Образовательный портал - Kurokt

Анализ произведения Бунина «Легкое дыхание. Анализ «Легкое дыхание» Бунин Легкое дыхание краткое содержание брифли

содержимое:

Женские характеры часто становились центром внимания творческих исканий Ивана Бунина. Видимо, ему было интересно исследовать их таинственность и непостижимость. В рассказе о легком дыхании, написанном в 1916 году, Бунин исследует такие качества характера девушки-ребенка, как незащищенность, легкость и наивность.

Историю ее трагедии может передать краткое содержание. «Легкое дыхание» — рассказ о Мещерской Оле, еще не испытавшей любви, но уже столкнувшейся с жестокостью и цинизмом мира взрослых. Согласно композиции, рассказ можно разделить на четыре части.

«Легкое дыхание», краткое содержание (вступление)

Действие происходит в апреле на большом уездном кладбище. Свежая глиняная насыпь под большим новым дубовым крестом. С выпуклого фарфорового медальона поразительно оживленным взглядом радостно глядит задорная гимназистка.

Надпись гласит, что это Мещерская Оля.

«Легкое дыхание», краткое содержание (1 часть)

Маленькой, ничем она не выделялась на фоне других гимназисток. Сказать можно было только, что она хорошенькая, из числа счастливых и богатых девочек. Можно было бы еще добавить, что ученица она способная, но невнимательна к замечаниям классной дамы.

Постепенно она развилась и расцвела. К четырнадцати годам у нее была уже очаровательная женственная фигурка, стройные ножки и тонкая талия. В пятнадцать она прослыла красавицей, несмотря на то, что ничего для этого не предпринимала. Не следила, как другие девочки, за своей прической, не была особенно чистоплотной, быстро бегала, раскрасневшись, иногда сбивая колени.

Незаметно, без всяких усилий и забот с ее стороны пришли к ней те качества, которые стали отличать ее от других в течение последних двух лет ее гимназической жизни. Она отличалась изяществом, нарядностью, ловкостью и ясным блеском глаз. Она лучше всех кружилась в танце на балу и бегала на коньках. Гимназисты в нее влюблялись и ухаживали за ней. Олю больше всех любили младшие классы в гимназии. Правда, прошел слушок о ее ветрености.

В последнюю свою зиму Оля совсем ошалела от веселья, как замечали в гимназии. В толпе на катке она казалась самой счастливой и беззаботной. Однажды на большой перемене ее вызвала к себе начальница. Седая, хоть и моложавая, она начала свой разговор с того, что сказала Оле, что та уже не девочка, но еще и не женщина, чтобы носить взрослые прически, дорогие гребни и туфельки. Оля спокойно и просто перебила начальницу, сообщив, что стала женщиной благодаря стараниям брата начальницы — Алексея Михайловича Малютина.

«Легкое дыхание», краткое содержание (2 часть)

Девочка погибла... через месяц от руки казачьего офицера, судя по его некрасивому и плебейскому виду, не имеющего ничего общего с кругом общения гимназистки. Он застрелил ее прямо на людной вокзальной платформе. Совершенно подтвердилось шокировавшее начальницу признание, сделанное Олей Мещерской. Офицер заявил, что обманут гимназисткой, которая была близка с ним и обещала стать женой, но, провожая на вокзале, отреклась от своих слов и сказала, что просто издевалась над ним. В доказательство дала прочитать страницу дневника, где писала про Милютина. Он прочел и тут же выстрелил в нее.

Вот что девочка писала в своем дневнике. Запись датирована июлем прошлого года. «Пишу в два часа ночи. Сегодня я рассталась с девственностью! Семья уехала в город, а я осталась на даче одна. Мне было так хорошо! Я гуляла, обедала и музицировала одна, думала, что моему счастью не будет конца. Я не думала, что визит папиного друга Алексея Михайловича надолго. Мне нравилось принимать его, он ухаживал за мною как кавалер, жалел, что не застал папу, шутил и признавался в любви. А когда я прилегла отдохнуть на тахте, стал целовать. Как это случилось, до сих пор не понимаю. Не ожидала от себя такого! Испытываю к нему жуткое отвращение и не могу теперь жить. »

«Легкое дыхание», краткое содержание (заключение)

Каждую неделю, в воскресенье, могилу навещает маленькая женщина в черном.

Она оказалась классной дамой Мещерской Оли, немолодой девушкой, живущей в своем придуманном мире, заменяющем ей реальность. Она очень жалеет, что девочка умерла. Однажды классная дама стала невольной свидетельницей Олиного разговора с подругой. Девочка рассказывала, что в одной папиной старинной книге прочла о женской красоте. Там говорилось, что кроме внешних данных: кипящих смолой глаз, маленькой ножки и тонкого стана — главное, чтобы у женщины было легкое дыхание! Убеждала, что как раз оно у нее есть! Приглашала послушать, как она дышит…

Это ее легкое дыхание теперь опять растворилось в мире. Оно свободно парит в холодном весеннем ветре и в хмуром облачном небе.

Иван Бунин «Легкое дыхание», краткое содержание которого изложено выше, написал еще до эмиграции. Рассказ отличается от лирических произведений в прозе тем, что в нем есть четкий, а не размытый, сюжет и строгая закольцованная композиция. Он начинается и заканчивается описанием кладбища. Это, видимо, вызвано идеей рассказа, щемящим чувством утраты молодой многообещающей жизни.

На кладбище над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская. Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц: что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама? Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам. В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей. Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз... Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее. Незаметно стала она девушкой, и незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство. Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии. Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой. И вот однажды, на большой перемене, когда она вихрем носилась по сборному залу от гонявшихся за ней и блаженно визжавших первоклассниц, ее неожиданно позвали к начальнице. Она с разбегу остановилась, сделала только один глубокий вздох, быстрым и уже привычным женским движением оправила волосы, дернула уголки передника к плечам и, сияя глазами, побежала наверх. Начальница, моложавая, но седая, спокойно сидела с вязаньем в руках за письменным столом, под царским портретом. — Здравствуйте, mademoiselle Мещерская, — сказала она по-французски, не поднимая глаз от вязанья. — Я, к сожалению, уже не первый раз принуждена призывать вас сюда, чтобы говорить с вами относительно вашего поведения. — Я слушаю, madame, — ответила Мещерская, подходя к столу, глядя на нее ясно и живо, но без всякого выражения на лице, и присела так легко и грациозно, как только она одна умела. — Слушать вы меня будете плохо, я, к сожалению, убедилась в этом, — сказала начальница и, потянув нитку и завертев на лакированном полу клубок, на который с любопытством посмотрела Мещерская, подняла глаза. — Я не буду повторяться, не буду говорить пространно, — сказала она. Мещерской очень нравился этот необыкновенно чистый и большой кабинет, так хорошо дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки и свежестью ландышей на письменном столе. Она посмотрела на молодого царя, во весь рост написанного среди какой-то блистательной залы, на ровный пробор в молочных, аккуратно гофрированных волосах начальницы и выжидательно молчала. — Вы уже не девочка, — многозначительно сказала начальница, втайне начиная раздражаться. — Да, madame, — просто, почти весело ответила Мещерская. — Но и не женщина, — еще многозначительнее сказала начальница, и ее матовое лицо слегка заалело. — Прежде всего, — что это за прическа? Это женская прическа! — Я не виновата, madame, что у меня хорошие волосы, — ответила Мещерская и чуть тронула обеими руками свою красиво убранную голову. — Ах, вот как, вы не виноваты! — сказала начальница. — Вы не виноваты в прическе, не виноваты в этих дорогих гребнях, не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей! Но, повторяю вам, вы совершенно упускаете из виду, что вы пока только гимназистка... И тут Мещерская, не теряя простоты и спокойствия, вдруг вежливо перебила ее: — Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне... А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом. И невероятное, ошеломившее начальницу признание Оли Мещерской совершенно подтвердилось: офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке — одно ее издевательство над ним, и дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине. — Я пробежал эти строки и тут же, на платформе, где она гуляла, поджидая, пока я кончу читать, выстрелил в нее, — сказал офицер. — Дневник этот, вот он, взгляните, что было написано в нем десятого июля прошлого года. В дневнике было написано следующее: «Сейчас второй час ночи. Я крепко заснула, но тотчас же проснулась... Нынче я стала женщиной! Папа, мама и Толя, все уехали в город, я осталась одна. Я была так счастлива, что одна! Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто. Потом заснула у папы в кабинете, а в четыре часа меня разбудила Катя, сказала, что приехал Алексей Михайлович. Я ему очень обрадовалась, мне было так приятно принять его и занимать. Он приехал на паре своих вяток, очень красивых, и они все время стояли у крыльца, он остался, потому что был дождь, и ему хотелось, чтобы к вечеру просохло. Он жалел, что не застал папу, был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что он давно влюблен в меня. Когда мы гуляли перед чаем по саду, была опять прелестная погода, солнце блестело через весь мокрый сад, хотя стало совсем холодно, и он вел меня под руку и говорил, что он Фауст с Маргаритой. Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет — мне не понравилось только, что он приехал в крылатке, — пахнет английским одеколоном, и глаза совсем молодые, черные, а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная. За чаем мы сидели на стеклянной веранде, я почувствовала себя как будто нездоровой и прилегла на тахту, а он курил, потом пересел ко мне, стал опять говорить какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою руку. Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок... Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» Город за эти апрельские дни стал чист, сух, камни его побелели, и по ним легко и приятно идти. Каждое воскресенье, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляется маленькая женщина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева. Она переходит по шоссе грязную площадь, где много закопченных кузниц и свежо дует полевой воздух; дальше, между мужским монастырем и острогом, белеет облачный склон неба и сереет весеннее поле, а потом, когда проберешься среди луж под стеной монастыря и повернешь налево, увидишь как бы большой низкий сад, обнесенный белой оградой, над воротами которой написано Успение божией матери. Маленькая женщина мелко крестится и привычно идет по главной аллее. Дойдя до скамьи против дубового креста, она сидит на ветру и на весеннем холоде час, два, пока совсем не зазябнут ее ноги в легких ботинках и рука в узкой лайке. Слушая весенних птиц, сладко поющих и в холод, слушая звон ветра в фарфоровом венке, она думает иногда, что отдала бы полжизни, лишь бы не было перед ее глазами этого мертвого венка. Этот венок, этот бугор, дубовый крест! Возможно ли, что под ним та, чьи глаза так бессмертно сияют из этого выпуклого фарфорового медальона на кресте, и как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединено теперь с именем Оли Мещерской? — Но в глубине души маленькая женщина счастлива, как все преданные какой-нибудь страстной мечте люди. Женщина эта — классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, — она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она — идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская — предмет ее неотступных дум и чувств. Она ходит на ее могилу каждый праздник, по часам не спускает глаз с дубового креста, вспоминает бледное личико Оли Мещерской в гробу, среди цветов — и то, что однажды подслушала: однажды, на большой перемене, гуляя по гимназическому саду, Оля Мещерская быстро, быстро говорила своей любимой подруге, полной, высокой Субботиной: — Я в одной папиной книге, — у него много старинных, смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины... Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой! — черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, — я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть? Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре. 1916

Произведение начинается описанием свежей могилы, над которой стоит крепкий дубовый крест с фарфоровым медальоном. В медальоне находилась фотография главной героини рассказа гимназистки Оли Мещерской.

Оля была обычной девчонкой и ничем не выделялась из толпы своих одноклассниц. У нее было такое же серенькое платьице. С виду была очень счастливым и озорным ребенком из богатой семьи. Одно отличало Олю от своих одноклассников – она практически никогда не слушала свою классную даму.

К четырнадцати годам девочка расцвела. У нее была тонкая талия, стройные ножки, уже четко обрисовывалась грудь. В пятнадцать Оля стала настоящей красавицей. Но, не смотря на все свое очарование, девушка была все также по-детски беспечна. Оля не стеснялась своих растрепанных волос, сбитых коленей, чернильных пятен на руках, румяных щечек. Девушка очень любила танцевать, и не знала равных в этом деле.

Несмотря на всю свою детскую непосредственность, Оля пользовалась популярностью среди парней. Они бегали за ней табунами. Многие даже были влюблены в нее. Один из гимназистов пытался свести счеты с жизнью, потому что девушка не отвечала ему взаимностью.

В последние свои зимние месяцы Оля Мещерская словно сошла с ума. Она уже не слушала замечания учителей. В один из дней девушку вызвала в свой кабинет директор гимназии. Там, она сделала Оле замечание по поводу ее наряда и сказала, что она еще не женщина, а простая гимназистка. На что Оля возразила и сказала, что она уже не девушка почти как год, а виноват во всем Алексей Михайлович Малютин, брат директора гимназии.

Спустя месяц после этого разговора Оля Мещерская была застрелена офицером на пироне вокзала на глазах у сотен людей. На допросе у следователя офицер сообщил, что девушка была с ним близка, что клялась стать его женой. Но в день отъезда сказала, что все это было сделано ради шутки, что она его не любит. Оля отдала офицеру листок из своего дневника, где описывался случай произошедший в июльский вечер с ней и Алексеем Малютиным.

Заканчивается произведение тем, что каждое воскресенье на могилу Оли Мещерской приходит ее классная дама. Она часами сидит возле могилы и жалеет о том, что не смогла образумить девушку. В один из дней она вспоминает, как подслушала разговор Оли со своей одноклассницей. В том разговоре Мещерская рассказывала, как прочитала в одной из папиных книг статью о том, как должна выглядеть настоящая женщина. Самое главное, на что Оля обращает внимание – это легкое дыхание, которым должна обладать настоящая женщина.

Жаль, что она не восприняла ту статью в серьез…

– выдающаяся личность в мировой литературе, один из немногих писателей, кто стал лауреатом Нобелевской премии в литературе. Прожил довольно насыщенную жизнь. Из-за того, что происхождение писателя тянется из уважаемого дворянского рода, сильных тягот и проблем в своей жизни не ощущал. Те правила дворянской жизни требовали, чтобы Иван рано начал самостоятельную жизнь. Это приводило ко многим проблемам и ошибкам в его, казалось бы, легкой жизни. Иван неоднократно совершал ошибки в собственных рабочих делах, в личной жизни, а горький опыт учил молодого писателя и поэта настоящей реальной воронежской жизни.

Вконтакте

В молодом возрасте начал работать в небольших журналах и газетах. Его способности, к слову, достаточно быстро были замечены редакторами. Слава о простом и понятном слоге Бунина быстро распространилась по городу. Будущий литератор обретает большую популярность , которая легко подчеркивается всеми новшествами в творчестве того времени. Содержательная жизнь молодого и глубокого человека заставляет неровно дышать к его творчеству. Разносторонняя личность этого человека позволяла писать шикарные тексты. Бунин часто писал:

  • Статьи.
  • Рассказы.
  • Рассуждения.
  • Стихотворения.
  • Романы.

То есть сам Бунин утверждал, что его творческий потенциал легко может реализоваться в любом направлении.

«Легкое дыхание» - пик творчества автора

Известно, что небольшие рассказы достаточно редко делают известным на весь мир своего автора. Но Бунину повезло, ведь его прекраснейший рассказ под названием «Легкое дыхание» мгновенно разлетелся по всему миру. Практически все люди, критики и другие писатели сумели прочувствовать этот невероятный рассказ. Многие называют «Легкое дыхание» лучшим рассказом Бунина.

Интересно то, что история создания этого трагичного рассказа началась со случайной прогулки писателя. Его заносит на кладбище, где он случайно видит прекрасную девушку на одном из крестов. В это же время в его голове и возникла история об Оле Мещерской.

В надежде написать новую историю для редакции московского журнала «Русское слово», он начал творить. Именно такая интересная и увлекательная предыстория появления «Легкого дыхания».

Одинокая женщина стоит над серым крестом . Прохладный ветер заставляет упавшие листья танцевать возле могилы. Серые тучи не давали ни одного шанса солнцу пролить свет на бренную землю.

Оля Мещерская, на первый взгляд, типичная простая девушка, которая после школы должна стать настоящей леди. Практически все ее подруги не противились порядкам и учились манерам скромной и девственной личности. Однако буйный характер и непринципиальные взгляды на жизнь быстро изменили все дальнейшую судьбу Оли. Девушка достаточно свободно себя ведет в обществе, легко дышит на полную грудь и не принимает типичные правила поведения. Благодаря этому она обрела плохую репутацию, а приближенные и вовсе начали считать Ольгу, девушкой легкого поведения.

Больше всех от такой девушки страдала не семья или родные, а гимназия , где она проводила часы за учебниками и изучением всех важнейших правил поведения в обществе и среди мужчин. Это провоцировало неоднократные общеразвивающие беседы между главной героиней и начальницей учебного заведения. Однако последний диалог между ними расставил все по полочкам.

Под сильным давлением воспитателя, Оля рассказывает, что больше не является невинной девочкой. Буря эмоций и злость чуть ли не заставила заведующую гимназией поднять руку на воспитанницу. После этого Оля еще и уточнила, что ее первым мужчиной в жизни стал не простой прохожий мальчишка из соседнего двора, а опытный и состоятельный Алексей Дмитриевич Милютин. Он был не только знакомым отца Оли, но и оказался братом заведующей заведением, где она училась.

Утекло немало воды, с того самого момента, когда она призналась, что в свои пятнадцать лет давно распрощалась с невинностью. Больше этих лет ей не суждено было прожить . Неизвестный офицер стреляет в нее и одной только пулей умерщвляет. Разбирательства были довольно громкими, все знали о том, что произошло.

Позже стало известно и о том, что этот офицер, о котором никто не знал, имел близкую связь с Олей. На громком суде все узнали, что некогда милая девушка, пускай и не имеющая четких рамок поведения, жестоко уничтожила все мечты этого офицера. Перед его отъездом в Новочеркасск, она дала прочесть ему одну лишь страницу со своего дневника. В нем дословно описана история с Малютиным. Перед судом, положив руку на сердце, офицер молвил, что рассудок помутнел. Его рука сама полезла за пистолетом. Вот так, посредине пирона, на глазах у многих неизвестных людей, он решил дальнейшую судьбу милой и девушки Оли.

Этот небольшой дневник был посвящен не только истории жизни Оли Мещерской. Там несколько страниц рассказывали о том, насколько глупо прожила свою жизнь Классная дама . Каждое слово из этого дневника создавало мнимое впечатление того, что Оля пыталась стать той самой героиней отцовских книг, которые сумели обрести легкое дыхание.

Внезапный порыв весеннего ветра окончательно смог развеять желанное легкое дыхание некогда милой и своенравной Оли.

Краткий анализ главных героев

Большая часть повествования сосредоточена на дневнике погибшей гимназистки , рассказ «Легкое дыхание» сумело в пару предложений раскрыть много образов.

Анализ «Легкого дыхания»

Если брать во внимание общую мораль истории, то Иван Бунин пытался показать несправедливость всего мира. Где у женщин нет никаких прав , но вместе с этим, они способны решать судьбы многих мужчин. Сюжет показывает обычные будни общества начала XX века. Если углубиться в эту небольшую историю, то можно заметить, что пересказ займет не больше нескольких предложений. Таким образом, Иван Бунин показал типичность происходящей ситуации того времени.

Иван Бунин в каждом образе показывает пороки человеческой души, и то, что их пагубное влияние приводит к самым ужасным последствиям. «Легкое дыхание» - это непрямой намек на то, что человек по-настоящему обретает свободу, лишь покинув этот грязный и черствый мир. Обидно то, что в рассказе каждый - жертва. Даже сильная руководительница гимназии стала жертвой сильных и жестоких ограничений.

Бунин, словно говорит чрез искривленное зеркало о том, что мир это большая банка , в которой люди похожи на насекомых. Чтобы выжить приходится сживаться с другими жителями, или же уничтожить всех.

Прочитав это произведение, все литературные критики и сильные личности провозгласили этот небольшой рассказа Ивана Бунина, как вершину искусства в написании слова. Читать это произведение необходимо для понимания того, что все действия и слова всегда чреваты последствиями.

Нечасто встречается словосочетание «легкое дыхание». В нем слилось нечто недолговечное и неуловимое обыденным естеством. Наверное, это подвигло Ивана Бунина озаглавить свой рассказ о трагедии девушки, не пришедшейся к месту в свое время. Углубляясь в повествование, хорошо бы выяснить, чем часто заканчивается отторжение обществом яркой личности, стремящейся разорвать нравственную клетку, вызывая тайную зависть со стороны морализаторов.
Рассказ о том, что к чистой душе грязь не прилипает. Часто нравоучители лелею в глубинах своего сознания лелеют искру распутства, не позволяя ей разгореться в пожар, строгим видом. И оставаясь наедине с собой, они тянутся к веселому мотыльку, который, невзирая на опасность легко и непринужденно мчится в полыхающее пламя. Завидуют его беспечности и легкому дыханию. Таким мотыльком в новелле представлена Оленька Мещерская, через нее здесь автор развил тему постоянного конфликта между:
любовью и ненавистью;
душевной чистотой и нравственной пустотой;
смертью и вечной жизнью.
Порхание беззаботной пташки
Приобщение к сюжету рассказа завязывается с полярных картинок: новый дубовый крест посреди обдуваемого холодным апрельским ветром кладбища. На нем фарфоровый медальон с фотографической карточкой. Это портрет Оли Мещерской – юной гимназистки с пронзительно живым взглядом радостных глаз. Мрачное начало экспозиции рассказа резко меняется описанием истории блистательной девочки, так не похожей на своих образцовых одноклассниц.
Поначалу ее фигурка терялась в толпе гимназисток. Ее беспечность была основана на достатке родителей и способностях, коими Оленьку щедро наделила природа. Девочка была равнодушна к нравоучениям классной дамы, часто упрекающей ее в неумеренной шаловливости. Достигнув четырнадцати лет, девица преобразилась. В мгновение ока расцвела лицом и развилась формами. Точеные ножки и осиная талия с хорошо сформированным бюстом превратил Ольгу в первую красавицу. В пятнадцатилетнем возрасте, девушка прочно заняла этот пьедестал в своей гимназии.
Ее приятельницам приходилось тратить много времени на уход за прической и платьем. Нарочито сдерживали эмоции и плавными движениями подчеркивали безупречность манер. А Оленька не страшилась ничего, растрепанные волосы и пятна от чернил на руках ее не беспокоили. Раскрасневшееся от бега лицо или заголившаяся коленка при падении не была причиной для огорчений.
Ольге легко удавалось оставаться в центре внимания в любых ситуациях. Ее естественное состояние неизменно притягивало восхищенные взоры. На катке и на балах она резко выделялась на фоне других, своим умением кататься и танцевать. Толпы поклонников всегда кружили вокруг девушки, не оставляя без внимания все ее капризы. Гимназистки младших классов относились к Оле Мещерской с бешеным восхищением и обожанием.
Но закосневшее общество не могло принять непостоянство, ветреность и изменчивость как нравственный императив и естественно, выступало с осуждением эпатажного образа жизни лихой девчонки. В последнюю зиму своей короткой жизни Оленька казалась особенно легкомысленной. Появляясь на катке, она лучилась весельем и оживлением, яркой звездочкой выделяясь в катающейся массе людей. Как-то девица в своей манере развлекалась, носясь с первоклассницами по гимназическим коридорам.
Нарушение благопристойности не осталось без внимания и ее вызвали на аудиенцию к директрисе. Делая девице внушение, начальница не преминула заметить, что Оля уже не девчонка, но еще и не женщина, а только лишь гимназистка. Ей не следовало бы носить двадцатирублевых туфелек, без нужды разоряя родителей. Также, вызвала нарекания и взрослая прическа девушки.
Вместо смиренного приятия нареканий и обещаний впредь такого не допускать, Оля ничтоже сумняшеся, с нарочитой вежливостью перебила начальницу фразой о том, что она ошибается. Благодаря ее брату Алексею Михайловичу Малютину, Оленька уже с прошлого лета стала женщиной.
Страшная расплата за легкое дыхание
Спустя месяц случилось страшное: на платформе местного вокзала, посреди внушительного скопления народа, сходящего с подошедшего поезда была убита Ольга Мещерская. Ее застрелил казачий офицер, всем своим видом, да и происхождением контрастировавший с девицей. Как случилось, что девушка из элитного круга связалась с плебеем, не было понятно.
В ходе следствия по делу подтвердились слова Ольги, ошеломившие гимназическую начальницу. Убийца изложил следователю историю связи с роковой девицей. Ольга инициативно прельстила офицера, сблизилась с ним, клятвенно пообещав стать его женой. Но внезапно все переменилось. На вокзале, куда она явилась проводить своего воздыхателя, Ольга выложила правду об их отношениях. Невзрачного казака она не любила, да и не мыслила когда-нибудь полюбить.
В доказательство своего бесчувствия, Ольга предложила изумленному офицеру прочесть откровения из своего дневника об отношениях с Малютиным. Судьбу шалуньи решило описание одного дня из ее жизни. Убийца девушки пересказал следователю то, что он прочел в дневнике перед роковым выстрелом. Малютин, брат директрисы, тем днем гостил в доме родителей Оленьки. Случилось, что они остались в усадьбе одни. Долго гуляли по саду, а после пили чай. Ольга, сославшись на головную боль, удалилась в спальню. Алексей Михайлович последовал за ней, присел на кровать и принялся целовать руки и губы девушки. Дальше случилось то, после чего у Ольги произошло разочарование в жизни. А казак, похоже оказался лишь инструментом, с помощью которого она свела счеты с жизнью.
Завершается повествование описанием регулярных посещений могилы девушки ее одинокой классной дамы. К могиле ее вело ощущение иллюзорности своего бытия в плену романтичных мечтаний. Ее оторванность от земной жизни затмило истину, проиллюстрированную жизнью Ольги. Был у нее когда-то брат – блестящий офицер, гордость и надежда. С ним учительница связывала свою реализацию в жизни. Но он погиб и жизнь классной дамы не состоялась. Не смогла она стать и таким же мотыльком, каким была Оля Мещерская.
Как-то услышала учительница девичий разговор о том, какой должно быть женщине. Ко всем мыслимым достоинствам, женщина должна иметь «легкое дыхание», выраженное в беззаботности, молодости и красоте. Сидя у могилки, пожилая дама чувствует, что свое «легкое дыхание» она упустила и скорее всего, завидует легкой, хотя и трагической судьбе своей ученицы.