Образовательный портал - Kurokt

Астахов виктор николаевич апл к 8 биография. Катастрофы под водой читать онлайн. В ожидании помощи

КОГДА ТРУД ПРИНОСИТ РАДОСТЬ

«Дорогой товарищ мичман, - прочел Павел Степанович Ермакович, - я уже на родине, в Ульяновске. Устроился работать на завод. Дела идут хорошо. Правда, осваивать новое оборудование нелегко. Но стараюсь преодолевать трудности. Это мне удается. Удается потому, что вы воспитали во мне качества, которые так необходимы в жизни. Большое вам спасибо за флотскую науку, за то, что помогли мне найти верный путь к жизни...»
Мичман еще раз внимательно прочел письмо. Задумался. Вспомнился ему жизнерадостный, энергичный паренек, бывший командир отделения рулевых-сигнальщиков, старшина 1 статьи Илья Федоров. Как много он сделал для команды! Технику содержал в идеальном состоянии. Когда надо, мог сам отремонтировать ее. Первоклассный специалист. Вывел свое отделение в отличные...
А поначалу оступался, не уверенно шел в службе. Много пришлось поработать с ним Ермаковичу, чтобы воспитать у воина любовь к службе, чувство высокой ответственности за порученное дело.
Между прочим, пишут мичману многие его бывшие воспитанники. Все благодарят за науку, труд, который он вложил в их воспитание. Некоторые из них нынче уже инженеры, техники, знатные производственники. Есть и те, которые навсегда связали себя с морем, остались на сверхсрочную службу, учатся или окончили военное училище. Их письма - большая радость для мичмана. В них он видит подтверждение своих стараний, своего труда.
На Флоте этот широкоплечий, с добродушным взглядом человек без малого двадцать лет. Служить ему больше приходилось на отдаленных точках. Потом предложили перейти на лодку. Согласился. И вот уже на протяжении шести лет возглавляет команду рулевыхсигнальщиков. Год потребовался, чтобы вывести ее в отличные. С тех пор под его руководством она уверенно удкрживает заваеванный рубеж.
Чтобы понять причины успеха, необходимо рассказать о мичмане подробней. Павел Степанович любит Север с его ветрами, метелями, любит свою службу.
Он без колебаний остался на сверхсрочную службу. А перед этим получил краткосрочный отпуск. Поехал в родной город Грозный, где работал до службы. Там ждала его хрупкая, симпатичная девушка Рая. Отец ее погиб в Великой Отечественной войне. Была она серьезная, рассудительная. В то же время, как казалось Павлу, нерешительная, робкая...
- Как воспримет его решение остаться в Заполярье? Поймет ли? Выдержит ли суровый северный климат? - Эти вопросы не давали ему покоя. Но все обошлось хорошо.
- Раз так решил, буду там, где ты, - сказала она.
И вот уже многие годы делит с ним радости, горечи неудач, стойко переносит трудности. Вместе с дочерьми Аллой и Людой ждет его из походов. А. Ермакович часто расстается с берегом, с семьей, знакомыми. Уходит, чтобы передавать богатый опыт «орлятам сегодняшних дней». Любит он молодежь. Ей уделяет основное внимание в походах.
- Начинать всегда нелегко, - говорит он,. - поэтому и необходимо помогать новичкам. Ведь чем быстрее они станут в строй, тем лучше для команды, для корабля в целом.
Взять, к примеру, матроса Николая Макеева. Прибыл он на корабль недавно. Трудолюбия и настойчевости ему не занимать. Бдагодаря помощи мичмана в минимальный срок сдал на самостоятельное управление заведованием.
...Это был нелегкий поход. Подводники отрабатывали сложные учебно-боевые задачи. Погода, как назло, неблагоприятствовала. Штормило.
На сигнальной вахте стоял Макеев. Мичман, наблюдая за его действиями, остался доволен. Но вот качка усилилась. Движения моряка постепенно становились вялыми. Появилась рассеянность.
Павел Степанович сразу понял, что стихия берет свое. Можно было бы, конечно, подменить матроса. Не каждый ведь день и час бывают штормы. Есть моряки поопытней. Но мичман знал - ато не метод воспитания в воине необходимых качеств подводника. Главное - сpaзу, с первых походов внушить ему, что качка при желании победима. Нужны только сила воли и знание некоторых правил, в пользе которых мичман убедился на coбственном опыте.
И вот он советует Николаю стоять посвободней, думать только о вахте.
- А это тоже здорово помогает, - говорит он, и подает Николаю воблу. - Берите, берите.
Макеев взглядом благодарит мичмана. На его лице появляется улыбка.
- Выстоял, - заключил про себя старшина команды.
Да, моряк победил слабость. После вахты еще много занимался приборкой на заведовании. С задачей в походе рулевые-сигнальщики снова справились отлично. И в этом немалая заслуга мичмана Ермаковича.
Пытаюсь глубже понять, что способствует успеху команды? На мой вопрос Ермакович пожимает плечами:
- Трудно ответить прямо, что именно. Ведь успех команды слагается из правильных, инициативных действий всех членов команды. Я стараюсь сделать все, чтобы каждый подчиненный отлично выполнял свои обязанности. А поэтому для каждого подбираю свои ключи...
Действительно, умение найти путь к сердцам моряков, направить их усилия на решение общей задачи, в этом проявляется способность командира, в этом, можно сказать, залог успеха в выполнении любых учебно-боевых задач.
Например, старший матрос - Борис Кириченко очень чувствительный человек. Стоит отдать ему приказание на повышенных тонах, он начнет нервничать, становится рассеянным, может допустить ошибку.
Павел Степанович считается с этим. Это не значит, что идет на поводу у подчиненного. Вовсе нет. Просто он представляет моряку больше самостоятельности. Ведь Кириченко - первоклассный специалист. И у старшины команды нет оснований не доверять ему. Он часто советуется с подчиненным, прислушивается к его мнению, если оно полезное. В прошлом походе Кириченко с успехом заменил отсутствовавшего командира отделения, продуктивно занимался с новичками.
Старший матрос Константин Козлов - тоже классный специалист. Старательный парень. Но иногда может забыть выполнить какое-либо поручение. Или, выполнив его, забудет доложить отдавшему приказание. Поэтому его действия мичману приходится контролировать, учить матроса исполнительности, дисциплинированности.
Секрет yспеха и в том, что каждому выходу в море предшествует серьезная подготовительная работа. Рулевые-сигнальщики используют все свободное время для занятий и тренировок. Они хорошо понимают - успех не приходит сам по себе. Для достижения его нужен кропотливый труд.
Наблюдаю за действиями моряков. Они тренируются удерживать подводную лодку на курсе. Павел Степанович засекает время. У Козлова и Кириченко сразу получается неплохо. Тогда он усложняет упражнение. В конце делает разбор их действий, указывает на недостатки.
Потом работают Хакимов и Макеев. Они укладываются в норматив, но допускают значительные отклонения корабля от курса. Старшина команды показывает, как надо держать руль, чтобы погрешности были наименьшими.
Окончены занятии и тренировки. Воины торопятся на построение для следования в кубрик.
Павел Степанович, проверив порядок на заведованиях, остается доволен. Тоже поднимается наверх. Идет вместе со строем. Я вижу, как дороги ему люди, с которыми служит. Он не отделяет себя от коллектива. Живет его задачами, стремлениями.
Думаю о том, что пройдет время. Уволятся в запас его питомцы. Их место займут другие. И снова мичман будет передавать боевой опыт, будет свидетелем того, как новые «орлята учатся летать». Снова будет горд, счастлив за каждый уверенный шаг новичка. Счастлив потому, что труд его не пропадает даром, дает добрые всходы.

Старший лейтенант В. ОСИПОВ.

ПИОНЕР ТРАГЕДИЙ

СОВЕТСКОГО АТОМНОГО ПОДПЛАВА



Судьбы кораблей сродни людским: одни складываются счастливо, другие, наоборот, трагично.
Именно трагическая судьба ожидала атомную подводную лодку «К-8». Она была третьей атомной лодкой, построенной на стапелях Северодвинска. Вступила в состав ВМФ в 1959 году.


45 лет назад, 12 апреля 1970 года, в Бискайском заливе погибла «К-8». Гибель АПЛ и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота.
К тому времени на дне Атлантического океана уже лежали две американские АПЛ - «Трешер» и «Скорпион».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Всю команду - и мёртвых, и живых представили к государственным наградам. Офицеров и мичманов, а также всех погибших - независимо от воинского звания наградили орденами Красной Звезды, оставшихся в живых матросов - медалью Ушакова.


Именами командира «К-8» В.Б. Бессонова и корабельного врача А.М. Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им незадолго до пожара старшине Юрию Ильченко, названы улицы посёлка Гремиха, погибшим морякам установлен памятник. Имя В.Б. Бессонова присвоено средней школе № 1 г. Льгова, Курской области. Там же ему установлен и памятник.


Правительство СССР лодку отказалось поднимать, даже после предложения американцев об оказании услуг. О ней никогда не было никаких заявлений. Умолчали. В те годы так было принято. Говорили только о хорошем, о победах. О катастрофах и чрезвычайных происшествиях во всеуслышание говорить было не принято, только специалисты знали о них и молчали. В лучшем случае на кухнях шепотом.
Жёнам о случившемся сообщали более чем лаконично: «Ваш муж, выполняя боевую задачу, погиб и захоронен в море». В политическом донесении в адрес московского начальства говорилось: «Весть о гибели мужей и отцов в семьях воспринята с пониманием. Горечь утраты переносится мужественно. Неправильных настроений, высказываний среди жителей посёлка нет…»

СКОЛЬКО ЦИНИЗМА В ЭТИХ СТРОКАХ!


Министр обороны Маршал Советского Союза А.А.Гречко встретился и беседовал с экипажем «К-8», оставшимся живым. Офицеры обратились к министру с просьбой составить из них основу нового экипажа для строящейся подводной лодки. Но командующий Северным флотом адмирал С.М. Лобов, тут же доложил, что большинство спасённых по медицинским показаниям не пригодны к службе на подводных лодках. Экипаж был расформирован. Вдовам помогли с жильём, выдали 50-рублёвые пенсии. На том всё и закончилось.
В настоящее время АПЛ с четырьмя ядерными торпедами на борту покоится на глубине порядка 4680 м в 490 км северо-западнее Испании.


И только после гибели «Курска», в октябре 2000 года, впервые по телевидению показали передачу о гибели «К-8», опубликовав данные об экипаже.
К-8 заложена в цехе судостроительного завода № 402 в Молотовске как крейсерская подводная лодка 9 сентября 1957 года. 2 марта 1958 года зачислена в списки ВМФ СССР.
Спущена на воду 31 мая 1959 года.


13 октября 1960 года, через полтора месяца после принятия подводной лодки на вооружение, в Баренцевом море произошла авария: в одном из реакторов разорвалась труба контура охлаждения, в результате чего произошла утечка теплоносителя. Экипаж был вынужден перейти на резервную систему охлаждения, чтобы предотвратить расплав активной зоны реактора. Тем не менее, произошёл выброс радиоактивного газа, в результате которого у троих членов экипажа были выявлены видимые признаки острой лучевой болезни, многие члены экипажа получили дозы от 1,8 до 2 Зиверт (180…200 бэр).
В дальнейшем, до капитального ремонта, связанного с заменой парогенератора на заводе «Звёздочка» в августе 1966 года - июле 1968 года, подобные разрывы имели место ещё дважды: 1 июня 1961 года, во время отработки задач боевой подготовки. Один человек комиссован с острой формой лучевой болезни. Часть личного состава получила различные дозы облучения; 8 октября 1961 года, во время отработки атаки группы кораблей на первенство ВМФ, вновь открылась течь из парогенератора.
Подводная лодка К-8, находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание - к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина - 22 апреля 1970 года.
Вечером 8 апреля 1970 года, когда К-8 находилась севернее Азорских островов, при всплытии с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост ГЭУ, офицеры: В. Г. Хаславский, А. С. Чудинов, А. В. Поликарпов, Г. В. Шостаковский и Г. Н. Чугунов наглухо задраили переборки, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы. Расчёт ГЭУ ценой своих жизней сделал главное - предотвратил возможность теплового взрыва.
Подводная лодка осталась без хода. Часть личного состава седьмого отсека погибла от удушения угарным газом. Остальные успели перейти в соседние кормовые отсеки. Пожар в кабельных трассах перекинулся ещё на несколько отсеков. Командир лодки Всеволод Бессонов принял решение всплыть в надводное положение. И уже через шесть минут лодка была на поверхности.


Мимо проходил сухогруз. Подали сигнал бедствия. Судно описало вокруг лодки дугу, но, поняв, что это атомная лодка, удалилось, скрывшись за горизонтом.
Экипаж продолжал героически бороться с пожаром на пределе своих возможностей. В центральном отсеке пытались потушить пожар общекорабельной системой пожаротушения, но не смогли. Некоторые начали терять сознание, тогда командир принял решение вывести людей из центрального отсека на мостик, и тушить пожар методом герметизации отсека.
К утру 9 апреля был отдраен кормовой люк, командир отдал приказ вывести на палубу личный состав из отсеков, где бушевал пожар.
Утром 10 апреля на горизонте показалось другое судно. Снова выпустили сигнальные ракеты. К терпящей бедствие лодке подошло болгарское грузовое судно «Авиор». Немедленно через Варну в Москву ушла радиограмма.
Капитан болгарского судна – гражданин СССР - Рем Смирнов рискуя судном и экипажем, находясь в штормовом районе, выполнил свой долг.


Болгарское правительство само определило уровень героизма своих моряков и советского капитана. С учетом секретности и таинственности событий апреля 1970-го и 100-летия Ленина, отдельным закрытым постановлением Президиума Народного Собрания Народной Республики Болгария Рем Смирнов был награжден высшим гражданским орденом «За гражданскую доблесть и заслуги» 1-й степени.


Рем Германович гордился наградой. Обратите внимание на то, что орденская книжка без фотографии. Вместо нее написано «Важи без снимка» или «Действительна без фотографии». Так поступали с награжденными по «закрытым указам. Да и сам Указ был приурочен к 9 сентября – Дню освобождения Болгарии, чтобы скрыть связь с событиями апреля.


Также Рем Смирнов был награжден боевой медалью «За заслуги перед Болгарской народной Армией. Медаль «За заслуги» под № 1 тоже о чем-то говорит. Вот только заслуги капитана не самым должным образом были оценены на Родине. А впрочем и неудивительно.


В район ктастрофы направлялось всё, что только можно. Корабли шли самым полным ходом, но расстояние было слишком большим, от ближайшего из кораблей – гидрографического судна «Харитон Лаптев» - до терпящей бедствие лодки лежало без малого 470 миль.
Уже к 10 апреля индивидуальные средства защиты были израсходованы, запас воздуха высокого давления был минимальным, а в седьмой и восьмой отсеки проникла забортная вода. Подводная лодка осталась без технических средств борьбы за живучесть и без средств поддержания плавучести.
Тем временем стала резко ухудшаться погода. Бискайский залив – место, печально известное морякам своими штормами, достигающими здесь небывалой силы.
Экипажу предстоял ещё и бой с разбушевавшейся стихией. К этому времени командир уже переправил шлюпками на борт «Авиора» две большие группы подводников.
Неоднократно кормовая часть лодки опускалась в воду, продували кормовую группу цистерн главного балласта, создавалась видимость возможности удержания ее на плаву.
Но спасти лодку было уже невозможно. Утром 12 апреля патрульным самолётам ВМФ США удалось обнаружить на том месте, где из последних сил боролась за жизнь К 8, только два нефтяных пятна.
Поиски людей продолжались ещё несколько суток, но успехом не увенчались.

Список погибших членов экипажа К-8:


1. капитан 2 ранга БЕССОНОВ Всеволод Борисович;
2. капитан 2 ранга ТКАЧЁВ Виктор Антонович;
3. капитан 3 ранга РУБЕКО Владимир Петрович;
4. капитан 3 ранга ХАСЛАВСКИЙ Валентин Григорьевич;
5. капитан-лейтенант КУЗНЕЧЕНКО Игорь Владимирович;
6. капитан-лейтенант ЛИСИН Анатолий Иванович;
7. капитан-лейтенант ПОЛИКАРПОВ Анатолий Васильевич;
8. капитан-лейтенант ЧУДИНОВ Александр Сергеевич;
9. капитан-лейтенант ЯСЬКО Н.Ф.;
10. капитан м/с СОЛОВЕЙ Арсений Мефодьевич;
11. старший лейтенант Гусев М.Б.;
12. старший лейтенант ЛАВРИНЕНКО Анатолий Николаевич;
13. старший лейтенант ПОЛЕТАЕВ Юрий Петрович;
14. старший лейтенант ЧУГУНОВ Геннадий Николаевич;
15. старший лейтенант ШМАКОВ Николай Васильевич;
16. старший лейтенант ШОСТАКОВСКИЙ Георгий Васильевич;
17. лейтенант ШАБАНОВ Владимир Александрович;
18. лейтенант ШЕВЦОВ Владимир Иванович;
19. мичман БЕЛЕЩЕНКОВ Анатолий Иванович;
20. мичман ДЕРЕВЯНКО Леонид Николаевич;
21. мичман ЕРМАКОВИЧ Павел Степанович;
22. мичман КУЛАКОВ Виктор Григорьевич;
23. мичман МАЕВСКИЙ Виктор Иванович;
24. мичман МАРТЫНОВ Леонид Федорович;
25. мичман ПЕТРОВ Евгений Александрович;
26. мичман УСТЕНКО Алексей Антонович;
27. главный старшина ДОБРЫНИН Вячеслав Иванович;
28. главный старшина ЛЕОНОВ Виталий Васильевич;
29. главный старшина САВОНИК Василий Васильевич;
30. старшина 1 статьи БУСАРЕВ Александр Сергеевич;
31. старшина 1 статьи ФЁДОРОВ Евгений Григорьевич;
32. старшина 1 статьи ЧЕКМАРЁВ Леонид Венедиктович;
33. старшина 2 статьи ГАТАУЛЛИН Рудольф Гатауллинович;
34. старший матрос АСТАХОВ Виктор Николаевич;
35. старший матрос БУРЦЕВ Николай Степанович;
36. старший матрос ИНАМУКОВ Башир Ильясович;
37. старший матрос КИРИН Александр Михайлович;
38. старший матрос КОЛЕСНИКОВ Валентин Александрович;
39. старший матрос КОМКОВ Николай Александрович;
40. старший матрос КУЛАКОВ Анатолий Александрович;
41. старший матрос МАШУТА Юрий Алексеевич;
42. старший матрос МИЩЕНКО Виктор Михайлович;
43. старший матрос ПАНЬКОВ Евгений Викторович;
44. старший матрос ДЕВЯТКИН Виктор Николаевич;
45. матрос КОРОВИН Николай Михайлович;
46. матрос КУЗОВКОВ Вячеслав Иванович;
47. матрос КУЛЬШ Александр Сергеевич;
48. матрос ПЕЧЕРСКИХ Юрий Филатович;
49. матрос САМСОНОВ Евгений Алексеевич;
50. матрос ФРЕШЕР Константин Густавович;
51. матрос ФРОЛОВ Владимир Федорович;
52. матрос ШИШАЕВ Александр Петрович.

После гибели атомохода долго еще работала государственная комиссия. Работала беспристрастно и скрупулезно, опрашивая каждого из спасенных членов экипажа, проводя множество следственных экспериментов. И пришла к выводу, что действия командира были грамотные, решительные и правильные.
Оглядываясь назад, понимаешь, что могло случиться, если бы моряки ценой собственной жизни не загасили реакторы. Разразилась бы катастрофа, не сравнимая ни с Хиросимой, ни с Чернобылем.
Это был подвиг, но для всего атомного флота и семей погибших – трагедия. Видимо, так распорядилась судьба, что эти понятия неразрывно связаны между собой. И к сожалению, Всевышний забирает раньше срока к себе только лучших…

Материал подготовил гвардии п/полковник запаса А. В. Вовк.

Текущая страница: 30 (всего у книги 30 страниц) [доступный отрывок для чтения: 20 страниц]

Шрифт:

100% +

Как и «Скорпион», К-8 успешно выполнила свою задачу в Средиземном море. Когда же, выйдя в Атлантику, она достигла района гибели «Скорпиона», на ней произошел пожар, а после трех суток отчаянной борьбы подводная лодка гибнет, опустившись на океанское дно в каких-нибудь трехстах милях от американского атомохода. Зловещий рок, погубивший две атомные субмарины, словно удовлетворенный полученной жертвой, затаился на много лет, затаился, чтобы вновь явить людям таинственную связь времен и событий.

12 апреля 1989 года неподалеку от острова Медвежий потерпела аварию и затонула советская подводная лодка «Комсомолец». И тогда многие вновь вспомнили несчастливую К-8, а вспомнив, невольно вздрогнули: уж больно много было у той давней катастрофы совпадений с канувшим в пучину «Комсомольцем», совпадений как вполне объяснимых, так и тех, что нельзя объяснить ничем…

Трагедия «Комсомольца» произошла почти день в день гибели К-8. Много совпадений выявляется и дальше! Обе лодки потерпели аварию, возвращаясь с боевой службы. На обеих пожар начался в кормовых отсеках, на обеих экипажи, борясь за живучесть, отходили все дальше и дальше в носовые отсеки. В обоих случаях причиной гибели стала потеря продольной остойчивости вследствие затопления кормовых отсеков из-за попадания в них забортной воды через отверстия выгоревших от пожара сальников.

В обоих случаях командиры атомоходов погибли, до конца оставаясь на борту своих кораблей. В обоих случаях старшими на борту были люди в одинаковой должности – заместители командиров дивизий подводных лодок. В обоих случаях замкомдивы остались живы.

Но и это не все! На обоих атомоходах были подводники со схожими фамилиями: в обоих случаях одни спаслись, другие погибли. Так, спаслись бывший на К-8 старшина Колойда и бывший на «Комсомольце» капитан 1-го ранга Коляда, погибли бывший на К-8 старший лейтенант Шостаковский и бывший на «Комсомольце» лейтенант Шостак…

Фамилия Шостак вообще отмечена на отечественном флоте особой печатью трагичности. Первый обладатель ее, знаменитый ушаковский капитан 1-го ранга Иван Шостак, герой Средиземноморской кампании 1798–1800 годов, погиб неподалеку от Севастополя на линейном корабле «Тольская Богородица» в шторм. Шостаковский – фамилия замполита печально известного линкора «Новороссийск», перевернувшегося в Севастопольской бухте. Севастопольцами и выпускниками Севастопольского высшего военно-морского училища были и погибшие на К-8 и «Комсомольце» старший лейтенант Шостаковский и лейтенант Шостак. Что это? Совпадение или нечто иное?

В процессе работы над книгой автор советовался по поводу всех этих совпадений со многими моряками, писателями и журналистами. Все удивлялись, некоторые пытались отыскать какие-то свои «таинственные связи». Предпринял такую попытку и знакомый автору журналист Сергей Птичкин. И хотя автор книги не разделяет предложенную Птичкиным цифровую каббалистику, он все же счел необходимым познакомить читателей и с такой точкой зрения на таинственную связь судеб К-8 и «Комсомольца». Итак, С. Птичкин пишет: «…Самое удивительное – цифровая символика, в которой, словно в криптограмме, зашифрована страшная тайна… В послевоенный период у нас погибло 7 подводных лодок, из них три – атомные. К-8 был третьим по счету атомоходом, спущенным на воду в СССР, и судьбой ему уготовано было открыть трагический отсчет АПЛ, поглощенных морской стихией. А последняя лодка, седьмая по общему счету, – “Комсомолец”. Но ведь у этой лодки тоже был свой тактический номер, а именно К-278. Вдумайтесь в эти цифры! Двойка! Семерка! Восьмерка! К-8 – первая торпедная лодка – затонула в результате пожара, начавшегося 8 апреля в 7-м отсеке. А когда должен был случиться аналогичный пожар на следующей атомной торпедной подводной лодке?

Теперь-то мы знаем – трагедия произошла 7 апреля восемьдесят девятого и пожар начался в седьмом (!) отсеке… К-278… Вторая катастрофа после К-8, а дата ее в средней цифре…

Если сложить двойку и восьмерку, умножить сумму на среднюю цифру, то получится 70 – год гибели К-8. Если сложить первые две и перенести их сумму за восьмерку, то получим 89 – год гибели К-278 – “Комсомольца”…»

Вот что думает по поводу совпадений бывший главнокомандующий ВМФ СССР и России адмирал флота В.Н. Чернавин: «…Многое до странности повторилось в тех трагедиях – почти один к одному. Командиры обоих кораблей (как и их старшие начальники, находившиеся на борту) однозначно исключали возможность потери плавучести. (Потеря плавучести явилась полнейшей неожиданностью для обоих экипажей.) Первопричиной обеих катастроф стал пожар, но отнюдь не повреждения (типа пробоины) корпуса. Личный состав загодя, тщательно не готовился к тому, чтобы при необходимости покинуть корабль. Даже уцелевшие индивидуальные средства спасения не были использованы полностью, хотя объективности ради надо сказать, что и возможности вынести их на заливаемую водой верхнюю палубу почти не было.

Разные люди служили на тех двух лодках, различна была конструкция кораблей. Общее одно – роковая судьба, неизбывное горе матерей, отцов, жен, осиротевших детей… А еще – удивительный героизм и стойкость моряков, ставших примером для всех нас, ныне живущих…»

Возможно, что все множество совпадений, приведенных выше, кому-то покажется лишь цепью невероятных случайностей. К тому же вполне понятно, что во всех случаях возникновения пожаров и происшедших катастроф имелись вполне материальные причины, а компетентные комиссии дотошно разобрались во всех деталях. И все же порой приходит ощущение, что за всеми многочисленными морскими трагедиями сокрыта какая-то великая тайна Океана, тайна, которую человечеству еще не дано раскрыть…

* * *

Прошло совсем немного времени, и в Гремихе не осталось ни одного из тех, кто участвовал в последнем походе К-8, – офицеры и мичманы разъехались к новым местам службы, матросы уволились в запас. Вдовам, согласно специальному постановлению правительства, предоставили возможность выбрать для проживания любой из городов Советского Союза и обеспечили там жильем, назначили пенсии. Правда, и здесь не обошлось без «ложки дегтя». Жилье давали далеко не лучшее, а пенсии – мизерные. К слову сказать, вдове капитана 2-го ранга Бессонова квартиру в Ленинграде так и не дали, она получила ее от директора предприятия, где работала. Говорят, что он, сам бывший моряк, был потрясен, узнав, что вдова Героя Советского Союза вынуждена ютиться в каком-то углу, и тут же выделил ей жилье из своих фондов.

Прошли годы. Давно уже в Гремихском гарнизоне улицы носят имена Всеволода Бессонова и Арсения Соловья, давно высится на сопке памятник погибшим подводникам, запечатлевший спасение корабельным врачом больного моряка. И для нового поколения события далекого семидесятого года уже стали достоянием истории.

Судьба разбросала по всей стране и членов экипажа «восьмерки». Выросли дети. Время неумолимо, а потому труднее с каждым годом собираться ветеранам 12 апреля на традиционный вечер памяти в Ленинграде. Но ежегодно в день гибели своего корабля все они вновь собрались вместе, чтобы помянуть своих боевых друзей, тех, кто исполнил до конца свой долг перед Отечеством, пал, но не отступил, не струсил, оставшись до последних мгновений своей жизни верными присяге, долгу и чести. Долгие годы это приходилось делать неофициально у кого-нибудь на квартире. Слава Богу, теперь можно собираться открыто… Ежегодно старается побывать в далекой заснеженной Гремихе вдова капитана 3-го ранга Хаславского, другие вдовы. Верны подводному братству ветераны К-8 вице-адмирал Фалеев, капитан 2-го ранга в отставке Симаков, капитан 1-го ранга в отставке Поляков. Не так давно ушел из жизни прекрасный человек, очень помогший мне в написании этой книги, бывший командир электро-навигационной группы К-8 капитан 1-го ранга в отставке Петров. Увы, время неумолимо…

Вспомним еще раз поименно всех, погибших, но не оставивших своих боевых постов! Вспомним и поклонимся за то, что они были!

Капитан 2-го ранга БЕССОНОВ Всеволод Борисович

Капитан 2-го ранга ТКАЧЕВ Виктор Антонович

Капитан 3-го ранга РУБЕКО Владимир Петрович

Капитан 3-го ранга ХАСЛАВСКИЙ Валентин Григорьевич

Капитан-лейтенант ЛИСИН Анатолий Иванович

Капитан-лейтенант ПОЛИКАРПОВ Анатолий Васильевич

Капитан-лейтенант ЧУДИНОВ Александр Сергеевич

Капитан медслужбы СОЛОВЕЙ Арсений Мефодьевич

Капитан-лейтенант КУЗНЕЧЕНКО Игорь Владимирович

Капитан-лейтенант ЯСЬКО Николай Филиппович

Старший лейтенант ГУСЕВ Мстислав Васильевич

Старший лейтенант ЛАВРИНЕНКО Анатолий Николаевич

Старший лейтенант ПОЛЕТАЕВ Юрий Петрович

Старший лейтенант ШМАКОВ Николай Петрович

Старший лейтенант ШОСТАКОВСКИЙ Георгий Вячеславович

Старший лейтенант ЧУГУНОВ Геннадий Николаевич

Лейтенант ШАБАНОВ Владимир Александрович

Лейтенант ШЕВЦОВ Владимир Иванович

Мичман БЛЕЩЕНКОВ Анатолий Иванович

Мичман ДЕРЕВЯНКО Леонид Николаевич

Мичман ЕРМАКОВИЧ Павел Степанович

Мичман КУЛАКОВ Виктор Григорьевич

Мичман МАЕВСКИЙ Виктор Иванович

Мичман МАРТЫНОВ Леонид Федорович

Мичман ПЕТРОВ Евгений Александрович

Мичман УСТЕНКО Алексей Антонович

Главный старшина ДОБРЫНИН Вячеслав Иванович

Главный старшина ЛЕОНОВ Виталий Васильевич

Главный старшина САВОНИК Василий Васильевич

Старшина 1-й статьи БУСАРЕВ Александр Сергеевич

Старшина 1-й статьи ФЕДОРОВ Евгений Петрович

Старшина 1-й статьи ЧЕКМАРЕВ Леонид Бенедиктович

Старшина 2-й статьи ГАТАУЛИН Рудольф Гатоуллинович

Старший матрос АСТАХОВ Виктор Николаевич

Старший матрос БУРЦЕВ Николай Степанович

Старший матрос ИНАМУКОВ Башир Ильясович

Старший матрос КИРИН Александр Михайлович

Старший матрос КОЛЕСНИКОВ Валентин Александрович

Старший матрос КОМКОВ Николай Александрович

Старший матрос КУЛАКОВ Анатолий Александрович

Старший матрос МАШУТА Юрий Алексеевич

Старший матрос МИЩЕНКО Виктор Михайлович

Старший матрос ПАНЬКОВ Евгений Викторович

Матрос ДЕВЯТКИН Виктор Николаевич

Матрос КОРОВИН Николай Михайлович

Матрос КУЗОВКОВ Вячеслав Иванович

Матрос КУЛЬШ Александр Сергеевич

Матрос ПЕЧЕРСКИХ Юрий Филатович

Матрос САМСОНОВ Евгений Алексеевич

Матрос ФРЕШЕР Константин Густавович

Почти полвека назад советские подводники ценой собственной жизни предотвратили ядерный взрыв в Атлантике. На историю был наложен гриф «секретно»...

Владимир Шевцов

В той лодке были и наши земляки (читайте материалы в № и № «Нашего времени»). Сегодня - продолжение темы: рассказ о шахтинце Владимире Шевцове.

Память о Владимире Ивановиче Шевцове и других подводниках с затонувшей атомной субмарины К-8 почтили на днях в Адмиралтейском храме Санкт-Петербурга. По просьбе общества ветеранов-подводников 7-й дивизии подводных лодок Краснознаменного Северного флота здесь была отслужена лития. В алтаре этого храма сейчас находится именная капсула нашего земляка Владимира Шевцова. В ней - морская вода, взятая с места гибели АПЛ К-8. Весной 2018 года капсулу передадут в Севастополь - Владимир Иванович заканчивал в 1969 году спецфакультет военно-морского училища в этом городе. На памятной стеле погибшим выпускникам Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища у фамилии Шевцов надпись - «взят морем».

В Адмиралтейский храм вместе с капсулами Володи и других погибших членов экипажа была передана икона Спасающая на море Путешествующая, - сообщила сестра Владимира Шевцова Светлана Терентьевна Мильшина. - Эту икону специально написали для подводников, она объединила все трагедии флота, доступна для тех, кто хотел бы помолиться о здравии моряков-подводников и воздать молитвенную память погибшим. Володя тоже наверняка мог бы написать такую икону - он был прекрасным художником. Мама даже советовала ему поступить в художественную академию. А он выбрал военно-морское училище…

- Вы с Владимиром Николаевичем - коренные шахтинцы?

Наша мама Клавдия Ивановна была пухляковская. В Шахтах жили ее сестры. А мы до августа 1953 года проживали в Баку. Когда переезжали, мне было одиннадцать, а Володе - семь лет. В сентябре он пошел в первый класс. Рисовал очень хорошо. Помню его изображения царевны-Лебедь, Отелло, четырех мушкетеров, Эдсона Арантиса ду Насименту…

- Это Вы о Пеле?

Да, Володя сделал классный портрет своего кумира. Он, кстати, и сам неплохо в футбол играл, выступал за шахтинский «Шахтер».

- Однако рисование и футбол так и остались хобби…

Они отошли на второй план после визита в школу военкома. Тот агитировал ребят поступать в военные училища. Заинтриговал Володю перспективами офицерской службы. В сентябре 1963 года брат поехал в Севастополь, поступил там в военно-морское инженерное училище. Дома бывал только на каникулах. Службу нес на разных широтах - там, куда Родина направляла. Приехал однажды на побывку из Ленинграда. Рассказал нам, что подал с девушкой, ее звали Люба, заявление в загс. Та женитьба не состоялась - Володя женился на другой девушке, выпускнице мединститута Светлане, а вечером - недобрый знак - потерял обручальное кольцо. Жена поехала к нему в заполярную Гремиху. Там у них родилась дочь Оля. Вскоре Володи не стало…

- А где сейчас Светлана и Ольга?

Знаю только, что они уехали в Германию.

- Кто сообщил Вам о гибели брата?

На следующий день после трагедии к нам приходили три военкоматовских работника. Примите, говорят, Клавдия Ивановна, соболезнования. Маме выдали разовое пособие. Когда в Гремихе в 1974-м открывали монумент в память о погибших моряках, очень хотела туда поехать. Но поддержки не получила. Одна справлялась с горем. О подробностях трагедии мы не знали... Говорят, будто на К-8 служил земляк из Новошахтинска. Но ни его фамилию, ни судьбу я не знаю. Буду признательна, если редакция «Нашего времени» поделится со мной той информацией, которая станет вам известна.

Поиск родственников наших земляков-подводников, погибших на К-8, продолжается. Так, в областной военкомат мы направили предоставленную энтузиастами поиска копию справки военного совета Краснознаменного Северного флота, адресованной в Зерноградский район, в п/о Голубовка 31 июля 1970 года «тов. Ермакович Р.Д». Вот ее фрагмент: «Уважаемая Раиса Демьяновна! За мужество и отвагу при выполнении воинского долга ваш муж мичман Ермакович Павел Степанович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года посмертно награжден орденом Красная Звезда. Разделяя с Вами горе безвременной утраты, мы в то же время гордимся, что партия и правительство высоко оценили подвиг Вашего мужа. Светлый образ Павла Степановича навсегда сохранится в наших сердцах как пример беззаветного служения Родине. Примите наши самые искренние соболезнования в связи с постигшим Вас насчастьем. Командующий Краснознаменным Северным флотом адмирал флота С. Лобов. Врио члена военного совета-начальника политуправления КСФ контр-адмирал Н. Батуров». Кто из родственников семьи Ермакович живет сейчас в Зерноградском районе? Что им известно о герое-подводнике? Поиск продолжается…


Следите за публикациями «НВ».