Образовательный портал - Kurokt

Всероссийский урок, посвященный дню русского языка. Памятка работы со словарём

Цель:

Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи.

Упражнять в подборе синонимов, антонимов толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании.

Упражнять в использовании в речи разнообразных грамматических конструкций.

Упражнять детей в звуковом анализе слов закреплять зрительный образ букв. Упражнять в чтении слогов/

Воспитывать любовь к своей стране, городу, месту, где родился, русскому языку

Воспитывать навыки учебной деятельности.

Ход занятия.

Вос-ль: Сегодня с вами поиграем в игру «Поле чудес».

Вот колесо, на нём вместо очков картинки, на доске слово, которое нам предстоит разгадать.

Вращаем барабан, когда стрелка остановится на какой-нибудь картинке, определяем первый звук и если определили правильно, то открываем букву в слове.

Правила понятны?

Тогда встречайте первую тройку игроков (называю имена).

Дети вращают барабан, определяют первый звук (если первый участник называет звук, то другие участники называют другие слова с этим звуком).

Если выпадет картинка, на которой изображены игрушки, то значит пришла пора игры.

в-ль: пришла пора поиграть нам детвора!

Игра «Бабочки и цветы»

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

У детей в руках бабочки на ниточках, на полу разложены цветы, в середине которых картинка (буква, слог) .

Дети под музыку летают вокруг цветов, когда музыка останавливается, бабочки садятся на цветок и дети определяют первый, последний звук в слове (букву, слог по указанию воспитателя) и придумывают новые слова.

Когда разгадают слово «Россия» воспитатель задаёт вопросы:

Как вы думаете, почему загадали это слово?

Что такое Россия?

Что мы можем рассказать о России?

Какая наша страна?

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.


Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.


Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)

Давайте составим предложения со словом Россия (из 2 и 3-ёх слов)

Могучая Россия.

Славная Россия.

Красивая Россия.

Любимая Россия.

Я люблю Россию.

Моя любимая Россия. Я люблю Россию. я живу в России т. д.

назовите первое слово, второе, третье.

Россия для многих из вас это страна, в которой мы родились и страна, в которой мы с вами живём.

какие пословицы о родине вы знаете?

родина-мать, умей за неё постоять.

воспитатель или ребёнок читает стихотворение:

Россия…как из песни слов,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

Ребята, на каком языке мы с вами говорим?

Как вы думаете, почему он называется русским?

А на каком языке говорят:

украинцы - украинском.

белорусы - белорусском.

поляки - польском.

немцы - немецком, и т.д.

Пословицы и поговорки о языке:

языком не спеши, спеши делом.

язык до Киева доведёт.

слушай больше, а говори меньше.

говорит, как ручеёк журчит.

Игра «Подбери слово»

российский…(герб, флаг, дом, гимн)

русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

слово язык имеет несколько значений, какие?

язык у нас во рту, язык пламени, язык в колоколе.

есть такая пословица: без языка и колокол нем.

какие ещё есть слова, которые имеют несколько значений (ключ, очки, коса…)

В русском языке есть слова синонимы слова,которые обозначают одно и тоже.

например:

большой - огромный, громадный.

плакать – реветь, хныкать, рыдать.

Игра «Подбери синоним»

смелый – храбрый, мужественный,

смеяться-хохотать,

грустный - скучный, невесёлый, хмурый.

есть другая игра и другие слова, вам эти слова знакомы. Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

Игра «Слова наоборот»

холодно - тепло

день-ночь.

хорошо - плохо.

длинный - короткий и т.д.

Ребята, а загадки вы знаете?

Послушайте я вам загадаю (о книге, родине)

хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)

Сама мала,
а ума придала.
(книга)

Страну чудес откроем мы
и встретимся с героями
в строчках
на листочках,
где станции на точках.
(книга)

Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает.
(книга)

Говорит она беззвучно,
а понятно и не скучно,
ты беседуй чаще с ней –
станешь вчетверо умней.
(книга)

Не дерево, а с листами,
не рубашка, а сшита,
не растение, а с корешком,
не человек, а с разумом.
(книга)

Поселились мудрецы
в застекленные дворцы,
в тишине наедине
открывают тайны мне.
(книги)

Молодцы, сегодня мы с вами научимся составлять загадки.

Игра «Опиши, мы отгадаем»

(Дети составляют загадки: можно по картинкам,которые раздаёт воспитатель, можно без картинок)

Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура - жура -журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края.

(П.Воронько)

И всегда живите в мире и согласии с людьми другой национальности и помните, что наша страна многонациональная.Люди между собой говорят на родном языке, а русский язык- язык межнационального общения,он нас всех объединяет и сближает.

Лучшая на свете.

российский край, моя земля,
родимые просторы!
у нас и реки, и поля,
моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.
сады цветут на юге.
на севере снега вокруг –
там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,
луна глядит в оконце.
дальневосточник в тот же час
встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!
с границы до границы
и скорый поезд напрямик
в неделю не домчится.

Звучат по радио слова –
им дальний путь не труден.
знакомый голос твой, Москва,
повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям
о нашей мирной жизни.
как счастливо живётся нам
в своей родной отчизне!

Народы – как одна семья,
хотя язык их разный.
все – дочери и сыновья
своей страны прекрасной.

И родина у всех одна.
привет тебе и слава,
непобедимая страна,
российская держава!
(пер. с укр. З. Александровой. )

Тема. «Нет ничего сильнее слова» (занимательный и познавательный урок русского языка в старших классах)

Ход урока.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня, 22 ноября, в России отмечается День словарей и Энциклопедий. Инициатива празднования этого Дня принадлежит филологу и философу Михаилу Наумовичу Эпштейну. (слайд 1-2)

Это день рождения В. И. Даля (1801 - 1872), создателя "Толкового словаря живого великорусского языка". Словарь - это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения Даля. (слайд 3)

А этот праздник отмечается только в нашей стране?

Нет. Не только у нас. Например, в Америке День словарей отмечается ежегодно 16 октября, в память родившегося в этот день основоположника серии вебстеровских словарей Ноя Вебстера (1758-1843). В этот день в американских школах рассказывают о разных типах словарей, учат ими пользоваться и с особым воодушевлением работают над пополнением словарного запаса учащихся. (слайд 4)

Вед.2.
- А мы в наш Словарный день, 22 ноября, вдобавок ко всему перечисленному, могли бы задуматься и о том, как нам повезло с Далем. Большие академические словари выходили и до него, он же создал уникальный словарь, представляющий не только наличный состав языка, но и способы его лексического обогащения. Словарь Даля - это книга словопроизводства, а не только словоописания. Она включает не только то, что говорится, но и то, что говоримо по-русски. Отсюда и щедрость, если не "избыточность", его словесных гнезд. Даль приводит все возможные слова от данного корня, считаясь не с фактами их употребления, но с самой возможностью их образования. Это словарь не столько для справочного использования, сколько для пробуждения вкуса и творческой способности к языку. Ни один из академических словарей не сравнится с далевским в представлении словообразовательного богатства русского языка, в передаче его живого, созидательного духа. Не случайно этой книгой пользовались - и вдохновлялись ею - столь разные писатели и поэты, как А. Белый, С. Есенин и А. Солженицын».

Леня, а ты любишь читать Словарь?
Вед.2.
- Скажешь тоже – читать! Заглянуть могу, если не знаю, что означает то или иное слово, как оно правильно пишется или произносится. А читать, это ты преувеличила. Что там особо интересного вычитать можно?
Вед.1.

Ну, это как сказать. Очень даже много интересного, ценного и полезного. Из словаря можно даже узнать, что такое сам словарь. Например, в толковом словаре Ожегова говорится, что «словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык». Словарями пользуются не только школьники и студенты, но даже преподаватели, писатели и ученые. Тот, кто не ленится часто смотреть в словарь, будет говорить и писать правильно. А еще он не станет засорять свою речь ненужными иностранными словами, а также грубыми, бранными и просторечными.

Согласен. Тогда давай сегодня повторим и как можно больше нового узнаем о словарях. А Галина Леонидовна и ребята нам в этом помогут.

Словарей существует великое множество. Все они делятся на 2 больших разряда:
1) словари энциклопедические
2) словари лингвистические (или – филологические) слайд 5

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает, тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем – там объектом описания является слово или его форма.

Ребята, а все ли из вас умеют пользоваться словарем? Давайте вспомним основные правила пользования словарем. (слайд 6)

Памятка работы со словарём.

1.Прочитай слово.

2. Определи, на какую букву оно начинается.

3. Найди в оглавлении, на какой странице эта буква.

ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

Ученик 1. Я представляю толковый словарь. (В руках книга)

Толковые словари очень важны. (слайд 7) Они объясняют значения слов. Самый известный толковый словарь, конечно, «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Он составлял его на протяжении всей жизни.
Кроме толкования значения слов (словарь насчитывает более 200 тысяч словарных единиц) словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц.

Не менее известны «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, выдержавший более 20 изданий, и «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой. Эти словари включают в свой состав основную лексику современного русского литературного языка.
Количество слов в русском языке постоянно пополняется, поэтому назвать их точное количество невозможно. 17-томный Словарь современного русского литературного языка Академии наук насчитывает 131 тысячу 257 слов.
Знание языка необходимо для общения. Чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир. Словарный запас Эллочки, героини Ильфа и Петрова, состоял из 30 слов. (просмотр отрывка из фильма). Негру из дикого племени Нумбо-Юмбо нужно более 300 слов. Шекспир использовал 12 тысяч слов, а современный образованный человек должен знать и уметь употреблять в речи 20 тысяч слов.

А теперь я проверю богатство вашего словарного запаса. Вы должны определить слово по его лексическому значению.

1. Торжественное открытие художественной выставки. (Вернисаж).
2. Отрезок времени, равный десяти дням. (Декада).
3. Нелепость, бессмыслица. (Абсурд).
4. Составная часть какого-либо соединения, смеси. (Ингредиент).
5. Человек, выдающий себя за другого, скрывающий свое настоящее имя. (Инкогнито).
6. Растительный мир. (Флора).
7. Животный мир. (Фауна).
8. Степень отчетливости произношения. (Дикция).
9. Театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей. (Марионетка).
10. Литературное произведение в форме воспоминаний. (Мемуары).
11. Тоска по Родине. (Ностальгия)

Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых вы можете узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли к нам. Современный словарь иностранных слов имеет 20000 слов.

Я предлагаю вам 14 слов иностранного происхождения. Ваша задача поочередно брать в руки словарь иностранных слов, находить нужное слово и выяснять его происхождение. (Ребята сидят за одним общим столом. Это команда. Учитель дает карточку со словами.) (слайд 8)

Карточка

Брошюра, апатия, яшма, импозантный, блеф, кантата, муляж, псевдоним, эпиграмма, тендер, нейлон, идеология, эксцесс.

Давайте проверим, что получилось.

Большой популярностью у ребят и учителей пользуется Фразеологический словарь.
Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4 тысячи фразеологизмов русского языка.
- А что такое фразеологизмы? (Это устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение).- Давайте полистаем его. (слайд 9)

Бить баклуши (бездельничать)
одного поля ягода (
похожи в чем-то нехорошем)
вывести на чистую воду (
разоблачить чьи-то темные дела)
делать из мухи слона
(преувеличивать)
перемывать косточки (сплетничать, осуждать)
узнать, где раки зимуют (узнать, что такое настоящие трудности или настоящее наказание).
подковать блоху (проявить изобретательность, выдумку)

Поясните значение данных фразеологизмов.

А теперь самостоятельно соотнесите фразеологизм и его значение. (слайд 10-11)

    Значение «бездельничать».

    Трудное, безвыходное положение.

    Сильно ругать, отчитывать, бранить

    Незаметный, маловлиятельный человек.

    Хоть плачь

    Плевать в потолок.

    Хоть волком вой.

    Намылить шею.

    Шишка на ровном месте.

    Снимать стружку.

Ответы . 2, 1, 2, 3,4, 3, 4, 1.

Ученик. 3.
- Если же мы хотим узнать, как правильно пишется или произносится то или иное слово, нам на помощь придут орфографические и орфоэпические словари.
Последний наиболее крупный орфографический словарь, вышедший в 2004 г., содержит около 180 000 слов.

Проверим ваши знания офографии и орфоэпии. (дети получают карточки) (слайд 12)

1. Выделите ударный слог в словах.

Включим, дозвонится, насорит, откупорил, торты, клала, еретик.
2. Вставьте пропущенные буквы в слова.

Стюарде..а, инте..генция, гал..рея, ко..ерсант, ветер..нар, гиг..байт, м..б..лизация.

Ученик. 4.

В лексике русского языка много слов, схожих по значению. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О словах-друзьях нам поведает Словарь синонимов. (слайд 13)

- Что такое синонимы? (Ответы уч-ся) Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по написанию. Например: правда – истина.

Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя.

Подберите синонимы к словам: заметный, простор, убегать.

Проверка. (Учащиеся читают свои записанные слова. Ученик 4 читает все синонимы из словаря к данным словам.)

Словарей очень много. Посмотрите, о каких еще словарях мы сегодня не упоминали?

(Ребята перечисляют.) слайд 14

Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о его происхождении: где и когда появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение оно имело в далеком прошлом, как изменялось его значение. Ответить на этот вопрос вам поможет Этимологический словарь. Слайд 15

- Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос – истина).

Загляните в этот словарь и прочитайте историю любого слова.
А еще существуют словари происхождения имен и фамилий. Вот и домашнее задание у вас будет сегодня необычное. Найдите и объясните происхождение своего имени и фамилии. Запишите в тетрадь.

Вед.2. Да, информации, действительно много. И не переваришь сразу. Получается, словарь – это книга книг. Это вся вселенная в алфавитном порядке.

Конечно. Поэтому нам с вами нужно научиться читать эту главную книгу знаний.

«Усердней с каждым днем гляди в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

\ Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Учитель благодарит ведущих, детей, гостей мероприятия.

Методическая разработка урока-путешествия в 5 классе,

посвященного Дню русского языка.

Цель:

расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности.

Задачи:

1) познакомить с житием святых Мефодия и Кирилла;

2) формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку;

3) развивать познавательный интерес к истории родного языка.

Тип урока: комбинированный, интегрированный

Предварительная работа:

1) Составить историческую справку о Кирилле и Мефодии, стоявших у истоков славянской письменности.

3) Подготовить раздаточный материал

4) Подготовить сообщения (ученики)

Содержание урока:

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

(А. Куприн)

Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

(А.С. Пушкин)

Просвещение славян – одно из важнейших свершений 9 века, оно неразрывно связано с изобретением славянского письма и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. А осуществилось оно в результате деятельности двух солунских братьев, Константина-Кирилла и Мефодия, ставших для славянских народов апостолами и учителями.


Историческая справка.

Сообщения учеников:

А) Родились Кирилл и Мефодий в начале 9 века в г. Солуни Византийской империи на берегу Эгейского моря. Отец их был болгарин, а мать - гречанка.

Б) Младший Кирилл с детства любил языки и чтение, был одарённым мальчиком. В 14 лет он учился при дворе императора Михаила в Царьграде, удивляя всех талантом и трудолюбием.

В) За 3 месяца Кирилл изучил грамматику, потом занялся геометрией, диалектикой, философией, увлёкся арифметикой, астрономией, музыкой. За великий ум его прозвали философом.

Г) Он знал 5 языков: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский, поэтому свободно читал книги всех мировых религий. А научиться говорить на этих языках он смог, работая библиотекарем.

Д) А первая библиотека на Руси была создана Ярославом Мудрым, который приказал детей «учите книгами»


И когда царь Михаил послал Кирилла в Моравию, тот поехал, но с условием, что говорить он там будет только на родном языке - славянском. Очень хотели братья создать славянскую письменность. И вот начался их великий гражданский подвиг.

Давайте поговорим о том, что же такое подвиг. (работаем в тетрадях)

Подвиг - это великий труд.

(На слайде изображена таблица, из каждой части которой нужно выписать глаголы).

Что сделали Кирилл и Мефодий?

Что ещё надо было сделать?

Что мешало?

Изучили русские письмена

Убедить людей в том, что им нужна эта азбука

Их не понимали

Услышали звуки славянской речи

Научить пользоваться ею

Им не помогали

Составили для славян особую азбуку

Открыть школы

Им препятствовали во всём

Перевели священные книги на славянский язык

Создать буквари

Их преследовали

Подготовить учителей

Кирилл не выдержал всего этого и умер, когда ему исполнилось всего 42 года. Его дело продолжил брат Мефодий. Они добились своего, научили славян своей письменности.

Посчитайте, сколько же мы нашли глаголов, которые показали нам действия Кирилла и Мефодия? (9 )

А сколько тех глаголов, которые показали противодействие их врагов ? (4)

Кто же победил? (великие просветители)

Поэтому теперь и есть у нас письменность. Поэтому и помним мы подвиг Кирилла и Мефодия во имя знания.


Поэт Розенгейм написал «Гимн Кириллу и Мефодию, просветителям славян»

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви славянской святые отцы!

Слава вам, Правды Христовой Учители ,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Работа в тетрадях

Спишите текст. Подчеркните те слова, которые показывают нам отношение автора к Кириллу и Мефодию. Выполните фонетический разбор выделенного слова.

Люди полюбили свою азбуку, уважали тех, кто понял её и мог читать. А те, кто мог и писать, любовно украшали искусными орнаментами заглавные буквы начала текста. От тех далёких времён и сохранилось выражение «красная строка». Это были чудо – буквы.

Людей, которые могли рисовать гусиными или лебедиными остро заточенными перьями, называли художниками-изографами. Чтобы красиво нарисовать заголовок или начальную букву, использовали киноварь – это краска из ртути и серы- получался красный цвет. При разукрашивании можно было добавлять зелёный и голубой цвета, а в особенно дорогих книгах буквы прописывались «золотом», т.е. жёлтым цветом.

Перед вами лежат листы с буквами, сейчас я предлагаю всем поработать изографами и нарисовать одну из букв алфавита (рисуем) что же у нас получилось. (Буквы крепим на доску). На доске сложили фразу «И зазвучало слово!»



А теперь посмотрим,

Вопросы к классу:

Так как же можно назвать труд просветителей Кирилла и Мефодия за то, что мы можем говорить и писать? (Подвиг)

Чтобы у нас получилось такое красивое предложение, что мы с вами делали? (Трудились)

И труд этот подарил нам счастье чего? (Познания)

Афоризмы о русском языке:

Давайте объясним каждое высказывание (фронтальная работа)

Береги свойства собственного своего языка, ибо то, что любим в стиле латинском, французском или немецком, смеху достойно иногда бывает в русском.

М. Ломоносов

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

В. Белинский

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. Куприн

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Ф.М. Достоевский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь

Закрепление материала (викторина):

1. Кто создал 1-ю славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2. В каком веке родились братья Кирилл и Мефодий? (в 9 веке)

3. Сколько языков знал Кирилл? (5 языков)

4. Кем создана 1-я библиотека на Руси? (Ярослав Мудрый)

5. Чем писали книги в древности? (гусиными и лебедиными перьями)

6. Какую краску использовали для заглавных букв? (киноварь)

7. Почему азбука называется азбукой? (по названию её первых букв)

8. Как называли людей, которые могли рисовать гусиными и лебедиными перьями? (художниками-изографами)

9. В каком возрасте умер Кирилл? (42 года)

10. Какое прозвище было у Кирилла? (философ)

Итог урока:

Понравился ли вам сегодняшний урок? Подведем итог урока.

Рефлексия

УЗНАЛ(А)

ЗАПОМНИЛ(А)

СДЕЛАЛ(А) ВЫВОД

Вывод по уроку:

Сегодня на уроке мы познакомились с истоками возникновения славянской письменности и узнали о создателях её и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. Убедились, что русский язык действительно имеет неоспоримое превосходство над другими языками.

Домашнее задание:

Вы узнали о создателях славянской письменности и азбуки братьях Кирилле и Мефодии. А к следующему уроку подготовьте сообщение о создателе первой библиотеки Ярославе Мудром. И попробуйте изобразить его.

Всем спасибо за отличную работу и активность.

Климанова Алина Владимировна – преподаватель русского языка и литературы МБОУ СОШ №34 пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район; в 2013 году окончила Ейский педагогический колледж по специальности – «преподавание в начальных классах»; в настоящее время – студентка Адыгейского государственного университета по специальности – «филология».

Конспект урока русского языка,

посвященный Дню русского языка

10 класс

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №38 г. Калининграда

Войтенко Елена Петровна

2018 г.

г. Калининград

Тема: «Язык-хранитель духовной культуры нации».

Интегрированный урок развития речи в 10 классе

(русский язык, литература).

Цель: воспитание представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Задачи:
1
. Воспитательные

Воспитание любви к родному слову, русскому языку как символу государства;

Воспитание чувства гордости за силу, красоту русского слова как выразителя менталитета русской нации;

Воспитание бережного отношения к слову.

2 . Образовательные

Совершенствование навыка разноаспектного анализа текста;

Создание собственного художественного текста как эмоционального отклика на поднятую тему.

3. Развивающие

Развитие критического мышления учащихся при работе с текстом;

Развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости к богатству и красоте русского слова;

Развитие творческих способностей учащихся.

Методы и технологии, используемые на уроке: - диалоговая технология, полилог;

Личностно-ориентированное обучение;

Элементы технологии критического мышления;

Продуктивно-творческий метод (написание эссе).

«Сбережение русского языка, литературы и культуры

- это вопросы национальной безопасности,

сохранения своей идентичности в глобальном мире»,

В.В.Путин на съезде Общества русской словесности.

Структура урока I этап

Вызов (создание творческой мотивации урока развития речи).

1.Слово учителя.

Русский язык! Какая буря чувств, эмоций, мыслей, переживаний нахлынет на каждого из нас при вдумчивом произнесении этого словосочетания! Для многих из нас русский язык - родной язык.

А ведь родной язык для личности человека – примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, и если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности. Да, важнейшим средством коммуникации является слово. Без правильной речи нельзя обойтись. Бизнес - это умение говорить убедительно. Политика - это умение убеждать и завоевывать симпатии. И обычные человеческие отношения – дружба, сотрудничество, любовь - насквозь пронизаны словами. Представления человека о мире и своей стране в этом мире отражаются в словоупотреблении: ведь словом всё начинается и в слове же завершается.

Язык - это основа основ духовной культуры. Это то прекрасное, что нам досталось от наших предков. Язык - это связь времен и народов. Каждый должен любить, уважать и ценить свой язык, к какой бы языковой группе он не находился.

Уважения к своему языку - это уважение к самому себе, к своей Родине.

Тема сегодняшнего урока – это один из этапов важного диалога о духовных традициях нашего Отечества, который вы сможете продолжить на уроках литературы, истории, обществознания, иностранного языка.

2. Осмысление эпиграфа.

Обратимся к эпиграфу урока. Найдите ключевые слова.

Составление кластера

Русский язык

Сбережение, сохранение

Национальная безопасность

Своя идентичность

Глобальный мир

Работа в группах (учащиеся используют толковые словари)

Дайте толкование ключевых слов.

Обсуждение лексических значений.

Как вы понимаете главную мысль эпиграфа?

Сбережение русского языка – это не только сохранение культуры народа, его духовной составляющей, но сохранение нации.

II этап

Осмысление

Приемы:

Чтение текста

Разноаспектный анализ

Работа в парах

Озаглавливание текста

Учитель:

Вот какая историческая ответственность лежит на каждом поколении за передачу языка в сохранности и чистоте, а значит, эта же ответственность лежит на каждом человеке. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский указывал, что родной язык – это лучший выразитель духовных свойств народа.

1.Чтение и осмысление текста.

«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» (К.Д. Ушинский "Родное слово").

Вопросы и задания:

    Почитайте текст про себя, озаглавьте.

    Прочитайте текст выразительно вслух.

    О чем этот текст? Какова его тема?

    Как он доказывает свою точку зрения? Какие аргументы приводит?

    Какой вывод делает?

    Какие средства художественной выразительности помогают автору убедительно изложить свою позицию?

2. Размышление о прочитанном (создание собственного текста).

Разделяете ли вы точку зрения автора? Письменно ответьте на вопрос.

3. Решение лингвокультурологической задачи.

Учитель. Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры 24 мая. В 863 году они создали азбуку для обращенных в христианство славянских народов, с этого времени ведет свое начало славянская письменность, книжность. Нужно помнить, что у каждого слова есть свой исторический корень, свой глубинный духовный смысл.

Задание: напишите свои ассоциации со словом благодарность.

(проверяем записи).

Предлагаю изучить, что означает слово «благодарность». Когда и как оно появилось в языке?

Чтобы понять значение слова «благодарность», обратимся к материалам этимологических, толковых, словообразовательных словарей, к трудам философов и публицистов. В работе используем материалы следующих источников: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Этимологический словарь» М. Фасмера, «Этимологический словарь» Н.М.Шанского, «Этимологический словарь русского языка» А.В.Семенова, «Этимологический словарь русского языка» И.А.Крылова, «Толковый словарь» В.И. Даля и др.

Работа в группах: с раздаточным материалом.

Группа № 1.Лексикография слова.

1.Толковый словарь В. И. Даля:

Благодарствовать или благодарить кого, на чем, за что, дарить словом или делом, или желать кому благ, добра; изъявлять благодарность, признательность; объявлять себя должником за услугу, признавать одолжение; спасибить кому- то, говорить спасибо. Не гостям хозяина, а хозяину гостей благодарить. Благодарение – действие благодарящего, изъявление спасибо, признательности; благодарность - чувство признательности, желание воздать кому за одолжение, услугу, благодеяние; самое исполнение этого на деле. Благо дарительный или благодарственный - способный. Благодать – дары Духа Святого; помощь, ниспослания свыше, к исполнению воли Божьей; милость, благодеяние, благотворение, помощь, преимущество, выгода, обилие, избыток, довольство.

2.Толковый словарь С.И. Ожегова :

БЛАГОДАРНОСТЬ - Чувство признательности к кому-н. за оказанное добро, внимание, услугу. Принять с благодарностью что-н. Принести б. кому-н. Сделать что-н. в знак благодарности или в б. за что-н. 2. только мн. Слова, выражающие эти чувства (разг.). Рассыпаться в благодарностях. 4. Официальное действий. Объявить б. в приказе. Получить Б. от дирекции.

3.Толковый словарь Д.Н. Ушакова:

Благодарность – 1) чувство признательности за оказанное добро. 2) выражение этого чувства. Рассыпаться в благодарностях. 3) взятка.

Вывод: общим в толковании слова «благодарность» в толковых словарях Д.Н. Ушакова, В.И. Даля и С.И. Ожегова является то, что благодарность толкуется как чувство или его выражение. Но в словаре Д.Н. Ушакова также упоминается значение благодарности как взятки, а в словаре С.И. Ожегова как официальное действие.

Группа №2 .Этимология слова.

1.Этимологический словарь русского языка И.А. Крылова:

Заимствование из старославянского, где существительное благо ("добро, счастье") возникло на основе прилагательного среднего рода благо – "хорошо". Исконно русская форма этого слова сохранилась лишь в названии города Бологое между Москвой и Санкт-Петербургом.

2. :

благо

Древнерусское – болото.

Старославянское – благо.

Общеславянское – bolgo (благо).

Слово «благо» в значении «добро, польза» известно с древнерусской эпохи (XI–XII вв.).

В полногласной форме «болого» оно заимствовано из церковнославянского, где употреблялась близкаясовременной форма «благо».

Слово восходит к общеславянскому субстантивированному прилагательному среднего рода bolgo от bolgъ (-а, -о) – «благой, добрый, хороший».

Родственными являются:

Украинское – благо.

Чешское – blaho.

Производные: благотворный, благотворительный, благополучие, благодетельствовать, благодетель, благодать, благородный, облагородить.

3.Этимологический словарь А. Ситниковой:.

БЛАГО.

Из ст.-сл. яз. Ст.-сл. благо - «добро, счастье» возникло на основе прилаг. ср. р. благо - «хорошо» в результате морфолого-синтаксического способа словообразования.

Это слово, как и многие слова с первой частью благо (благодать, благоденствие, благодетель, благодушие и др.), пришло из старославянского языка, в котором было калькой греческого слова со значением частей «благо, хорошо» и «давать, преподносить».

Благодарить, благодарность, благодарение, признательность .

4.Этимологический словарь М. Фасмера :

благо благо́й –цер. слав. заимств. вместо исконнорусск. *бологъ; см. болого.

Весьма употребительно благо- в словосложениях как соответствие греч. εὑ-напр.: благочести́вый εὑσεβής, благонра́вный εὑήθης, благоро́дныйεὑγενής и т. д .

5.Этимологический словарь Н.М.Шанского:

Благодаря. Икон. Возникло из деепричастия благодаря - от благодарить, заимств. из ст.-сл. яз., словообразовательной кальки греч. eucharisteīn (eu «благо, хорошо», charisteīn «давать, преподносить») .

Вывод: сравнение словарных статей различных этимологических словарей о слове «благодарю» позволяет сделать вывод, что все авторы этимологических словарей считают: слово «благодарю» происходит от старославянского «благо», которое пришло из древнегреческого языка.

Группа №3. Толкование слова в иных словарях и энциклопедиях.

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры:

БЛАГОДАРНОСТЬ отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

2. ЛетяговаТ.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь:

Благодарность эмоционально-чувственное состояние признательности, высокой оценки значимости чьих-то деяний, отношений. Выражается как любовь, уважение к человеку или коллективу организации, как готовность сделать ответное благо.

3. Бим-Бад Б. М. Педагогический терминологический словарь:

Благодарность – чувство одобрения или любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. Как моральное чувство и обязанность Б. восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами, а также к отношениям взаимности услуг. В истории мысли немало моралистов усматривали в б. основополагающее проявление добро деятельности человека. Изначально б. понималась как ответ услугой на услугу, как взаимность, характеризующая корыстные отношения (Аристотель, Сенека, И. Кант. объясняют Б. как особого рода дарения, а именно, бескорыстное, добровольное, ценное само по себе, осмысляется постепенно. В античности б. понималась как добродетель. Христианство понимает б. скорее, как обязанность.

Вывод: вышеуказанные словари рассматривают благодарность как моральное качество человека, характеризующееся признательностью и готовностью ответить взаимным действием.

Группа №4. Толкование слова в Библии.

«Благодарить, благодарность, благодарение, признательность…Как глагол, так и существительное в Ветхом Завете представлено словом «yadhah» , а в Новом Завете - греческим словом «euchariste» . Причем слово «eucharisteo» - обычно в греческом языке используется в прямом значении «благодарить», тогда как слово «yadhah» является одним из синонимов таких понятий, как «прославлять», «хвалить», «благословлять». Поэтому в Ветхом Завете это слово часто переводится как хвала, прославление, воспевание, славословие, восхваление.

В Новом завете Благодарность Богу - это похвала и прославление нашего Творца за то, Кем Он является, и за Его великие дела». Это Благодарность Богу за его жертву ради спасения человека. А по словам Архимандрита Саввы (Мажуко): «Праздник Пасхи - это праздник благодарности , ведь именно благодарность лежит в основании христианства».

Ветхий Завет

Новый Завет

Благодарность

«yadhah»

Благодарить

«eucharistein»

Благодарить

Перевод

То же, что

«прославлять», «хвалить», «благословлять»

«благодарить»

Значение

хвала, прославление, воспевание Бога

благодарность Богу за его жертву ради спасения человека

Вывод: слово «благодарю» происходит от старославянского «благо», которое пришло из древнегреческого языка. - общеславянское слово со значением «добро», глагол дарить , как и существительное , тоже являются общеславянскими. Любопытно вот что: образовано слово благодарить точно так же, как и греческое слово eucharistein с тем же значением ею по-гречески «благо», charistein - «давать», «подносить». В данном случае русский язык заимствовал не само слово, а способ его образования. Этот способ называется калькой. Евхаристия , согласно христианскому вероучению, - таинство в котором под видом хлеба и вина христиане приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа. Это Таинство составляет основу главного христианского богослужения, Божественной литургии . В связи с этим можно говорить об огромном значении этой нравственной категории для мировоззрения русского человека – носителя христианской, а именно православной культуры.

Учитель. Как видим, постижение тайны слова открывает его глубину и истинный смысл. В каждом русском слове есть душа. Владимир Иванович Даль писал: « С языком шутить нельзя: словесная речь человека-это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью».

Русский язык-это наше национальное достояние. Наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в красоте, богатстве и чистоте. О высоком предназначении слова писал Иван Бунин. Выразительное чтение стихотворения «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Рефлексия

Создание творческих работ.

    Творческая работа : Вспомните тему урока, смысл эпиграфа и закончите предложение «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о.....». (К.Г. Паустовский).

    Чтение творческих работ. Сравнение с первоисточником.

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности ) ». (К.Г. Паустовский).

Заключение

Учитель

Что нового вы узнали о русском языке сегодня на уроке?

Что вы узнали нового о себе после сегодняшнего урока?

Завершить наш урок я предлагаю словами Михаила Александровича Шолохова: «Родное слово, познанное и постигнутое в детстве, питает душу поэзией, рождённой историей, культурой, традициями народа, пробуждает в человеке истоки национальной гордости. Родной язык - хранилище духовных ценностей. Человек, отказывающий от родного языка, оторван от корней предков, он не может быть патриотом своей малой родины. Любой язык является одним из основных условии единства и успешного развития нации. В данном случае русский язык - величайшая сокровищница национальной духовной культуры русского народа, хранилище его духовно-нравственных представлений и идеалов. Языковое образование обеспечивает приобщение человека к духовному наследию предшествующих поколений и является основой формирования этнического и гражданского самосознания личности».

Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания М.А. Шолохова.

Внеклассное мероприятие.

Задачи:

1) показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и разнообразной жизни народа и общества;

2) формировать умение составлять монологическое выступление, выступать перед аудиторией, отстаивать свою позицию;

3) воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку, желание изучать его.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

А.И. Куприн

Вступление

Учитель

Если ты хочешь судьбу переспорить
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник.
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень интересный урок. Он будет посвящен дню русского языка.

День русского языка - российский и международный государственный праздник, посвящённый . Отмечается , в день рождения : в Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году; в учреждён в 2010 году.

Сегодня мы все будем разговаривать о русском языке, исследовать его. Еще мы выполним интересную работу: все вы будете задействованы в составлении газеты, посвященной дню русского языка. У вас есть цветная бумага, ножницы, клей. По мере того, как будут выступать ваши одноклассники, вам нужно будет записать самую интересную или нужную информацию на листы цветной бумаги и наклеить на ватман. Вы можете выбрать форму наклейки, например, ромашку. Можно обрисовать руку на цветной бумаге, вырезать, приклеить на ватман и писать информацию в ней. На отдельных листочках (можно также на цветной бумаге) напишите ответ на вопрос: почему нужно изучать русский язык? Не забудьте подписать свои фамилии. (Можете начать со слов «Русский язык нужно изучать для того, чтобы …»)

Ученик (1).Русские писатели, мастера слова восхищались русским языком, отмечали особенности его, своеобразие, неповторимость.

Известный писатель К.Г. Паустовский, обращаясь к современникам, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (Слайд 4)

Ученик (2).Великий критик В.Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат. гибок и живописен для выражения простых естественных понятий».

Ученик (1). «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык» (С. Маршак).

Ученик (2). «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» (К.Г. Паустовский).

Учитель. Но что же происходит с нашим «великим, могучим, свободным языком? Люди стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Можно кричать «SOS». Язык в опасности!

«Историческая хроника» (выступает ______________)

Русский язык – это, в первую очередь, язык русского народа. Он принадлежит к славянским языкам. Родство славянских языков связано с тем, что они возникли из единого в далёком прошлом языка – общеславянского, который распался в V-VI веках нашей эры. Все современные славянские языки делятся на 3 группы: южнославянскую, западнославянскую и восточнославянскую. К восточнославянской группе, образованной в X IV- XV веках, вместе с украинским и белорусским относится и русский язык. Русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы и её окрестностей. Создателем современного русского литературного языка является А.С.Пушкин, который осуществил соединение литературного русского языка предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Великий русский поэт завершил то, что утверждали в своём творчестве М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов. На открытии памятника Пушкину в Москве Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением…». А Н.В. Гоголь сказал о Пушкине: «В нём, как будто в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство».

Дополнение учителя:

Итак, обычно историю русского литературного языка делят на 3 периода:

    Древнерусский (восточнославянский) язык – примерно с 6 до 14 столетия;

    Язык русской (великорусской) народности – с 14 до 17 столетия;

    Русский национальный язык (с 14 столетия до наших дней).

Знаете ли вы, что наш язык сохранил в своём составе общеславянские слова: голова, рука, зуб, бок, нос, волос – слова, обозначающие название частей тела; слова, обозначающие родство: сын, дочь, мать, дед; отрезки времени: день, ночь, весна, зима; отвлечённые существительные: воля, гнев, правда, труд, честь. Глаголы идти, сидеть, спать, есть; прилагательные синий, жёлтый, сильный, старый, молодой, большой – тоже из общеславянского языка.

Сохранились в современном языке и многие старославянские слова: храбрый, вред, здравствуй, плен, время, жажда, благо, вождь.

«Русский язык в современном мире» (выступает ______________)

Ещё в 1934 году русский писатель Алексей Толстой говорил: «Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». И это время наступило. Русский язык используется народами СНГ как средство межнационального общения. Во всех сферах общественной жизни: политической (совещания, саммиты, конференции), экономической (деловые контакты, совместные предприятия, договоры), культурной (наука, СМИ, художественная литература) – используется русский язык. В наше время известно более 2000 языков, и только 6 языков являются мировыми языками: французский, английский, китайский, испанский, арабский и русский. Любой официальный документ ООН распространяется на этих шести языках. Считается, что на русском языке говорят более 250 миллионов человек. В наше время русский язык очень популярен в мире, он изучается более чем в девяноста странах мира. Для организации и руководства этой работой ещё в 1967 году была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, с этого же года начал издаваться журнал «Русский язык за рубежом». Известный во всём мире общественный деятель Индии Джавахарлал Неру отмечал: «Русский язык – один из величайших языков мира. Сегодня он играет важнейшую роль не только в политической, но и культурной, научной жизни народов».

Что вы запишите на ватмане? Давайте обобщим информацию.

Дополнение учителя:

А знаете ли вы, что и русский язык постоянно обогащается словами из других языков? Когда-то количество иноязычных слов в русском языке составляло 10%. В основном это слова, обозначающие понятия, явления из области политики, культуры, науки, техники, искусства. Из греческого и латинского языков к нам пришли слова: грамматика, морфология, эпитет, физика, цирк, музей, атом. Многие слова из области музыки итальянского происхождения: дуэт, трио, квартет, серенада, опера. Очень много слов позаимствовал русский язык из французского языка: пальто, бульон, пассажир, пейзаж, рояль, дирижёр, сеанс. Немало в нашем языке и слов английского происхождения: футбол, баскетбол, чемпион, спорт, лидер.

«Живой как жизнь» (Н.В.Гоголь) (выступает ______________)

Русский язык, так же, как и другие языки, постоянно развивается, совершенствуется, изменяется, ведь он – хранилище человеческой мысли. Хорошо сказал об этом великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…». Наиболее устойчивым является синтаксический строй языка, а наиболее изменчивым – лексический состав. Именно лексика особенно быстро откликается на всё новое, что появляется в общественной жизни, науке, технике, искусстве, быту. В 20- o м веке появились такие слова, как космонавт, атомоход, телевизор, фломастер, кроссовки, джинсы, дизайн, менеджер, принтер, факс и многие другие. У многих слов появляются новые значения. Например, слово нива раньше имело значение – поле, возделанное для посева или засеянное хлебом. Сейчас мы смело употребляем в речи такие выражения: нива просвещения, таёжная нива, голубая нива . Вернулись в наш лексикон и такие забытые слова, как лицей, гимназия, милосердие, благотворительность . А знаете ли вы, что во времена Пушкина нормой считалось произносить слова: музыка, паспорт, климат, английский? Даже род некоторых существительных может измениться на противоположный, например: слово рояль было женского рода, сейчас же мы говорим: «концертный рояль», раньше говорили «зала», а сейчас – «зал», это слово мужского рода. Морфемы, т.е. части слова, тоже могут меняться со временем: вместо ответствовать мы говорим отвечать , вместо рыбарь – рыбак .

Что вы запишите на ватмане? Давайте обобщим информацию.

Дополнение учителя:

Известно ли вам, что когда-то давно в русском языке было не 2, а 3 числа: единственное, множественное и двойственное? Остатки двойственного числа у нас сохранились до сих пор, а именно: очи, уши, плечи, рога, рукава, глаза. Как вы уже поняли, эти слова обозначают парные предметы. А знаете ли вы, что в древнерусском языке было не 6 падежей, как сейчас, а 7? Седьмой падеж назывался звательным и употреблялся в обращении. У А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» используется звательный падеж – старче . В былинах мы можем найти слова – ратаюшко, княже, друже . В СРЛЯ сохранилась форма звательного падежа лишь в междометиях: боже, господи.

«Великие люди о богатстве русского языка» (выступает ______________)

Константин Георгиевич Паустовский, писатель 20-го века, говорил: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И ведь действительно, богатство русского языка позволяет нам не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки и действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать свою оценку тому, о чём или о ком мы говорим. Знатока своего дела мы можем назвать словами: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист. О верном друге можно сказать: надёжный, преданный, неизменный, готов в огонь и в воду. А сколько слов есть для обозначения действия засмеяться: негромко, исподтишка – хихикнул, внезапно – прыснул, громко – захохотал, расхохотался, залился смехом, закатился смехом и даже загоготал.

Очень выразительны и метки русские пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости. Практически на каждую жизненную ситуацию в русском языке найдётся образное, меткое выражение, фразеологизм. «Терпение и труд всё перетрут», «Ученье –свет, а неученье – тьма», «Корень учения горек, да плод его сладок» -эти пословицы помогают нам в нелёгкой школьной жизни. Великий критик Виссарион Григорьевич Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий». Классик французской литературы Проспер Мериме, живший в 19-ом веке и выучивший русский язык, писал: «Богатый, звучный, живой,… способный к передаче тончайших оттенков, наделённый почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии». А русский писатель того же 19-го века Иван Сергеевич Тургенев, назвавший русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным», призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

Что вы запишите на ватмане? Давайте обобщим информацию.

Учитель: Умеем ли мы беречь язык, умеем ли обращаться с ним почтительно? Всегда ли соблюдаем культуру речи? Об этом наша следующая рубрика.

«Культура речи и речевой этикет» (выступает ______________)

Речевой этикет – это правила речевого поведения, система речевых формул, принятых в обществе. Речевой этикет необходим нам для поддержания доброжелательных отношений. Знание и соблюдение правил речевого этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости из-за неправильных действий, избегать насмешек со стороны окружающих. Мы ежедневно употребляем в речи слова здравствуйте, спасибо, извините . Таким образом, мы придерживаемся сложившихся в нашем обществе правил общения. Иногда мы болезненно реагируем на то, что кто-то из наших знакомых не поздоровался с нами, не поблагодарил за что-то, не поздравил нас, не извинился. В этом случае можно говорить о несоблюдении норм речевого этикета. Обращаясь к человеку, мы порой используем разные формы обращения, ведь к одному и тому же человеку можно обратиться как к коллеге, как к сыну, мужу, отцу. Выбор обращения зависит от наших отношений с адресатом, от обстановки общения.

Подготовленная заранее ученица читает наизусть стихотворение М.Червинского «Как его зовут?»

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего,

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошёл… Пока! Всего!»

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Петя, Ваня, Толя,

Своих друзей зовёт он только:

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Но честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но имя что? Ведь суть не в нём –

Вам этот школьник не знаком?

Дополнение учителя:

В нашем разговорном языке, к сожалению, прижилось немало словесного мусора. Многие люди, не имея навыка логично мыслить и чётко излагать свои мысли, заполняют паузы словами-сорняками: по идее, вообще, так сказать, так вот, как говорится, значит, это самое, собственно говоря и другими. Грустно, когда человек на самые разнообразные вопросы находит довольно-таки скудные ответы: классно, что надо, нормально, клёво. «Медвежью услугу» русскому языку оказывает упрощённый, исковерканный язык, которым пользуется современная молодёжь, общаясь через интернет, часами «зависая» в «агенте». Со временем такие молодые люди вообще разучатся писать и говорить правильно. Спасение языка в том, что мода на подобные словечки приходит и уходит, они быстро надоедают и отмирают.

«Поэтическая страничка».

2 подготовленных ученика читают наизусть стихотворения «Язык согласия» А.Купчишина и «Два языка».

Язык согласия

Пожмём покрепче мы друг другу руки

И насладимся радостью бесед.

На языке общаемся мы русском,

Он, словно воздух, нужен людям всем.

Многообразен, уникален, строен,

Проблемам вечным мчась наперекор,

Объединяет судьбы и народы

И создаёт уверенность, покой…

С ним легче переносятся невзгоды,

Ему навечно другом нашим быть.

Он помогает мчаться нам сквозь годы,

Мечтать о счастье, верить и любить.

В прекрасные мгновенья, в день ненастный

В душе и сердце каждого живёт.

Надёжность тыла, будущее наше,

И гордость, и движение вперёд!

Два языка

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной…

Но, как родной, люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо, каждый миг,

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

Я поняла по-русски слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне…

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский –

Стану я глухой.

Подведение итогов. Просмотр плаката, корректировка.