зубчато колело, навес от платно. Установите перевод всех русских слов и словосочетаний. (руль- кормило, тент-навес от платно, веер-ветрило, бриг-старинна двумачтова платноходка, невод-голяма рибарска мрежа и т.д.)

Игра “От слова к слову” (предлагается для использования на уроке

“Слово-основная единица языка”)

Задание: даны пары слов. Заменив в любой из пар слов по две буквы и образовав новые слова, перейти к другому слову. Порядок букв изменять нельзя.

ЗИМА-ЛЕТО (зима-сила-сито-лето)

ВЕСНА-ОСЕНЬ (весна-пасть-плеть-олень-огонь-осень)

РОСА-ИНЕЙ (роса-риск-пуск-прок-сток-инок-иней).

Занимательные стихотворения, используемые

на уроке “Ударение и интонация”

Задание: Дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.

*Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?
-В дом, сад, огород
провели…(водопрово д).

*Был бы друг,
Будет и…(досу г).

*Хоть я сахарный зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я - …(свё кла).

*Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его…(арбу з).

Список использованной литературы :

  1. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.:АО Аспект Пресс, 1994
  2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Тритон, 1998
  3. Дроздова О.Е. Методические рекомендации в урокам языкознания в 5-8 классах. М.: Владос, 2003
  4. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1990
  5. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс. – М.:Владос, 2003
  6. Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. – М.: Илекса, 2006
  7. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. – М.: Индрик, 1995