Образовательный портал - Kurokt

Урок-размышление на тему: "Я не поэт, а гражданин". Программы, проекты Я не поэт гражданин рылеев

Истинное искусство всегда гуманно, всегда отстаивает интересы человека, его свободу, его счастье. Вот почему Пушкин не принимал искусства “пользы”, утилитарной поэзии. Он настойчиво повторял свою любимую мысль: “Поэзия… но своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя”. Заметим – “по своему высшему, свободному свойству”

Только потому, что Пушкин художественно раскрыл высокий смысл истинной поэзии, показал, что может дать народу “священный дар” поэта, его поэзия, не старея,

Всегда сохраняя юношескую силу и энергию, оказывалась нужной каждому новому поколению русских людей, на различных этапах истории России. От имени своего поколения Герцен свидетельствовал, что поэзия Пушкина в тяжелую эпоху николаевской реакции вселяла в души людей веру и надежду, помогая современникам определить свое место в жизни. “Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свои голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением”.

К этим “истинным поэтам” принадлежали

Моцарт и Пушкин. Проблемы, решавшиеся Пушкиным при создании образа Моцарта, были важнейшими в его творчестве 1830-х годов. Борьба Пушкина за право поэзии своими, только ей присущими средствами служить человеку, народу, человечеству понималась и одобрялась передовыми людьми России.

В речи, посвященной открытию памятника Пушкину, Тургенев утверждал, что каждый, кому открывалась поэзия Пушкина, становился “более русским и более образованным, более свободным человеком. Пусть это последнее слово не удивит вас, мм. гг. В поэзии – освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила”

Пушкин понимал, почему могла появиться формула Рылеева – “Я не Поэт, а Гражданин”, но принять ее не мог. В конечном счете за ней стояла мысль, что настоящего поэта отличает именно гражданское служение, которое он может осуществлять и средствами неполноценного искусства. Подобное противопоставление, по мысли Пушкина, незаконно: он и ценил “Войнаровского” именно за то, что благодаря настоящему искусству поэт смог справиться с задачей и раскрыть “живые чувства”.

Гоголь, писал о Пушкине: “Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру па то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт, и ничего больше, – что такое поэт, взятый не под влиянием какого-нибудь времени или обстоятельств и не под условьем также собственного, личного характера, как человека, но в независимости ото всего; чтобы, если захочет потом какой-нибудь высший анатомик душевный разъять и объяснить себе, что такое в существе своем поэт, это чуткое создание, на все откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика, то чтобы он удовлетворен был, увидев это в Пушкине. Одному Пушкину определено было показать в себе это независимое существо, это звонкое эхо, откликающееся на всякий отдельный звук, порождаемый в воздухе”. “Пушкин слышал значенье свое лучше тех, которые задавали ему запросы, и с любовью исполнял его” .

В посвящении А. А. Бестужеву поэмы “Войнаровский” Рылеев писал о своих стихах: Как Аполлонов строгий сын, Ты не увидишь в них искусства: Зато найдешь живые чувства, – Я не Поэт, а Гражданин.

Отстаивать верность своему священному дару и значило исполнять гражданский долг. Независимость нужна была Пушкину, чтобы служить делу свободы средствами, подвластными только высокой поэзии. Почти одновременно с написанием драматических сцен Пушкин готовил предисловие к последним главам “Евгения Онегина “, в котором писал: “Если век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, – то поэзия остается на одном месте, не стареет, не изменяется. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарелись и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежими и вечно юны”.

Сочинения по темам:

  1. Это – единственный в своем роде манифест русской поэзии 1860-х годов, вобравший в себя и гражданственность лирики декабристов, и мятежную...
  2. Некрасов-поэт, Некрасов-гражданин Николай Некрасов. Великий русский поэт, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, друг и единомышленник Чернышевского и Добролюбова, поэт-трибун, поэт-гражданин,...

104190 Гладкова О

Данный конспект ориентирован на программу Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, В.П.Полухиной и др., на учебник В.Г.Маранцмана. Урок может быть проведен в 9 классе в рамках программы или как урок внеклассного чтения. Используется учебное пособие Соколова Я.В. “Граждановедение”.

Оформление урока: портрет К.Ф.Рылеева, иллюстрация с картины художника Делакруа.

“Свобода”, музыкальный этюд Шопена, на доске записаны тема урока и эпиграф, демонстрационные материалы.

Предварительная подготовка к уроку : учащиеся получают задания на карточках, готовят к выразительному чтению предложенные произведения, работают со словарями и справочной литературой.

Цели урока .

  • Сформировать у учащихся представление о социально-нравственных категориях “гржданственность” и “патриотизм” как ведущих идеях творчества Кондратия Рылеева.
  • Систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию, видоизменять её, исходя из целей коммуникативного взаимодействия.

Урок-размышление на тему: “Я не ПОЭТ, а ГРАЖДАНИН.”

О так! Нет выше ничего
Предназначения поэта:
Святая правда-долг его,
Предмет-полезным быть для света.

К.Рылеев.

Ход урока.

1.Организационный момент . Учащиеся разделены на микрогруппы (по 3-4 чел.). Каждая группа получает задание на карточке.

2.Слово учителя.

Граждане Российской Федерации! Могу ли я сегодня на уроке ко всем обратиться с этим обращением? Какие значения слова “гражданин” Вам известны? Вы, наверно, слышали о герое, принявшем смерть за Отечество, говорят: он был воин и гражданин. Но о Пушкине тоже говорят: поэт и гражданин. О композиторе Глинке: музыкант и гражданин.

Означает ли это, что гражданин-только выдающаяся личность, или солдат, павший на полях сражений за Отечество,или талантливый художник, или певец? Так кто такой гражданин? Над этими и другими вопросами я приглашаю Вас поразмышлять.

3. Словарь урока. О гражданине.

Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений.

Задания : поработайте в микрогруппах и ответьте на вопросы.

  • Какие значения слова “гражданин” вам известны?
  • Что означает “быть достойным сыном Отечества”?
  • В чем отличие Гражданина (с большой буквы) и гражданина по рождению?

Задание группе лингвистов : поработайте с разными словарями русского языка и подготовьте справку о значении слова “гражданин”

Информация для учителя. В словаре В.И.Даля слово “гражданин” обозначает:

Человек как городской житель;

Человек как член общины;

Каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова значения дополняются следующими:

Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенного совокупностью политических и иных прав;

Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения;

В “Словаре современного русского литературного языка” есть значения:

Гражданин-человек,служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе;

Невоенный;

Нецерковный.

В “Этимологическом словаре” Н.М.Шанского можно найти информацию об истории слова: заимствовано из стар.-слав. языка, где “гражданинъ” словообразовательная калька из греческого, буквально – “житель города”. Современное значение от Радищева.

Задание группе литературоведов .Вспомните ранее изученные произведения М.Ломоносова, Г.Державина, А.Радищева и ответьте на вопрос, каковы литературные традиции становления и развития темы патриотизма в русской литературе XVIII века?

Информация для учителя. Одним из первых, кто пропагандировал гражданственность поэзии, её воспитательную функцию и определил роль поэта как гражданина, был Антиох Кантемир: “Всё, что я пишу, - пишу по должности гражданина”, “…не писать мне нельзя: не могу стерпети”.

В лиетературе XVIII века в творчестве Державина и Ломоносова разрабатывалась тема патриотизма, прославления могущества русского государства. Но неразвитость общественной жизни обусловила ограниченность значения слова “патриот”. Александр Радищев вносит понимание влияния общественной среды на характер, признание активного начала человеческой личности. Он же вносит элемент гражданственности.

В книге “Путешествие из Петербурга в Москву” в главе “Спасская полесть” Прямовзора говорит: “Ты познаёшь верных своих подданных, которые вдали от тебя не тебя любят, но любят отечество; которые готовы всегда на твоё поражение, если оно отмстит порабощением человека. Но не возмутят они гражданского покоя безвременно и без пользы”.

Вразумляющая интонация Фонвизина, беспошадная аналитическая проза Радищева, смелая поэзия Державина столь разные, столь одинаковые в одном – самое главное в их творчестве забота о судьбе страны поставлена превыше всего.

Вывод: в формулировке темы нашего урока слово “гражданин” противопоставлено слову “поэт”. Будучи декабристом, Рылеев ставит целью своего творчества – воздействие с помощью поэзии на молодое поколение, воспитание юношества в духе патриотизма и гражданства. Логическое ударение падает на слово гражданин, подчёркивая особую значимость понятия. Употреблякется слово в значении “гражданин-человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе” (высок).

4. Подготовка к восприятию нового материала .

“На грани двух столетий

На переломе двух эпох…” рождалось новое время.

Начало XIX века. Время рождало новые идеи, создавало новое эстетические идеалы. Мы говорим 14 декабря 1825 года, время декабристов, но вкладываем в эти слова наше книжное понимание. Воздух времени, его краски, черты – всё это почти потеряно для нас. В качестве свидетельств об этом времени остались искусство, история, воспоминания современников. Свобода, неукротимость, вечное несогласие с окружающей действительностью – вот признаки новой эпохи. Они нашли своё воплощение в музыке Шопена.

(Звучит фрагмент “Революционного этюда” Шопена).

Это произведение и будет музыкальным эпиграфом к нашему уроку.

Бурный порыв, трагическое отчаяние, решимость и обречённость, энергия и одиночество запечатлены на картине французского художника Делакруа “Свобода”. Пусть эта иллюстрация будет зрительным эпиграфом урока.

Одними из первых на призывы времени откликнулись декабристы. “Я помню, как ударял, словно колокол… серьёзный стих Рылеева и звал на бой и на гибель, как зовут на пир”, - отзывался А. Герцен о стихах Кондратия Рылеева. Именно декабристы-поэты формировали новый эстетический идеал гражданина, продолжая литературные традиции предшественников.

Мы обратимся к поэзии К. Рылеева, постараемся, проанализировав его произведения, раскрыть ценральный образ – героя–борца, патриота и гражданина. Этот образ и определён в художественной формуле Рылеева о предназначении поэта, этой строкой мы обозначили тему нашего разговора: “Я не Поэт, а Гражданин”.

5. Аналитическое чтение стихотворений .

Задание. Используя тексты предложенных произведений К.Рылеева, определите и укажите стержневые качества героя-борца и сопоставьте с фактами жизни поэта. Соответствует ли декабристский идеал гражданина Вашим представлениям о гражданине сегодняшних дней? Результаты работы оформите в виде таблицы.

Группа аналитиков,историков, литературоведов.

Карточка № 1.

Прочитайте стихотворение “Гражданин”. Вопросы: почему своё время поэт называет “роковым”? В чём видит поэт долг гражданина? Охарактеризуйте образы “переродившихся славян”, образ гражданина и др. Что общего между автором и его героем?

Информация для учителя . 27 ноября 1825 года на квартире Рылеева проходят постоянные совещания. Рылеев критично оценивает ситуацию, находит её безрадостной. Он проявляет находчивость, настойчивость, намечает практические меры. Его пламенные речи увлекают одних, подбадривают растерявшихся, обливают презрением испугавшихся. Незадолго до восстания поэт пишет знаменитое стихотворение “Я ль буду в роковое время…” В нём наиболее ярко пропагандируется образ героя-борца. Этот человек самоотверженно борется за свободу, является образцом гражданской доблести, имеет целеустремлённый героический характер. Этому образу противопоставлены образы “переродившихся славян”. Это те, кто отступил и от политической борьбы, проводит жизнь свою в сладострастиях, забыл гражданский долг, утратил мужество, общественно пассивен.

Стихотворение обращено не к узкому кругу лиц, а ко всему поколению. Отсюда и агитационный строй, декламационная интонация. Это речь оратора, трибуна, проповедуещего свои политические убеждения. Слова избираются не в соответствии с их предметной точностью, а для того, чтобы они служили средством гражданской оценки.

Вывод: слова для таблицы – борец за свободу, оратор, целеустремлённый, имеет героический характер.

Карточка №2

Прочитайте стихотворение “Стансы” (“Не сбылись, мой друг, пророчества…”), главу “Исповедь Наливайки” из поэмы “Наливайко”.

Вопросы: какие черты героя-борца раскрыты в этих произведения? Как соотносятся они с чертами характера поэта?

Информация для учителя . В ночь с 13 на 14 декабря заговорщики собрались на квартире Рылеева, здесь окончательно был выработан план действий. Офицеры должны были рассыпаться по казармам и вести поднятые воиска на Сенатскую площадь. “Как прекрасен был в тот вечер Рылеев, - вспоминал Бестужев. – Речь его текла,как огненная лава. Я любовался им, сидя в стороне. Разошлись под утро. Молодой поэт Одоевский с восхищением воскликнул: “Умрём, ах, как славно мы умрём!” Только Рылеев был серьёзен. Он сдержанно сказал одному из друзей: “Да, мало видов на успех, но всё-таки надо начать: начало и пример принесут плоды.” Осознавая неудачу восстания, декабристы не испугались, а пошли на жертву ради потомков, с мыслью о новых поколениях. Не желание пострадать, не эффектная поза, а осознание жертвенности, исключительная честность, мужество и отвага – вот что руководило декабристами.

Отрывок из поэмы :

Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На угнетателей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, -
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!

Вывод : отсутствие тщеславия, желания славы чужды герою стихотворения и Рылееву. В элегии “Стансы” слышатся горькие жалобы героя на “горький жребий одиночества”, потому что люди разочаровали поэта:

Все они с душой бесчувственной,
Лишь для выгоды своей
Сохраняют жар искусственный
К благу общему людей.

Слова для таблицы: одиночество, отсутствие тщеславия и желания славы, жертвенность, честность.

Карточка №3.

Задание. В стихотворениях “К.N.N.” (Ты посетить, мой друг, желала…), “Вере Николаевне Столыпиной”, в поэме “Наливайко” в главе “Ты друг давно мне, Лобода”, проследите, каковы переоценки представлений о дружбе, о семье, о любви в творчестве Рылеева.

Информация для учителя . Декабристское понимание гражданской доблести, “любви к общественному благу” было связанно с требованием подчинить все чувства, всю жизнь единой цели. В стихотворениях происходит переоценка традиционных представлений. В “Элегии” (1824) мы читаем:

Исполнились мои желания,
Сбылись давнишние мечты,
Мои жестокие страдания,
Мои любовь узнала ты…

Но герой-борец должен подчинить страсть, сомнения, колебания, слабости души великой идее.

Мне не любовь твоя нужна,
Занятья ждут меня иные…
Отрадна мне одна война,
Одни тревоги боевые.
Любовь ни как не идёт на ум:
Увы! Моя отчизна страждет, -
Душа в волнении тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.

В поэме, обращаясь к Лободе, словами Наливайки, Рылеев определяет своё понимание долга семьянина и гражданина:

Но ты отец, но ты супруг,
А уж давно пора, мой друг,
Быть не мужьями, а мужами…
Нет не одна к жене любовь
Мой ум быть осторожней учит…

“Священный долг матери” герой видит в том, что она должна:

Прекрасных чад образовать…
Пусть их сограждане увидят
Готовых пасть за край родной,
Пускай они возненавидят
Неправду пламенной душой.

Вывод : эти строки придают интимной лирике гражданский характер, превращая в страстный призыв.

Слова для таблицы: отказ от семьи, от любви, уметь подчинить индивидуальное общей идее.

6. Подведём итоги .

Щекотливое это дело – пытаться оспорить показания современников, даже если они получены из вторых рук. “Рылеев пришёл вовремя, - сказал литературовед Ю.Верховский и продолжил, - Рылеев-средоточие гражданской поэзии, как она могла наиболее цельно выразиться в условиях времени, среды, её идеологии и художественного вкуса”. Итак, давайте представим в таблице результаты наших исследований.

Эстетический идеал, ваш идеал гражданина в поэзии Рылеева:

    • борец за свободу
    • целеустремлённость характера
    • оратор
    • гражданин-поэт
    • отсутствие тщеславия
    • жертвенность
    • честность
    • одиночество
    • отказ от любви
    • подчинение индивидуального общей идее
    • забота об общественном благе.

Задание: заполните 2 графу таблицы, впишите те чувства человека, которые на ваш взгляд, в большей мере являются гражданскими. Сравните наблюдения и напишите небольшое эссе “Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству?” (Эта тема сочинения была предложена А.Ульянову).

7. Перспектива развития темы. Для продолжения разговора приглашаю тех, кто увлечён литературой, кому тема нашего разговора интересна. Предлагаю обдумать следующие положения:

– Гоголь является образцом писателя-гражданина своей страны.

– Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Н.Некрасов “Поэт и гражданин” (1856)

– В дни революции быть Человеком, а не гражданином…

М.Волошин 1925.

– Поэт в России – больше, чем поэт,
В ней суждено поэтами рождаться.
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.

Е. Евтушенко 1965.

Список использованной литературы.

  1. Вересаев В. “Спутники Пушкина”. М., “Советский спорт”, 1993г.
  2. Марков А. “Кондратий Рылеев”. (Поэма в журнале “Огонёк” №38-39, 40 за 1980г.).
  3. Марич М. “Северное сияние”
  4. Радищев А. “Путешествие из Петербурга в Москву”, М., Московский рабочий, 1959.
  5. Рылеев К. “Русская поэзия XIX-начала XX века.”, М., “Художественная литература” 1987.

В посвящении А. А. Бестужеву поэмы «Войнаровский» Рылеев писал о своих стихах: Как Аполлонов строгий сын, Ты не увидишь в них искусства: Зато найдешь живые чувства, — Я не Поэт, а Гражданин.

Пушкин понимал, почему могла появиться формула Рылеева — «Я не Поэт, а Гражданин», но принять ее не мог. В конечном счете за ней стояла мысль, что настоящего поэта отличает именно гражданское служение, которое он может осуществлять и средствами неполноценного искусства. Подобное противопоставление, по мысли Пушкина, незаконно: он и ценил «Войнаровского» именно за то, что благодаря настоящему искусству поэт смог справиться с задачей и раскрыть «живые чувства».

Истинное искусство всегда гуманно, всегда отстаивает интересы человека, его свободу, его счастье. Вот почему Пушкин не принимал искусства «пользы», утилитарной поэзии. Он настойчиво повторял свою любимую мысль: «Поэзия… но своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя». Заметим — «по своему высшему, свободному свойству»

Отстаивать верность своему священному дару и значило исполнять гражданский долг. Независимость нужна была Пушкину, чтобы служить делу свободы средствами, подвластными только высокой поэзии. Почти одновременно с написанием драматических сцен Пушкин готовил предисловие к последним главам «Евгения Онегина», в котором писал: «Если век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, — то поэзия остается на одном месте, не стареет, не изменяется. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарелись и каждый день заменяются другими — произведения истинных поэтов остаются свежими и вечно юны».

К этим «истинным поэтам» принадлежали Моцарт и Пушкин. Проблемы, решавшиеся Пушкиным при создании образа Моцарта, были важнейшими в его творчестве 1830-х годов. Борьба Пушкина за право поэзии своими, только ей присущими средствами служить человеку, народу, человечеству понималась и одобрялась передовыми людьми России.

Гоголь, писал о Пушкине: «Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру па то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт, и ничего больше, — что такое поэт, взятый не под влиянием какого-нибудь времени или обстоятельств и не под условьем также собственного, личного характера, как человека, но в независимости ото всего; чтобы, если захочет потом какой-нибудь высший анатомик душевный разъять и объяснить себе, что такое в существе своем поэт, это чуткое создание, на все откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика, то чтобы он удовлетворен был, увидев это в Пушкине. Одному Пушкину определено было показать в себе это независимое существо, это звонкое эхо, откликающееся на всякий отдельный звук, порождаемый в воздухе». «Пушкин слышал значенье свое лучше тех, которые задавали ему запросы, и с любовью исполнял его» .

Только потому, что Пушкин художественно раскрыл высокий смысл истинной поэзии, показал, что может дать народу «священный дар» поэта, его поэзия, не старея, всегда сохраняя юношескую силу и энергию, оказывалась нужной каждому новому поколению русских людей, на различных этапах истории России. От имени своего поколения Герцен свидетельствовал, что поэзия Пушкина в тяжелую эпоху николаевской реакции вселяла в души людей веру и надежду, помогая современникам определить свое место в жизни. «Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свои голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением».

В речи, посвященной открытию памятника Пушкину, Тургенев утверждал, что каждый, кому открывалась поэзия Пушкина, становился «более русским и более образованным, более свободным человеком. Пусть это последнее слово не удивит вас, мм. гг.! В поэзии — освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила»

Я не Поэт, а Гражданин

Другие сочинения по теме:

  1. Оценивая талант поэта, Полевой упоминает о многообразных его замыслах, о трудах разнообразных, о жанровых переходах от драмы, повести, романа к...
  2. Для Белинского Лермонтов как автор книги стихотворений, вышедшей в 1840 году и содержавшей плоды его зрелого творчества, был «поэтом мысли»....
  3. Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») Тема назначения поэта в...
  4. Д. С. Самойлов (1920 — 1990), поэт, эссеист, драматург, литературовед, переводчик, «озорно и раскованно «играет в Пушкина», прибегая к ярким...
  5. Денис Васильевич Давыдов. Будучи намного старше величайшего поэта Пушкина не только годами и не только по поэтическому «стажу», но и...
  6. Как известно, выражение «золотая эпоха» означает период высочайшего взлета, расцвета чего или кого нибудь. Для древнеримской литературы — это время...
  7. Читая зарубежную литературу, я не утомляюсь испытывать удивление многогранности этого вида искусства. Литературное сочинение — будто шляпа фокусника. Он имеет...
  8. Маяковский поражает. Маяковский отталкивает. Маяковский привлекает. Маяковский — лирик. Маяковский — наглец. И это еще не все. Многое можно сказать...
  9. Поэт родился в Андалузии, просторы и ритмы родного края позже отзовутся в «Поэмах о канте хондо» (1931) — подражаниях особому...
  10. Одна из, витрин Пушкинского дома (Музея русской литературы) в Ленинграде неизменно привлекает внимание посетителей. Под стеклом лежит личное оружие Лермонтова...
  11. Иоганнес Бехер (1891 -1958) — выдающийся поэт немецкого народа. Его творчеству присущи революционная страстность и философская углубленность, в нем живы...
  12. Чудный серебряный век русской поэзии не вписался в «терновый венец революций». Он исчез, как свет лета исчезает в предзимней сумрачности....
  13. Федерико Гарсиа Лорка, Петенера, Романсеро, Канте хондо, Сигирия. Какие необыкновенные, благозвучные, музыкальные и поэтические слова. Кажется, все, что связано с...
  14. Романтический характер носит и любовная лирика Тютчева. Ф. И. Тютчев — поэт возвышенной любви. Его поэзия и в сфере любовной... Родился в купеческой семье. Вся его жизнь была связана с Московским университетом, где он служил профессором «красноречия, стихотворства и языка...

Г р а ж д а н и н (входит)

Опять один, опять суров,
Лежит – и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит –
И будет мой портрет готов.

Г р а ж д а н и н

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь...

Так что же?

Г р а ж д а н и н

Да глядеть обидно.

Ну, так уйди.

Г р а ж д а н и н

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...

Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Г р а ж д а н и н

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело...

А! знаю: «Вишь, куда метнул!»
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

(Берет книгу.)

Спаситель Пушкин! – Вот страница:
Прочти и перестань корить!

Г р а ж д а н и н (читает)

«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв ».

П о э т (с восторгом)

Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Г р а ж д а н и н

Да, звуки чудные... ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь – пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему,– великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

Г р а ж д а н и н

Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо,–
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса,–
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит,–
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес – и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет...
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновленной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни – стяжатели и воры,
Другие – сладкие певцы,
А третьи... третьи – мудрецы:
Их назначенье – разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но... брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Ты кончил?.. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других – потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем –
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благородной цели,
И труд его успешен, спор...

Г р а ж д а н и н

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов ,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель , не плантатор ,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись? Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
... ... ... ... ...
... ... ... ... ...
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же... Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан... Знаешь ты
Их участь?.. Преклони колени!..
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени !
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить –
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче – очень безрассудной,
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы – я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой...
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но... гибнуть, гибнуть... и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои –
Душа пугливо отступила...
Но сколько б не было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове «честный гражданин».
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты – сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья...
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою...

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи –
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя –
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю –
Увы! Сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте...

ПРИМЕЧАНИЕ

«Декабристы» – тексты короткого цикла моих радиопрограмм рубрики "Душа поэта" на одесском радио "Гармония мира", плавно выросших из другого радиоцикла – «Современники Пушкина». Очерк о Кюхельбекере «остался» в «пушкинском».

Здесь:
1. Декабристы в поэзии Пушкина
2. Жены декабристов в русской литературе
3. Кондратий Рылеев. Я не Поэт, а Гражданин
4. Бестужев-Марлинский, первый русский романист
5. Александр Одоевский. Сердце бросил в море жизни шумной…
6. Просветитель Владимир Раевский
7. Гавриил Батеньков. Авантюрист, безумец, мудрец?
8. Федор Глинка. Публицист, пропагандист, лирик
9. Павел Катенин – рыцарь классицизма

Последовательность и нумерация, разумеется, весьма условны.

КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ. Я НЕ ПОЭТ, А ГРАЖДАНИН

Говоря о творчестве Кондратия Рылеева – литератора, общественного деятеля, декабриста, – сразу следует отметить то, что отмечали и он сам, и его современники, в частности, Пушкин: художественные особенности его поэзии незначительны. Тем не менее, Рылеев не только внес свой вклад в наследие русской литературы, но в значительной мере на века вперед сформировал общественную гражданскую мысль относительно роли поэта в русском обществе.
Примечательно в этом смысле одно из немногих стихотворений Кондратия Рылеева, которые условно можно отнести к любовной лирике – послание

Ты посетить, мой друг, желала
Уединенный угол мой,
Когда душа изнемогала
В борьбе с болезнью роковой.

Твой милый взор, твой взор волшебный
Хотел страдальца оживить,
Хотела ты покой целебный
В взволнованную душу влить.
<…>
Я не хочу любви твоей,
Я не могу ее присвоить;
Я отвечать не в силах ей,
Моя душа твоей не стоит.

Полна душа твоя всегда
Одних прекрасных ощущений,
Ты бурных чувств моих чужда,
Чужда моих суровых мнений.

Прощаешь ты врагам своим –
Я не знаком с сим чувством нежным
И оскорбителям моим
Плачу отмщеньем неизбежным.

Лишь временно кажусь я слаб,
Движеньями души владею;
Не христианин и не раб,
Прощать обид я не умею.
<…>
Любовь никак нейдет на ум:
Увы! моя отчизна страждет, –
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.

Это стихотворение Кондратия Рылеева адресовано Теофании Станиславовне К., которой он был увлечен в 1824-25 годах. Но в то же время это был период его активной гражданской деятельности в атмосфере обсуждений будущего России во всевозможных тайных обществах. В одно из них – Северное – Рылеев был принят в 1823 году. В этом же году вместе со своим близким другом – также будущим декабристом – Александром Бестужевым он начал выпускать литературно-публицистический альманах «Полярная звезда», ставший рупором идей декабристов. Здесь Рылеев публиковал свои стихотворения и думы. Так же «Думы» Рылеева были выпущены отдельным изданием в 1825 году, в них можно найти такие исторические имена, как Димитрий Донской, Ермак, Петр Великий. Но именно в думах Пушкин не увидел ни характеров, ни исторической правды – лишь схематические однообразные сюжеты, использованные автором для выражения собственных идей.

Рылеев болезненно воспринял эту критику, но, тем не менее, принял ее с достоинством. А свою авторскую позицию предельно четко выразил не только в критических статьях, но и в поэтической форме, в частности, в послании к Бестужеву:

Хоть Пушкин суд мне строгий произнес
И слабый дар, как недруг тайный, взвесил,
Но от того, Бестужев, еще нос
Я недругам в угоду не повесил.

Моя душа до гроба сохранит
Высоких дум кипящую отвагу;
Мой друг! Недаром в юноше горит
Любовь к общественному благу!
<…>
А вот и отрывок из в первую очередь подвергшейся критике неоконченной думы Кондратия Рылеева «Исповедь Наливайки», которая, надо сказать, несмотря на пушкинскую оценку, оставила свой след в русской литературе (достаточно вспомнить, что строки Рылеева «Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?» взяла эпиграфом к стихотворению, посвященному декабристам, графиня Ростопчина, а впоследствии эти строки стали крылатыми):

<…> угрюм, суров и дик мой взор,
Душа без вольности тоскует.
<…>
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, –
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, –
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!..

Причину неприятия Пушкиным дум Рылеева хорошо объяснил впоследствии Николай Огарев, который стал идейно-эстетическим последователем поэта-декабриста: «Пушкин, с своей всеобъемлющей впечатлительностью, не мог понять исповеди Наливайки; публика поняла ее и откликнулась. Пушкин искал образа казацкого вождя, чтоб быть вполне удовлетворенным этим отрывком, и не находил его – и был прав; он только забыл в заглавие поставить: исповедь Рылеева, и тогда бы удовлетворился».

И действительно, не только эту думу, но вообще любое стихотворение Кондратия Рылеева можно считать его личной исповедью, его идеологическим, эстетическим, философским манифестом, где поэзия – всего лишь сильная форма подачи гражданской мысли:

Как странник грустный, одинокий,
В степях Аравии пустой,
Из края в край с тоской глубокой
Бродил я в мире сиротой.

Уж к людям холод ненавистный
Приметно в душу проникал,
И я в безумии дерзал
Не верить дружбе бескорыстной.
Незапно ты явился мне:
Повязка с глаз моих упала;
Я разуверился вполне,
И вновь в небесной вышине
Звезда надежды засияла.

Прими ж плоды трудов моих,
Плоды беспечного досуга;
Я знаю, друг, ты примешь их
Со всех заботливостью друга.
Как Аполлонов строгий сын,
Ты не увидишь в них искусства:
Зато найдешь живые чувства, –
Я не Поэт, а Гражданин.

Это послание также адресовано самому близкому другу Рылеева – Александру Бестужеву, и написано оно в тот же активный период формирования новой гражданской мысли – в 1823-24-м годах. «Живые чувства», благородный пафос, которыми наполнено творчество Кондратия Рылеева – это не просто художественное поэтическое средство: он и в жизни был таким же страстным, прямым и благородным, и эти качества отмечали многие его современники: «В его взгляде, в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна», – писал о Рылееве барон Розен. А декабрист Николай Бестужев, старший брат Александра, утверждал, что Рылеев «готов был на всякую жертву для друга». Примечательно, что будучи признанным радикалом в среде декабристов, он возражал против кровавых сценариев переобустройства российского общества.

Жизнь Кондратия Рылеева была короткой, но яркой и последовательной в его стремлении служить общественному благу. Родился поэт и декабрист 18 (29) сентября 1795 года в обедневшей дворянской семье Федора Рылеева, управляющего делами князя Голицина. Отец был семейным деспотом, и мать, желая избавить сына от его жестокости, поспешила в 1801 году определить Кондратия в кадетский корпус. Здесь он впервые начал пробовать себя как стихотворец. В 1814 году стал офицером конной артиллерии, в этом же году, а затем в 1815 совершал походы во Францию. В 1818 году вышел в отставку, в 1820 году женился, после женитьбы переехал в Петербург, и здесь вошел в круг литераторов. Немаловажную роль в этом сыграла его сатирическая ода того же 1820 года «К Временщику», не только недвусмысленно высмеивающая Аракчеева, но и предсказывающая народный гнев, готовый вылиться в восстание против тирании:
<…>
Под лицемерием ты мыслишь, может быть,
От взора общего причины зла укрыть…
Не зная о своем ужасном положенье,
Ты заблуждаешься в несчастном ослепленье,
Как ни притворствуешь и как ты ни хитришь,
Но свойства злобные души не утаишь:
Твои дела тебя изобличат народу;
Познает он – что ты стеснил его свободу,
Налогом тягостным довел до нищеты,
Селения лишил их прежней красоты…
Тогда вострепещи, о временщик надменный!
Народ тиранствами ужасен разъяренный!
Но если злобный рок, злодея полюбя,
От справедливой мзды и сохранит тебя,
Все трепещи, тиран! За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесет потомство!

В 1821 году Рылеев был принят в «Вольное общество любителей российской словесности», а также стал членом масонской ложи «Пламенеющая звезда». В этом же году от дворянства он был избран заседателем уголовной палаты, и на этом поприще прославился своей неподкупностью и стремлением к справедливости, невзирая на чины и звания.

Примером пламенного служения общественному благу был и для него, и для многих его современников Джордж Гордон Байрон – английский поэт, весть о смерти которого в апреле 1824 года из Греции, куда тот отправился для участия в освободительном движении, потрясла многих. «На смерть Бейрона» откликнулся и Рылеев, в который раз сформулировав свое понимание предназначения поэта:
<…>
Царица гордая морей!
Гордись не силою гигантской,
Но прочной славою гражданской
И доблестью своих детей.
Парящий ум, светило века,
Твой сын, твой друг и твой поэт,
Увянул Бейрон в цвете лет
В святой борьбе за вольность грека.
<…>
Исчезнут порты в тьме времен,
Падут и запустеют грады,
Погибнут страшные армады,
Возникнет новый Карфаген…
Но сердца подвиг благородный
Пребудет для души младой
К могиле Бейрона святой
Всегда звездою путеводной.

Британец дряхлый поздних лет
Придет, могильный холм укажет
И гордым внукам гордо скажет:
«Здесь спит возвышенный поэт!
Он жил для Англии и мира,
Был, к удивленью века, он
Умом Сократ, душой Катон
И победителем Шекспира.

Он все под солнцем разгадал,
К гоненьям рока равнодушен,
Он гению лишь был послушен,
Властей других не признавал…
<…>

Проявив себя как организатор и активный участник восстания 14 декабря 1825 года, Кондратий Рылеев вошел в число пяти декабристов, приговоренных к казни «вне разряда». Документы свидетельствуют, что находясь под арестом и давая показания, Рылеев брал всю ответственность на себя, оправдывая товарищей и возлагая надежды на милость к ним императора. Он оказался одним из трех несчастных, под которыми 13 (25) июля 1826 года во время повешения оборвалась веревка…

В истории России этот факт всегда служил поводом для отмены казни. Но не в этот раз: слишком опасными представлялись Николаю I те идеи, которые внедряли заговорщики в общественное сознание. Троих казнили повторно. Как признали и современники, и историки – тогда в России впервые судили не за деяния, а за убеждения. И влияние этих убеждений было сильнее оттого, что они выражались не только в форме деклараций и манифестов, а в художественной, доступной широкому читателю, форме. И роль Кондратия Рылеева в становлении гражданской мысли в России трудно переоценить: именно в этом он видел истинное предназначение поэта, много позже эхом отозвавшееся в творчестве поэтов-шестидесятников двадцатого столетия: «Поэт в России больше, чем поэт»...

Виктория ФРОЛОВА