Образовательный портал - Kurokt

Социально-личностное развитие осуществляется в процессе. Презентация на тему "развитие личности в дошкольном возрасте" Ж. Пиаже выделил две основные стадии в развитии моральных суждений у детей

Вопросы:
1. Теоретические подходы к исследованию проблемы
развития личности в дошкольном возрасте.
2. Основные направления развития личности ребенка
дошкольника:
а) развитие внутренних этических инстанций
(морального сознания);
б) развитие морально-потребностной сферы;
в) развитие самосознания ребенка.
3. Половая идентификация как один из механизмов
развития личности ребенка-дошкольника.

Теоретические подходы к исследованию проблемы развития личности в дошкольном возрасте в отечественной психологии

Л.С. Выготский
Идея системного подхода в развитии личности
Основные новообразования:
первые общие представления о природе, о самом себе,
возникает образ детского мировоззрения;
у ребенка впервые возникают внутренние этические
инстанции, как обобщенные представления о нормах
поведения;
перестраиваются интересы и потребности ребенка, которые
начинают определяться смыслом данной ситуации,
значением, знаниями, которые ребенок вкладывает в эту
ситуацию.

А.Н. Леонтьев
Дошкольное детство – это период фактического
складывания личности, период развития
личностных механизмов поведения.
Основные новообразования:
соподчинения мотивов (иерархия мотивов);
произвольность поведения.

Д.Б. Эльконин
Для более полного понимания процесса формирования
личности в дошкольном возрасте необходимо поставить в
центр рассмотрения вопрос об отношении ребенка и
взрослого
В дошкольном возрасте взрослый выделяется как образец,
впервые возникает возможность действовать и поступать как
взрослый. Это новое отношение между ребенком и
взрослым, при котором образ ориентирует действия и
поступки ребенка, служит основой всех новообразований в
личности дошкольника.

А.В. Запорожец показал значение социальных эмоций
в формировании личности ребенка.
В младшем дошкольном возрасте они возникают в конце
деятельности, после совершения поступка.
В среднем дошкольном возрасте - возникают в процессе
выполнения деятельности.
К концу дошкольного детства они возникают до начала
деятельности, выступая в роли мотивов.
Основное новообразование – эмпатия (сопереживание,
сочувствие, содействие)

Л.И. Божович
Ею выделены этапы развития личности в
онтогенезе, которые автор связывает с кризисами
психического развития
Основные новообразования:
♦ младенческий возраст – аффект окрашенных
представлений;
♦ ранний возраст – система «Я»;
♦ дошкольный возраст – внутренняя позиция.

В.С. Мухина исследовала особенности
самосознания дошкольников, выявила
закономерности в его развитии.
Ею исследовались некоторые механизмы
развития личности дошкольника
(идентификация).

Основные направления развития личности
ребенка-дошкольника:
1) развитие морального сознания;
2) развитие мотивационно-потребностной
сферы;
3) развитие самосознания ребенка.

Развитие морального сознания

Ж. Пиаже моральное развитие есть процесс
адаптации ребёнка к требованиям социальной среды
между интеллектуальным развитием
ребёнка и развитием у него нравственности
существует определённое соответствие
в основе развития познавательной и эмоциональной
сфер лежит изменение схем поведения.

Существуют:
схемы в отношении ребёнка к объектам
деятельность ребёнка с предметами
схемы в отношении ребенка к людям
отношения ребёнка со сверстниками и взрослыми

Ж. Пиаже выделил две основные стадии в развитии моральных суждений у детей

Первая – стадия «объективной ответственности»,
основанная на «моральном реализме»:
- «парциальность», отсутствие обобщённости;
- скованность морального суждения внешней стороной вещей.
Вторая – стадия «субъективной ответственности». Состоит
в оценке действий на основании мотивов и намерений
человека, связана со становлением «автономной морали».

А.В. Запорожец

Изучал особенности формирования моральных представлений,
суждений и оценок при восприятии детьми дошкольного
возраста литературных произведений.
Младшие дошкольники еще недостаточно осознают мотивы
своего отношения к персонажам и просто оценивают их как
хорошего или плохого.
В старшем дошкольном возрасте дети уже более
аргументировано подходят к оценке персонажей.
Переход от немотивированной оценки ребенка в
мотивированную моральную оценку, связан с развитием у
детей дошкольного возраста сопереживания и содействия к
героям литературных произведений.

Л.П. Князева

Уровни развития моральных представлений:
1 – характеризуется тем, что моральные представления детей
диффузны, малоадекватны, дети недифференцируют одно
качество от другого, а используют лишь глобальные оценки
(хороший, плохой).
2 – характерно выделение 1-2 признаков, т.е. имеет место
элементарная дифференцировка.
3 – характеризуется тем, что на этом уровне дети обобщают
на основе перечисления несколько конкретных признаков.
4 – характеризуется тем, что ребенок обобщает на основе
типичного в поведении. Знания детей приобретают характер
системы.

Р.Р. Калинина, Н.В. Мельникова

недостаточный
уровень развития когнитивного
компонента нравственного развития
развитие эмоционального компонента происходит
вслед за когнитивным, развивается по пути
расширения круга нравственных понятий и
ситуаций, к которым проявляется эмоциональное
отношение
развитие поведенческого компонента в дошкольном
возрасте идёт в направлении расширения ситуаций,
в которых проявляется нравственное поведение, и
включения более широкого круга людей в этих
ситуациях

В дошкольном возрасте развиваются
следующие потребности:
в познании,
в деятельности,
в общении,
быть принятыми взрослыми и сверстниками,
быть признанным и любимым и др.

В дошкольном возрасте возникают новые, типичные для этого
возраста мотивы:
связанные с интересом к миру взрослых;
интерес к содержанию и процессу новых осваиваемых ими
видов деятельности (к игре);
мотивы личных достижений, стремление к
самоутверждению и самовыражению;
соревновательный мотив: выиграть, победить;
познавательные мотивы;
нравственные мотивы, на основе которых выделяются
общественные.

Г.Н. Авхач

Цель исследования - изучение особенностей
поведения детей в ситуации двойной мотивации
Чтобы ребенок смог подчинить мотив «хочу» мотиву
«надо», педагогу необходимо учесть 2условия:
замотивировать деятельность ребенка, то есть
подчеркнуть общественную значимость того, что он
должен сделать;
обязательно оценить вместе с детьми то, что сделал
ребенок.

Этапы развития самосознания

I
этап - 7мес. Ребенок начинает отделять себя от
окружающих людей. Появляется реакция на чужого
человека – страх. В этом возрасте ребенок еще не
отделяет себя от матери.
II этап - 1г. – 1г. 2 мес. Формируется схема тела.
Ребенок может показать части тела, которые не
видит.
III этап – 1 г. 6мес. – 2 года. Ребенок осознает себя
субъектом действия, то есть может управлять
своими действиями.
IV этап 2 г. – 2 г. 6 мес. Усвоение имени, которое
приобретает личностный смысл. Ребенок выделяет
себя как нечто целое, отличное от других, идет
усвоение местоимения «Я».

Этапы развития самосознания

V этап
- 3 г. Формируется первичная половая
идентичность. Развиваются первые зачатки
самооценки.
VI этап - 4 – 5 лет. Дальнейшее развитие половой
идентификации, то есть усвоение образцов
поведения присущих данному полу через
подражание родителям своего пола.
VII этап - 6 – 7 лет. В сознании ребенка
представлены основные звенья структуры
самосознания: притязание на признание, осознание
половой принадлежности, осознание себя во
времени, отношение к своим правам и
обязанностям.

Структура самосознания

В.С. Мухина
Я
ПЕТЯ
имею
право
сам
хочу
мальчик
должен
хороший
был
есть
буду

Р.Б. Стеркина, Н.Е. Анкудинова

Для
детей дошкольного возраста характерна
завышенная самооценка, которая с возрастом
становится все более полной, детализированной и
развернутой.
Самооценка дошкольника во многом определяется
характером деятельности, в которой ребенок себя
оценивает. (Н.Е. Анкудинова)
Условием развития самооценки у детей является
наличие обучающей, адекватной и развивающей
оценки ребенка взрослым.

Генезис половой идентификации в дошкольном детстве исследовали А. И. Захаров и Н. В. Плисенко

Период ярко выраженной половой идентификации у
девочек представлен возрастом от 3 до 8 лет, а у
мальчиков 5-7 лет.
Важным условием развития половой идентификации
выступают эмоционально теплые отношения с
родителями обеих полов.

Факторы, которые позитивно влияют на
развитие половой идентификации:
позитивная ориентация родителей на пол
ребенка, их осведомленность в вопросах
психосексуального развития детей,
наличие общения, эмоционально-теплых
взаимоотношений родителей с детьми.

Факторы, которые негативно влияют на развитие половой идентификации:

неполная
семья;
нарушение половых ролей родителей в семье, когда
лидером в семье выступает женщина, а мужчина
теряет авторитет в глазах детей;
неадекватные установки по отношению к полу
родившегося ребенка;
плохие отношения между родителями, наличие
частых конфликтов негативно сказывается на
развитии половой идентификации у девочки,
мальчики индифферентны к таким ситуациям.

Показатели нарушений в развитии половой идентификации:

когда в игре ребенок берет на себя роль, характерную для
представителей другого пола;
когда на просьбу педагога нарисовать человека, ребенок
рисует представителя другого пола;
тематика детских рисунков (если девочка рисует
строительство, войны – тревожный факт);
нарушение в поведении детей, когда девочка предпочитает
общение с отцом и его знакомыми общению с матерью,
при этом ведет себя как представитель другого пола:
категорично, решительно, не любит, когда ее обнимают,
целуют и наоборот;
когда ребенок в своих фантазиях, сновидениях видит себя
представителем другого пола.

Направления работы педагогов по развитию половой идентификации

общепедагогическое направление – это развитее и
закрепление общегигиенических навыков, беседы о
личной гигиене, о здоровье, о гигиене одежды и ухода за
ней, работа о профилактике раннего детского анонизма,
регулярная зарядка и т.д.;
формирование биолого-анатомических представлений о
человеке: первые представления о двуполости мира,
уточнение представлений о продлении рода. Нужно
говорить правду о его рождении, но в каждом возрасте
своя правда;
историко-культурное направление – формирование
нравственных представлений;
социально-значимое направление (полоролевые игры и
игры-драматизации – моделируются эталоны
взаимоотношений в семье).

Личностные новообразования

1)
2)
3)
4)
Внутренние этические инстанции;
Зачатки миропонимания и перестройка
интересов (Л.С. Выготский);
произвольность поведения и соподчинение
мотивов (А.Н. Леонтьев);
Самооценка и формирующаяся на ее основе
«внутренняя позиция» (Л.И. Божович).

Слайд 2

План:

1. 2. 3.Развитие самосознание, самооценки и образа «Я» в дошкольном возрасте. 4.Нравственное развитие в дошкольном возрасте. 5. 6. 7. 8.

Слайд 3

3.Развитие самосознания, самооценки, образа «Я» в дошкольном возрасте

Слайд 4

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих: - свойств; - качеств; - возможностей. Самосозна́ние -это сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще.

Слайд 5

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка. В возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника.

Слайд 6

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Существует 3 позиции отношение детей к окружающим и к самому себе: - эгоистическая позиция; - конкурентная позиция; - гуманная позиция.

Слайд 7

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание его мотиваций. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин).

Слайд 8

Особенности развития самосознания вдошкольном возрасте:

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника; - оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя; - дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы; - к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность; - развивается способность мотивировать самооценку; - появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Слайд 9

4.Нравственное развитие в дошкольном возрасте

Слайд 10

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых.

Слайд 11

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений. Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: - «Нельзя обманывать взрослых»; - «Маленьких нельзя обижать».

Слайд 12

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь

Слайд 13

Особенности нравственного развития детей вдошкольном возрасте:

У детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; - возрастает действенность нравственных представлений; - возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Слайд 14

Список литературы:

Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства //Вопросы психологии. – 1986. - № 4. – с. 27-36 Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М., 1986 3.Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания //Избр.психол.труды в 2-х т.т. –Т.2. –М., 1980. –с. 103-127

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

«Личностно-ориентированное обучение» - Целью российского образования в настоящее время. Способы усвоения и процессы мышления. Особенность личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: Отличия личностно- ориентированного урока от традиционного. Разноуровневый Дифференцированный Индивидуальный Субъктивно-личностный.

«Социально-педагогическая поддержка» - Такой тип отношений ТОТАЛЬНО фиксирует тип позиций «СИЛЬНЫЙ-слабый». Поддержка как культурный феномен. Теория, практика, проблема внедрения. Модель социально-педагогической поддержки. Ограничения модели социально-педагогической поддержки ребенка (модель опеки-заботы-защиты). Фиксация типа отношений и позиций в социальной практике.

«Формирование личностных компетенций» - Приложения. Обеспечивает интеграцию в окружающую действительность. Направлена на усвоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, саморегуляции, самоподдержки. Нацелена на сохранение психического и физического здоровья. Педагогический проект. Повышение уровня предметной компетенции.

«Социально экономическое развитие России» - Закон о плане принимается в Национальном собрании. Взаимозависимость развития регионов и потребностей в электроэнергии. Необходимо учесть в Генеральной Схеме долгосрочный план геологических исследований. Правительство готовит окончательный вариант плана. Уровни индикативного планирования. «отраслевой» контракт; балансовый метод; метод ЦДС.

«Личностно-ориентированные технологии» - Ценности личностно-ориентированного воспитания. Ребенок- уникальная индивидуальность. Модель личностно-ориентированного воспитания. Результаты. Однородные группы. 3 этап –проектирование развития. Алгоритм внедрения личностно-ориентированной технологии. Культура. 1 этап- диагностирование каждого ребенка 2 этап -наблюдение и изучение.

«Уроки по социально-бытовой ориентировке» - Низкий. Деревенский. Кирпичный. Кирпич. Дом из кирпичей -. Брёвна. Панельный. Строители. Маленький. Высокий. Бревно. Большой. Городской. Дом –это жилище человека. Дом из панелей -. Бревенчатый. Панели. Урок социально – бытовой ориентировки. Строитель. Панель. Кирпичи. Какой? Дом из брёвен -.

Презентация программы развития личностного потенциала ребенка «Школа возможностей» состоялась на Московском международном образовательном салоне. Проект совместно с экспертами представил исполнительный директор благотворительного фонда «Вклад в будущее» Петр Положевец. По приглашению фонда «Вклад в будущее» в конференции приняли участие представители регионов, которые по итогам конкурса присоединятся к программе в 2019-2020 гг. Что дает программа региональной системе образования? Что лежит в основе её методологии? На каких условиях регион может стать участником программы? На эти и другие вопросы были даны ответы на мероприятии.

Руководитель программы фонда по развитию личностного потенциала фонда Екатерина Хаустова пояснила особенности ее работы. «Один из принципов – это сопровождение ребенка в течение всей школьной жизни, другой – внедрение в разные слои школьной жизни, будь то предметное преподавание, внеурочная деятельность или допобразование, и третий принцип – формирование конкретной управляемой сферы, где ребенок развивается, учится управлять своим мышлением и эмоциями, взаимодействует с другими людьми», – сказала она.

«Особенность этой программы в том, что ключевым партнером является учитель. Педагогам уделяется даже больше внимания, чем детям, потому что мы верим, что если учитель не будет знать, куда двигаться, и не определит для себя цели, то ребенок, с которым он работает, также будет потерян».

Петр Положевец исполнительный директор фонда «Вклад в будущее»

«Главный вопрос образования – всегда вопрос о смысле, о том, ради чего мы действуем, ради каких ценностей и мотивов. Программа дает ответ на этот вопрос: цель – развитие личностного потенциала».

Александр Асмолов научный руководитель фонда «Вклад в будущее», академик РАО

Представитель корпорации «Российский учебник», которая выступила партнером программы, Екатерина Латыпова подчеркнула, что «Школа возможностей» – это комплексный проект, в центре внимания которого личность. «На первом этапе вхождения в программу представляется большая линейка инструментария для каждого участника программы – это учебно-методический комплекс по социально-эмоциональному развитию. Он включает в себя широкую линейку материалов для учителя, ребенка и его родителей. Это рабочие тетради, методические пособия и игровые комплекты», – пояснила она.


Хаустова добавила, что в четверг стартует конкурс по отбору субъектов РФ для участия в программе, в этом году планируется начать работу с десятью регионами. «Мы планируем до 2023 года выйти с этой программой в 30 регионах», – отметил Положевец.

Программа «Школа возможностей» соответствует задачам в сфере образования, обозначенным в Указе Президента России №204 от 7 мая 2018 года, а также федеральным государственным стандартам в сфере образования. Программа содействует внедрению компетентностного подхода в образовании посредством создания комплекта учебно-методических решений по развитию и оценке навыков у детей дошкольного и школьного возраста и интеграции их в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году.

Учебно-методические материалы по развитию навыков у детей в детском саду и школе, над которыми ведет работу авторский коллектив корпорации «Российский учебник», объединены в серию «Школа возможностей», которая интегрирует все образовательные продукты благотворительного фонда «Вклад в будущее», направленные на развитие личностного потенциала человека.

В серию в настоящий момент входят следующие комплексные образовательные продукты:

1. УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» , состоящий из четырех частей по возрастам: дошкольники, младшие школьники, младшие и старший подростки. Комплекс включает методические пособия для учителя в каждой возрастной группе, теоретический курс по основам СЭР для педагогов, папки, рабочие тетради, игровые комплекты, плакаты для детей, дополнительные материалы.

2. Методический комплекс для педагогов «Когнитивное развитие детей» .

Запись трансляции будет интересна руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям региональных институтов развития образования и образовательных организаций.

Рекомендуем

«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на

Вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним,

составляющие неотъемлемую часть его»

В.Гюго

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т.п. Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально- компетентная личность

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дети- это чудо света, я увидел это сам. И причислил чудо это к самым чудным чудесам В наших детях наша сила, внеземных миров огни. Лишь бы будущее было столь же светлым как они. С. Михалков

Цель работы: «Развитие эмпатии, то есть вчувствования в эмоциональное состояние». Задачи - формировать у детей представление о себе, своем организме, личностных качествах, развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; - учить детей «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи, адекватно реагировать, быть отзывчивыми, пожалеть обиженного, сопереживать и т.д; - обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; - помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах; - обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами; - помогать в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; - развивать умение элементарного контроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими; - учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации). Формы реализации данных задач: - фронтальные и подгрупповые занятия; - индивидуальная работа; - создание предметно-развивающей среды; - работа с родителями Тема: «Социально-личностное развитие дошкольников».

АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т.п. Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально- компетентная личность. Для этого в групповой комнате оформлены игровые зоны.

С целью формирования дружеских взаимоотношений в группе оформлен уголок дружбы. В нём имеется пособие: « Коврик-мирилка », с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находить пути решения конфликта. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить.

«Цветик - семицветик» Обсуждение различных ситуаций, пробуждение эмоциональных переживаний, навеянных обсуждаемой ситуацией, умение делать нужные выводы

«Уголок настроения» - дети с помощью пиктограмм отмечают своё настроение в течение дня.

Интересен такой приём как коробочка добрых дел: это накопление детьми сердечек, за добрые дела, сделанные ими в течении месяца. Это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения, быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.

В групповой комнате оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры - помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности - закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.

Особое значение для социально-личностного развития имеет трудовое воспитание. Важно пробудить у детей желание трудиться, сформировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.

Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.

Для работы с детьми подобраны игры: на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста; на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста; на преодоление негативных эмоций, гнева.

“Комплименты” Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Игра «Солнечные лучики». Цель: снять эмоциональное и физическое напряжение.

Настольная игра «Зоопарк настроений».

Игра «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

«Театр настроения»

Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Ребенок, оказавшийся в позиции актера- исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый из этих вопросов имеет прямое отношение к ценностно – смысловым компетенциям, на формирование которых оказывают большое влияние художественные произведения, используемые в театрализованных играх.

Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей.

Экскурсия в библиотеку

При восприятии произведений художественной литературы, стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, боль, огорчение, обиду. На материале сказок, рассказов дети учатся оценивать характеры героев, их поступков, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».

УДИВЛЕНИЕ Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха.

ЛЮБОПЫТСТВО

Взаимодействие с семьей нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей; служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.

Спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья!».

Литературная викторина «Кто много читает -тот много знает!»

Перспектива на будущее Эмоционально-личностное развитие детей является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика. В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий подготовить детей к следующему шагу в большую жизни – к лучшей адаптации в школе. У меня в планах проводить родительские собрания и консультации для коллег о важности, выбранной мной темы «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»; подготовить упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, повышать свой уровень профессиональной подготовки, изучая новые издания, рекомендации, разработки, систематически наполняя свой методический материал.

«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его» В.Гюго