Образовательный портал - Kurokt

Знаки препинания в простых предложениях. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Обособленные определения Знаки препинания в простом осложненном предложении таблица

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вам дидактический материал по теме «Пунктуация в простом осложненном предложении». Источником послужили повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» и Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Данный материал поможет освежить в памяти события этих произведений. Использовать материал полезно при повторении синтаксических тем (однородные, обособленные члены предложения, вводные слова и вставные конструкции, обращение, прямая речь) в конце года в 8-м классе, а также в начале 9-го класса. В данный материал включены и сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с осложненными частями. Используйте предложения как диктанты, в качестве индивидуальных заданий, для составления схем, а также для синтаксического разбора и пунктуационного анализа. Желаю вашим ученикам преодолеть страх перед знаками препинания!

Елена Константиновна Спирина,
учитель,
МОУ «Богородская основная
общеобразовательная школа»

Публикация произведена при поддержке Центра профессионального развития "Эксперт". Специалисты экспертно-консультационного центра оказывают информационную поддержку, помощь в соблюдении безопасности труда (в частности, в составлении cистем управления охраной труда в школе и других образовательных учреждениях), поддержании экологичности производства, в повышении конкурентоспособности Вашей организации и оптимизации бизнес-процессов. Подробную информацию о центре и контакты Вы найдёте на сайте: http://pgc-expert.ru/.

Пунктуация в осложненном предложении

На материале повести И.С. Тургенева «Ася»

1. Итак, лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна.

2. Я часто ходил смотреть на величавую реку и, не без некоторого напряжения мечтая о коварной вдове, просиживал долгие часы на каменной скамье под одиноким огромным ясенем.

3. Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей.

4. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку, то на небо, то на виноградники.

5. Передо мной белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху.

6. Точно такой коммерш происходил в городке Л. перед небольшой гостиницей под вывескою Солнца, в саду, выходившем на улицу.

7. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

8. Через низкие ворота города (старинная стена из булыжника окружала его со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились) мы вышли в поле и, пройдя шагов сто вдоль каменной ограды, остановились перед узенькой калиткой.

9. Они вдвоем несли большой поднос с горшком молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.

10. День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.

11. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал весла в темную воду.

12. Я отправился домой через потемневшие дома, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий.

13. Мы не застали Асю. Она, по словам хозяйки, отправилась на «развалину».

14. Мы вошли в ворота и очутились на небольшом дворике, до половины заросшем дикими яблонями и крапивой.

15. Она повернулась к нам лицом и засмеялась, но не тронулась с места.

16. В уголке, приютившись в крошечном деревянном балаганчике, старушка вязала чулок и косилась на нас через очки.

17. Словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со стены и, подойдя к старушке, попросила у ней стакан воды.

18. «Искусно, Ася, искусно», – промолвил Гагин вполголоса.

19. Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами следом) и полюбовались видами.

20. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках.

21. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара.

22. Мы спустились в город и, свернувши в узкий, кривой переулочек, остановились перед домом в два окна шириною и вышиною в четыре этажа.

23. Мне пришло в голову, что Гагин в течение разговора намекнул мне на какие-то затруднения, препятствующие его возвращению в Россию.

24. Она захлопнула окно и, кажется, поцеловала фрау Луизе.

25. Опершись головой на обе руки и запустив пальцы глубоко в волосы, она пожирала глазами строки.

26. Ася сперва все только шныряла мимо нас, потом вдруг остановилась, приникла ухом, тихонько подсела ко мне и прослушала чтение до конца.

27. Странный случай, по-видимому, подтвердил мои подозрения.

28. Сперва мы перекинулись немногими словами, потом замолкли, глядя на светлую реку.

29. В одно из моих посещений (мне уже было лет двадцать с лишком) я в первый раз увидал у нас в доме худенькую черноглазую девочку лет десяти – Асю.

30. «Брат, я умна?» – спросила она Гагина.

31. «Неужели она меня любит?» – думал я, подходя к Рейну, быстро катившему темные волны.

32. При слабом свете, падавшем из крошечного окошка, я увидал морщинистое лицо вдовы бургомистра.

33. Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка.

34. Быстро обошел я все улицы, заглянул всюду, даже в окна фрау Луизе, вернулся к Рейну и побежал по берегу...

35. Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?

На материале повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»

1. Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17... году.

2. Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность.

3.?Я решил сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу.

4. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами.

5. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

6. Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?».

7. Итак, все мои блестящие надежды рушились!

8. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

9. На другой день я проснулся с головной болью, смутно припоминая себе вчерашние происшествия.

10. Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая.

11. Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику сто рублей.

12. С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь увидеться.

13. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая.

14. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами.

15. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажете ли воротиться?».

16. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону.

17. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды.

18. Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый.

19. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду.

20. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

21. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира.

22. В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.

23. Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости.

24. Изба состояла из одной горницы, довольно опрятной, разделенной надвое перегородкой.

25. Подходя к комендантскому дому, мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах.

26. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате.

27. Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать.

28. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой.

29. С А.И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною.

30. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне.

31. Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом.

32. На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника.

33. Мы вышли от коменданта, по-видимому, примиренные.

34. Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга.

35. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги.

36. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту.

37. Я чистосердечно признался в том Марье Ивановне и решился, однако, писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения.

38. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

39. С нетерпением ожидал я ответа на посланное письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.

40. Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.

41. Юлай, крещеный калмык, сделал коменданту важное донесение.

42. Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей.

43. В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками.

44. Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю.

45. Старый комендант перекрестил ее трижды, потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива...».

46. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца с крестом в руках и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы.

47. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей.

48. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане.

50. Ротный портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы.

51. Я все стоял на одном месте и не мог привести в порядок мысли, смущенные столь ужасными впечатлениями.

52. Я бросился вон из комнаты, мигом очутился на улице и опрометью побежал в дом священника, ничего не видя и не чувствуя.

53. Несколько успокоенный, я отправился к себе на квартиру.

54. Пугачев сидел на первом месте, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком.

55. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого.

56. Не шуми, мати зелена дубравушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

58. Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою.

59. Месяц и звезды ярко сияли, освещая площадь и виселицу.

60. Я пришел к себе на квартиру и нашел Савельича, горюющего по моем отсутствии.

61. Я последовал его совету и, поужинав с большим аппетитом, заснул на голом полу, утомленный душевно и физически.

62. Я взял руку бедной девушки и поцеловал ее, орошая слезами.

63. Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчинный тулуп).

64. Старичок в глазетовом кафтане поспешно допил третью свою чашку, значительно разбавленную ромом, и отвечал генералу: «Я думаю, ваше превосходительство, что не должно действовать ни наступательно, ни оборонительно».

65. Путь мой шел мимо Бердской слободы, пристанища пугачевского.

66. Мы подъехали к оврагам, естественным укреплениям слободы.

67. Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум, крики и голос моего Савельича.

68. Две молодые казачки, дочери хозяина избы, накрыли стол белой скатертью, принесли хлеба, ухи и несколько штофов с вином и пивом, и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачевым и его страшными товарищами.

69. Однажды орел спрашивал у ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года?».

70. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом?».

71. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба.

72. Увидя меня, она вздрогнула и закричала.

73. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака.

74. Тут он оборотился к Швабрину и велел выдать мне пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему.

75. Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно.

76. Через час урядник принес мне пропуск, подписанный каракулями Пугачева, и позвал меня к нему от его имени.

77. Через несколько минут она воротилась, обливаясь молча тихими слезами.

78. Марья Ивановна глядела с задумчивостию то на меня, то на дорогу и, казалось, не успела еще опомниться и прийти в себя.

79. Зная упрямство дядьки моего, я вознамерился убедить его лаской и искренностью.

80. Я тут же расстался с Марьей Ивановной, поручив ее Савельичу и дав ей письмо к моим родителям.

81. Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

82. Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле.

83. Вероятно, слух о твоих дружеских путешествиях с Пугачевым как-нибудь да дошел до правительства.

84. Во всю дорогу размышлял я о допросах, меня ожидающих, обдумывал свои ответы и решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым и самым надежным.

85. Я с живостью обратился к дверям, ожидая появления своего обвинителя.

86. Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги.

87. Испуганная его отчаянием, матушка не смела при нем плакать и старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы, о шаткости людского мнения.

88. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

89. Хозяйка побранила ее за раннюю осеннюю прогулку, вредную, по ее словам, для здоровья молодой девушки.

90. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.

Е.К. СПИРИНА,
с. Богородское,
Орехово-Зуевский р-н

Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами,

2) обособлениями,

3) вводными словами и предложениями,

4) вставными конструкциями, обращениями

1) ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);

Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял по скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.).

2. Однородные члены предложения, соединённые, неповторяющимися союзами:

    если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),

    если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);

    Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);

3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:

    запятая ставится перед повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, либо...либо, то...то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),

Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).

    если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы.),

    запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).

4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники и двоечники),

5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы - это как...так и, не так...как, не столько...сколько, не только...но и, хотя и...но, если не...то, столько же...сколько, насколько...настолько.

2) ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми (Вы, по-видимому, не разделяете наши взгляды.),

    если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, т.е. пропущено какое-либо слово, которое можно восстановить из контекста, то вместо запятой ставится тире (С одной стороны, она не умеет готовить, с другой - она хочет этому научиться.).

    знаки препинания при однородных членах предложения с обобщаемым словом при наличии вводного слова или словосочетания:

[О, вв. ел.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

[о, о, о - вв. ел., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке.

Некоторые слова могут быть как вводными и выделяться запятыми, так и членами предложения:

является вводным словом

не является вводным словом

Указывает связь мыслей, порядок изложения - дает оценку факту с т. зр. говорящего (Да входите же, наконец!)

Равно по значению с после всего, напоследок, в результате всего

в конце концов

Та же функция, что и у "наконец" (Да замолчите же, в конце концов!)

- (Мы шли, шли и наконец пришли.) - та же функция, что и у "наконец". (Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.)

Стоит в середине или в конце предложения (Посмотрите, однако, как он заговорил!)

Стоит в начале предложения или между однородными членами предложения и является противительным союзом (Я не хотел с ней больше видеться, однако пришлось.) Исключение: в предложениях типа: «Однако, холодная нынче весна!» слово «однако» стоит в начале предложения, на выступает в роли междометия и выделяется запятой

Обычно выступает в роли водного слова (Конечно, я вам помогу.)

Может выступать в роли частицы (Я конечно б сходил туда...)

Если равно по значению словам следовательно, стало быть (Я не видел ев сегодня в школe, значит, она действительно заболела.)

Если в предложении играет роль сказуемого (по значению приближено в слову означает) (Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть ее.)

Если равно по значению сочетанию вообще говоря (Вообще, это очень интересно)

В других значениях (Он вообще запрещал выходить на улицу после двенадцати)

главным образом

Если равно по значению сочетанию самое главное (Чтобы подготовиться к занятию, необходимо прочитать теорию и, главным образом, выполнить задания.)

Если равно по значению словам преимущественно, в основном, больше всего (Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.)

во всяком случае

Если имеет ограничительно-оценочное значение (Я, во всяком случае, этого не говорил.)

Если имеет значение при любых обстоятельствах ([Во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца.)

в свою очередь

Если употребляется в переносном значении. (Различаются такие второстепенные члены, как определение, дополнение и обстоятельство, в группе последних, в свою очередь, обстоятельством места).

Если употреблено в значении, близком к прямому («А ты?» - спросил я у Лены в свою очередь.)

    Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно выделяется запятыми (Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок. Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.)

    Если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.)

Вводные предложения выделяются: запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если (Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);

    Тире, если они распространены (Они - я это сразу заметил - хотели поскорей от меня отделаться.);

    Скобками выделяются вставные конструкции (в отличие от вводных предложений они не выражают отношение говорящего к сказанному, а содержат какие-то попутные или добавочные замечания): Однажды вечером (это было осенью 1912 года)...

3) ОБРАЩЕНИЯ

    обращения отделяются от других членов предложения запятыми (Алеша, подойди ко мне, пожалуйста.),

    иногда после обращения, стоящего в начале предложения, ставится восклицательный знак (Кирилл! Ну что ты там так долго?),

    частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него запятой (О Москва, ты такая красивая!),

    между повторяющимися обращениями, соединенными союзом а ставится запятая, а после самого союза -не ставится (Пал, а пал, купи мне эту игрушку.),

    если два обращения соединены неповторяющимся соединительным союзом, то между ними запятая не ставится (Здравствуй, солнце да утро веселое).

    Пунктуация. Знаки препинания в сложных предложениях: сложносочиненном предложении, сложноподчиненном и бессоюзном предложениях. Случаи отстутствия запятой в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.

1.Пунктуация

Термин пунктуация произошёл от латинского слова punctum – точка. Термин пунктуация имеет два значения: 1) раздел языкознания, описывающий правила расстановки знаков препинания в письменной речи; 2) система знаков препинания.

Знаки препинания имеют несколько функций: 1)отделительную: они отделяют одно предложение от другого, благодаря чему лучше воспринимается текст; 2)смысловую: помогают выразить нюансы смысла, например, значения причины, последовательности действий, противопоставления, пояснения, уточнения; 3)выделительную: выделяют слова, передающие компоненты смысла, выражаемые в устной речи интонацией, например, обращения, междометия, вводные слова, вставные конструкции; 4)разделительную: разделяют однородные члены предложения в простом предложении и части сложного предложения.

Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском языке: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, скобки.

2.Знаки препинания в сложных предложениях: сложносочиненном предложении, сложноподчиненным и бессоюзном предложениях.

Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга знаками препинания: 1) Запятая ставится перед сочинительными союзами, одиночными или повторяющимися(и, да(=и), и…и…, не только… но и, а, но, да (=но), то есть, а именно); 2) Точка с запятой может ставиться, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей; 3)Тире может ставиться, если части содержат резкое противопоставление, передают резкую смену событий.

Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания: 1)Запятая ставится перед подчинительными союзами (когда, пока, едва, лишь, в то время как, так как, потому что, если бы, раз, чтобы, для того чтобы, хотя, несмотря на то что) и в предложениях с несколькими придаточными между главной и придаточными частями перед союзами или союзными словами; 2)Точка с запятой ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей; 3)Тире может ставиться в разных случаях, например если придаточная часть стоит перед главной (Когда есть любовь – праздник в душе); 4)Запятая и тире ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них (Когда на улице непогода, когда свирепствует сильный ветер, когда идёт злой, хлёсткий дождь, - остаться дома – уже большое счастье).

В бессоюзных сложных предложениях знаки препинания ставятся на границе предложений, соединённых бессоюзной связью. Поскольку в них нет союзов, то нюансы значения выражаются с помощью интонации, а в письменной речи - пунктуацией.

В бессоюзных сложных предложениях могут использоваться знаки препинания: 1)Запятая ставится при перечислении событий, при выражении их последовательности; 2)Точка с запятой - если части бессоюзного предложения распространены или если внутри них уже есть запятые (Солнце взошло, роса высохла; на траве, на большой лужайке перед прудом, расположились группы отдыхающих); 3)Употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений: 1. пояснения, когда вторая часть поясняет, раскрывает то, о чём сообщалось в первой,

2. причины, обоснования, когда вторая часть раскрывает причину того, о чём сообщается в первой, 3. изъяснительности, когда вторая часть синонимична изъяснительному придаточному предложению (Мать знала: дети вернутся поздно = Мать знала, что дети вернутся поздно); 4)Употребление тире в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений: 1. сопоставления или противопоставления, если во второй части содержится информация, сопоставляемая или противопоставляемая информации в первой части, 2. результата, следствия, если вторая часть содержит информацию о результате, следствии того, о чём говорилось в первой части, 3.времени или условия, если в первой части определено время или условие того, о чём говорится во второй части, 4.сравнения, когда во второй части даётся сравнение с тем, о чём говорится в первой части, такие предложения синонимичны предложениям со сравнительными оборотами с союзами как, будто, словно, точно, 5.тире также ставится в предложениях, в которых вторая часть начинается словами: это, так, такой, только.

3.Случаи отсутствия запятой в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях

Знаки препинания в сложносочиненном не ставятся: 1)Если есть общий член предложения (Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме); 2)Если есть вводное слово, общее для частей (К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара); 3)Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть (Когда мама вошла в комнату, осколки вазы валялись на полу и дети пытались их собрать); 4)Если части сложносочинённого предложения являются: вопросительными предложениями(Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?), побудительными предложениями(Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!), восклицательными предложениями(Как у вас хорошо и как мне всё нравится!), назывными предложениями(Жара и духота. Холод и дождь), безличными предложениями(Жарко и душно. Холодно и дождливо).

Знаки препинания в сложноподчиненном не ставятся: 1)между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо; 2)перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы не; 3)перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли(Он позвонит нам либо когда объявят посадку в самолёт2, либо когда они уже доберутся до места); 4) перед придаточным, если оно неполное и состоит только из одного слова: союза или союзного слова(Он обиделся на нас, но не сказал почему).

Пунктуация простого осложненного предложения.

Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий

Грамматика повелевает даже царями.

Ж.Мольер

Слайд №1

ХОД УРОКА

Слайд №2

Постановка целей.

Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложнённого предложения.

Повторение.

Давайте вспомним

(Слайд№3)

  1. Каковы признаки простого предложения?
  2. Предложение распространённое и осложнённоё – это одно и то же?

Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.

(Слайд №4. Таблица «Простое предложение может быть…»).

Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

(Ответы учеников)

Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

(Ответ ученика)

Всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:

(Слайд №5)

А чтобы «корова в конуре не мычала» будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений. Прочитайте стихотворение с пузами на месте знаков препинания.

Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

(Ответы учеников)

Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнём с однородных и неоднородных определений.

(Слайд №6 «Определения характеризуют предмет…»)

Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, находящихся на слайде, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

(Ответы учеников)

Задание. А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)

Проверка работы – сверка со слайдом.

(Слайд №7)

Ребята, в части А есть задание №21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице.

(Слайд №8 «Перед одиночным союзом И, который соединяет…»)

Задание.

(Ответ ученика)

Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

(Слайд №9)

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)

Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы. (А.Пушкин)

Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М.Пришвин)

(Ответы учеников по каждому предложению)

А теперь вспомним постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

(Слайд №10 «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»)

Задание: Прокомментируйте содержание таблицы.

(Ответ ученика)

Открываются схемы, нарисованные на доске.

Задание. Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.

О и О и О

и О и О и О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

(Ответы учеников)

Предлагаю вам художественный вариант (устно),

(Слайд №11)

Куда столь быстро, и легко,

И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?

А.Бестужев-Марлинский.
«К облаку»

Дальше остановимся на вводных словах. Какие слова мы называем вводными? Вспомните слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

(Слайд №12 «Вводные слова и слова, не являющиеся вводными..»)

Если есть необходимость, запишите эти слова в тетрадь. Эти слова необходимо запомнить.

Многие вводные слова могут быть очень коварными. Напоминаю вам лексическое значение самого термина: вводить - «заставить войти», включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются, например:

(Слайд №13)

  1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
  2. Ветер здесь может быть очень сильным.
  3. К вечеру, однако, ветер утих.
  4. Однако к вечеру ветер утих.

Особый разговор о слове однако. Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения.

Задание: Спишите эти предложения.

(Слайд №14)

Задание: Объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.

Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.

Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

(Ответы учеников)

Теперь, я думаю, что вы можете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

(Выполняется задание)

Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания к нему будут разными (по рядам или группам)

(Слайд № 15)

Краски и звуки осени.

1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.(№5)
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.(№6, 10)
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.(№11)

И в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.

Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.

(Ответы учеников)

А теперь подведем итоги урока. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

(Слайд №16)

  1. Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению заданий А21, А22, А23, А24 и В5?
  2. Есть ли необходимость ещё раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно вы хотели бы повторить и в какой форме?

Домашнее задание: п. _______, упр._______.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Задания из части А

А21. Укажите правильное утверждение о данном предложении.

На скамейку кто-нибудь присаживался () и начинался неторопливый разговор.

  1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А22. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Он всегда вставал рано (1) стараясь (2) видимо (3) начать жить с восходом солнца.

  1. 1, 2, 3 2) 1 3) 1, 3 4) 2, 3

А23. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.

Ведь недаром (1) скажем (2) Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. Математики (3) не случайно (4) занимаются музыкой.

  1. 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2, 3

Предварительный просмотр:

Текст №1

Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

Текст №2

Краски и звуки осени.
(1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
(6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
(7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.

1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Митрофановская средняя общеобразовательная школа»

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Конспект урока русского языка
в 11 классе


Контрольная работа по теме: «Простое осложнённое предложение»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Зубко Любовь Николаевна


Митрофановка

2012

Зачёт

Тема «Простое осложнённое предложение» Теория
    Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения.
    : определения, приложения, обстоятельства.
Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.
    Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. Порядок слов в предложении. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Контрольная работа . Вариант 1 Контрольный диктант Вариант 2 Контрольное списывание Вариант 3 Контрольный тест
Проверочная работа Тест Обособленные члены предложения Практикум Прямая речь. Цитирование Контрольная работа

Пунктуация в простом осложнённом предложении

Вариант 1

Контрольный диктант

Олеся

Весна наступила в этом году ранняя, дружная и - как всегда на Полесье – неожиданная… Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни…

В эти весенние дни образ Олеси не выходил из моей головы. Мне нравилось, оставшись одному, лечь, зажмурить глаза… и беспрестанно вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки, её свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками. «Во всех её движениях, в её словах, - думал я, - есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность…»

Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детский, невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины.

Каждый раз, когда я приходил, Олеся встречала меня с своим привычным сдержанным достоинством. Но всегда, по первому невольному движению, которое она делала, увидев меня , я замечал, что она радуется моему приходу… Мы всё сильнее и крепче привязывались друг к другу.

Иногда я возмущался против собственного бессилия и против привычки, тянувшей меня каждый день к Олесе. Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Я ещё не думал о любви, но уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. (По А.И. Куприну)

2. Определите стиль текста тип(-ы) речи. /художественный повествование, описание/

беспрестанно вызывать (абзац 2) /примыкание/

/сияющее нежной улыбкой /

/увидев меня/

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры. / эпитеты, сравнение/

Вариант 2

Контрольное списывание

    Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы.

Олеся

Весна наступила в этом году ра(н,нн)яя дружная и - как всегда на Полесье – (н..)ожида(н,нн)ая… Воробьи стаями обсыпавш..е пр..дорожные ветлы кричали так громко и возбужде(н,нн)о что (н..)чего нельзя было ра(с,сс)лышать за их криком. Везде чу..ствовалась радос..ная тор..пливая тревога жизни…

В эти весе(н,нн)ие дни образ Олеси (н..)выходил из моей головы. Мне нравилось оставшись одному леч.. зажмурить глаза и беспреста(н,нн)о вызывать в своём во..бражении её то суровое то лукавое то сияющ..е нежной улыбкой лицо её молодое тело выр..сшее в пр..волье старого бора так(же) стройно и так(же) могучекак растут молодые ёлочки её свеж..й голос с (н..)ожиданными низк..ми бархатн..ми нотками. «Во всех её движениях в её словах думал я есть что-то благ..родное какая(то) врожде(н,нн)ая изящная умере(н,нн)ость…

(Н..)одна красота Олеси меня в ней оч..ров..вала но так(же) и её цельная сам..бытная свободная натура её ум одн..време(н,нн)о ясный и окута(н,нн)ый (н..)покол..бимым наследств..(н,нн)ым суевер..ем детский н..ви(н,нн)ый но и (н..) лише(н,нн)ый лукавого кокетства красивой женщины.

Каждый раз когда я пр..ходил Олеся встречала меня с своим пр..вычным сдерж..(н,нн)ым досто..нством. Но всегда, по первому н..вольному движению, которое она делала увидев меня я зам..чал что она радуе(т,ть)ся моему приходу… Мы всё сильнее и крепче пр..вяз..вались друг к другу.

Иногда я возмущался против собств..(н,нн)ого б..ссилия и против привычки тянувш..й меня каждый день к Олесе. Я и сам (н..)подозревал какими тонкими крепкими н..зрим..ми нитями было пр..вязано моё сердце к этой оч..ровательной (н..)понятной для меня девушке. Я ещё (н..)думал о любви но уже пер..живал тревожный пр..дшествующий любви период полный смутных томительно грус..ных ощущений. (По А.И.Куприну)

2. Определите стиль текста тип(-ы) речи.

3. Укажите способ связи слов в словосочетании беспрестанно вызывать (абзац 2)

4. Выпишите из текста определение, выраженное причастным оборотом, которое используется

рассказчиком при описании лица Олеси.

5. Из абзаца 4 выпишите обособленное обстоятельство (деепричастный оборот).

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры.

Вариант 3

Контрольный тест

Пунктуация в простом осложнённом предложении



Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6.

В доме Чайковского


Дом кажется ра..сохся от старости. А может быть и от (того) что он стоял на поляне в сосновом лесу а от сосен всё лето т..нуло жаром. Иногда дул ветер но он к сожалению (н..) проникал в открытые окна.

Чайковскому нравился этот деревя(н,нн)ный дом. Единств..(н,нн)ое раздр..жавш..е композитора скрипуч..е половицы. Только п..р..ступив через пять шатких половиц он мог пройти к роялю. Со стороны это выгл..дело должно быть забавно когда пожилой композитор проб..рался к роялю пр..гляд..ваясь к половицам пр..щур..(н,нн)ыми глазами.

Но вот (н..)одна из половиц (н..)скрипнула Чайковский садит..ся за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Н..пр..ятное позади а сейчас начнёт..ся уд..вительное и весёлое. Рас..охш..йся дом к изумлен..ю многих запоёт от первых(же) звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом казалось скучал. Иногда ночью просыпаясь композитор слышал как потреск..вая пропоёт то одна то другая половица вспомнив к его радости дневную музыку.

Композитор мечтал п..р..дать лёгкий восторг от всего от зрелища радуги и от ауканья крестьянских девушек и от самых простых явлений жизни.

И он конечно (н..)когда (н..)ждал вдохн..вен..я а работал и работал. И вдохн..вен..е рождалось разумеется в работе.

(По К.Паустовскому)

Эталон

Контрольный тест

Простое осложнённое предложение.


Дата сдачи работы « ____» _____________20___ г.
Баллы А ___ В ___ Всего ____
Оценка* ______ / ____________ / Проверил ___________
* А, В «3» – 8 – 12 б; «4» – 13 – 20 б; «5» – 21 – 22 балла

Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 1


1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки препинания не расставлены). а) Мне нравилась его спокойная и ровная речь простая и ясная. б) Солнце поднялось над горами и сгоняло ещё лежавший в тени иней. в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
    Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки
препинания не расставлены). а) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им. б) Литература предполагает прежде всего массового читателя. в) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами.
3. Неверно выделено приложение. а) Ходил Стенька Разин в Астрахань -город. б) В народе её называют чудо -ягодой. в) И вот сама идёт волшебница-зима . 4. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить. а) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу. б) Вы как инициатор должны играть главную роль. в) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.
5. Найдите правильно построенное предложение. а) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно. б) Взяв её под руку, они пошли вместе. в) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая и не ухудшая её.

    Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления

обособленных членов.

По фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только духовным

(1) но и физическим гигантом (2) высоким, могучим и широким в плечах.

А) 1 – (, ) 2 – (–) б) 1 – () 2 – (,) в) 1 – (, ) 2 – (:) 7. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении.

Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного

обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) пропадавшую за дальним лесом.

А) 1, 3 б) 2, 3 в) 1, 2, 3
8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё

платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.

а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

9. В каких строках А.Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены)? Укажите, верный вариант ответа.

1) Дыша духами и туманами она садится у окна.

2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая

3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя. (А.Блок)

а) 1, 2 б) 1, 3 в) 2, 3

10. В каком варианте деепричастный оборот не обособляется?

а) Он работал не покладая рук. (М.Горький)

б) Чуть шумят качаясь сосны (В.Брюсов

в) Окна разинув стоят магазины. (В.Маяковский)

11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Откинувшись в кресле (1) он смотрел на нас (2) присмиревших ребят (3) и (4) отложив раскрытую книгу (5) казалось (6) всё ещё думал о прочитанном.

а) 1, 2, 4, 5 б) 1, 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

12. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены).

В языке, как известно, есть одинаково звучащие и пишущиеся слова с совершенно различным значением – омонимы.

а) сравнительным оборотом, обособленным приложением

б) однородными определениями и вводным сочетанием

в) вводным сочетанием, однородными определениями и обособленным приложением

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю

О всех кораблях ушедших в море

О всех забывших радость свою.

А.Блок.


Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 2

    Укажите предложение с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):
а) Иван Сергеевич был высокого роста худощавый и медлительный. б) Бунина большинство знает как прозаика. в) Она встретила сына с радостью неожиданной для него. (М.Горький)
2. Укажите условие, при котором определение не обособляется: а) находится между подлежащим и сказуемым; б) относится к личному местоимению; в) находится перед определяемым словом.
3. Укажите предложение, в котором приложение не обособляется (знаки препинания не расставлены). а) Ночевала тучка золотая на груди утёса великана. (М.Лермонтов) б) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.Пушкин ) в) Вот оно объяснение. (Л.Толстой)
    Найдите предложение, в котором следует поставить одну запятую.
а) Как стилист Чехов недосягаем! (М.Горький) б) Жизнь как подстреленная птица. (Ф.Тютчев) в) Лишь тот кто уважает других людей имеет право на уважение.

5. В каком варианте ответа указаны предложения с обособленным приложением (знаки препинания не расставлены)?

1) Петергоф пригород Санкт-Петербурга славится парками и фонтанами.

2) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождевых сумерек в приволжском городке.

3) М.И.Глинка великий русский композитор после премьеры оперы

«Иван Сусанин» увлёкся созданием оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

А) 1, 2 б) 2, 3 в) 1, 3

6. В каком варианте ответа верно указаны конструкции, осложняющие данное

предложение?

Тут, в уютной квартире Мережковского на Литейной, сколько раз приходилось мне присутствовать при самых значительных, утончённых прениях, наложивших отпечаток на всю мою жизнь. (А.Белый)

а) уточнение, однородные члены, обособленное дополнение

б) приложение, однородные члены, обособленное обстоятельство

в) уточнение, однородные члены, обособленное определение

7. Как правильно продолжить предложение:

Глядя на эту картину…

а) возникает ощущение тревоги.

б) мы невольно грустим.

в) у многих сжимается сердце.

8. Укажите предложение без грамматической ошибки.

а) Не имея часов, можно определить время по цветам.

б) Доехав до конечной станции, нам предстояла пересадка.

в) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория Дарвина.

9. Укажите вариант ответа, в котором верно указаны все цифры, на месте которых в предложениии должны стоять запятые.

Музыка питается более глубокими корнями (1) и (2) опираясь на прошлое (3) она лучше видит будущее, чем мы (4) живущие в моменте и миге. (С.Городецкий)

а) 1, 2, 4 б) 2, 3 в) 1, 2, 3, 4

10. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки

препинания не расставлены).

а) Чьи-то глаза смотрели не мигая.

б) Пошумев река успокоилась.

в) Казаки разъехались не договорившись.

11. Какой вариант ответа содержит предложение с пунктуационной ошибкой. а) Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех. б) Опять Шопен не ищет выгод, но окрыляясь на лету, Один прокладывает выход из вероятья в правоту. в) Гремит Шопен, из окон грянув, а снизу, под его эффект Прямя подсвечники каштанов, на звёзды смотрит прошлый век.

(Б.Пастернак)

12. В каком варианте ответа, указаны предложения, в которых деепричастные

обороты не обособляются?

1) Можно прожить и не хвастая умом.

2) К работе над повестью можно приступить начиная с будущей недели.

3) Понять это произведение можно, лишь учитывая условие его создания.

а) 1, 2 б) 2, 3 в) 1,3

13. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт сын ошибок трудных

И гений парадоксов друг

(А.С.Пушкин)

ЭТАЛОН

Проверочная работа

Обособленные члены предложения

Вариант 1

Вариант ответа

Вариант 2

Вариант ответа

Практикум

Прямая и косвенная речь. Цитирование.

    Прочитайте начало рассказа И.Бунина «Тёмные аллеи». Оформите цитату одним из известных вам способов, дополнив фрагмент из данного текста необходимыми предложениями.

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казённая почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас...

    Найдите в данном отрывке из рассказа предложение с прямой печью, в котором допущена пунктуационная ошибка, запишите это предложение в исправленном виде: *

«Надежда! Ты»? – сказал он торопливо. «Я, Николай Алексеевич», – ответила она. «Боже мой, боже мой, – сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не виделись? Лет тридцать пять?»

*Ошибка допущена в предложении 1. «Надежда»! Ты? » – сказал он торопливо.

    Составьте схемы следующих предложений с прямой речью:

А. Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!»

Б. «Значит могла. Сколько ни проходило времени, всё одним жила… Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И всё стихи мне изволили читать про всякие «тёмные аллеи», – прибавила она с недоброй улыбкой.

В. «Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как

прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?»

    Оформите данное высказывание К.Г.Паустовского как эпиграф и как цитату, расставив необходимые знаки препинания и указав автора.
У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. К.Г.Паустовский

Использованная литература

    Бабайцева В.В. и др. Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2004.

    Базжина Т.В. Русская пунктуация: Пособие-справочник. – М., 2000

    Пучкова Л.И. ЕГЭ 2009. Русский яз. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2009

    «1 С» - компьютерные программы для образования.

Видеоурок: ЕГЭ по русскому языку. Знаки препинания

Лекция: Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)

1. Обращение всегда обособляется запятыми либо восклицательным знаком (при воскл. интонации) О. бывает односложное либо распространенное. Примеры:

    Пойдём гулять, Сашка! (нераспр.)

    О лучезарная, луноликая, ясноглазая Шахеризада, расскажи сказку! (распр.)

NB! Междометие О, стоящее при О., не обособляется.

NB! Если в О. входят ты и вы , они запятыми не отделяются: Доброе утро, солнышко ты моё !

NB! Частицы а либо да перед повторяющимися О. запятыми от них не отделяются: « Сашка, а Сашка, что это ты здесь делаешь?» - спросил Севка.

NB! При нескольких О. действует правило однородных членов: Мальчишки и девчонки, а также их родители, весёлые истории увидеть не хотите ли?

NB! Когда О. разделено другими словами, выделяем каждую его часть: Сильнее, громкоголосая, пой для нас, птичка!


2. Вводные слова, конструкции и предложения при произнесении выделяют интонацией, на письме запятыми (реже скобками).


Пример: Таким образом, вражда между семействами после нелепых смертей Джульетты и Ромео прекратилась.

В случае, когда вводные конструкции стоят сразу после с., их нужно отделять запятыми.

Пример: Но, как всегда, на первое место по общекомандным баллам вышла команда нашей школы.

Иногда с. А входит в вводную конструкцию, тогда запятую не ставим.

Пример: Это собака, а может быть, корова?

NB! Не могут быть вводными целый ряд слов: авось, ведь, вот, будто, словно, именно, едва ли и др.

Различайте вводные слова, конструкции и омонимичные им слова. Примеры:

    Во-вторых , хочется немного вафель с ягодами клубники, ежевики и малины.

    Во вторых строчках своего письма расскажу немного о том, как живёт Машенька.

3. Вставные конструкции– слово, с/ч либо предложения, уточняющие, дополняющую информацию, на письме выделяются запятыми, скобками и тире. Примеры:

    Все приглашённые (их было пятеро) сидели на балконе.

    По представлениям приглашённых – и Наташи тоже – постановка будет увлекательной.

    Когда внутри вставной конструкции должны быть знаки препинания, они остаются (даже? и! в конце):

    Здесь – рот, глаза, дрожанье плеч (и разноцветных писем ворох, напоминающий – не сжечь!)

Если по условиям контекста нужны запятые между элементами основного предложения, эти запятые ставятся либо перед вторым тире, либо после вторых скобок. Примеры:

    Пехота шла не рядами – на это не посмотрели на сей раз, а по цепочке.

    Крокодил (Нина чуть не наступила, подумав, что бревно!) отплыл к другому берегу.

4 . Однородными членами предложения бывают и главные, и второстепенные. Примеры:

Однородные члены иногда выражаются словами разных частей речи. Пример:

В одном предложении нередко встречается не один ряд однородных членов. Примеры:

В последнем предложении Г. повторяется, чтобы показать длительность действия, но сказуемые не однородны.

Устойчивые сочетания с двойными союзами и…и, ни…ни тоже не однородные члены (и так и сяк, ни рыба ни мясо и др.), поэтому запятые не нужны. Пример: Сидел Иванушка ни жив ни мёртв.

Однородные члены связываются сочинительными союзами и интонацией либо только интонацией. Примеры:

Могут соединяться:


1) Соединительными союзами и, да=и, ни…ни. Пример:

2) Разделительными или, то…то, либо и др. Пример:

3) Противительными а, но, да=но и др. Пример: Мама объясняла тихо, но внятно.


NB! Определения однородны, если характеризуют предмет с одной стороны, объединены сочинительной связью и произносят их с перечислительной интонацией:

Во втором предложении не однородны, т.к. характеризуют столик с разных сторон, размер и материал, поэтому запятой не отделяем.

Двоеточие и тире. В предложениях с однородными членами могут встречаться обобщающие слова:


1) Обобщающее слово стоит перед однор., следовательно, нужно двоеточие.