Образовательный портал - Kurokt

Оснащение кабинета технологии для мальчиков по фгос. Кабинет технологии для девочек в школе Требования к кабинету технологии по фгос

Требования к оснащению кабинета технологии (труда)

Предмет «технология» в школьную программу введен для того, чтобы дети наравне с теоретическими знаниями получали общетрудовые и практические навыки в областях кулинарии, кройки и шитья, столярного, токарного дела и других, которые пригодятся им в жизни.

Технология – это уже знакомые старшим поколениям «труды». Однако познавательный и предметно-преобразовательный виды деятельности видоизменены в соответствии с требованиями новой программы образования в РФ. Технология построена на системе проектов «от идеи до реализации». Дети учатся формировать идею (сшить фартук, сделать табурет), планировать работу по этапам, выполнять ее, получать готовый результат и оценивать его качество.

Трудовое обучение проводится отдельно для мальчиков и для девочек. Соответственно, в школе должно быть минимум два класса технологии (труда). Требования к оформлению мастерских и кабинетов перечислены в соответствующих государственных стандартах: ГОСТ, ФГОС, ОСТ, СанПиН.

Кабинет технологии (труда) для девочек

Кабинеты технологии для обучения девочек разделяют на несколько зон, каждая из которых имеет свое оснащение, рассчитанное на пятнадцать учащихся.

Эта часть представляет собой обычный учебный класс с партами, доской и столом учителя. Также здесь устанавливают стеллажи для хранения наглядных пособий. Постепенно школы оснащают классы технологии компьютерами, проекторами, интерактивными досками и др. При наличии такой техники часть учебных материалов хранится в электронном виде, что существенно экономит пространство и расширяет возможности обучения.

В этой части класса организовывают места для первичной обработки продуктов со столами и раковинами, зоны для тепловой обработки и рабочие места для учениц. Кухонный блок оснащают лабораторно-технологическим оборудованием : варочной поверхностью, духовкой, холодильником, микроволновкой, вытяжкой, мелкой бытовой техникой. Наличие кухонной утвари в кабинете обязательно.

  1. Мастерская обработки ткани.

В зоне кройки и шитья устанавливают швейные машины и универсальные рабочие столы по количеству учениц, выделяют зону для примерочной с зеркалом и манекеном. Для сбора обрезков устанавливают специальные емкости. Также необходимы специализированная мебель и системы хранения для выкроек и швейного оборудования, места для влажно-тепловой обработки текстильных изделий.

Кабинет технологии (труда) для мальчиков

Согласно требованиям российской системы образования, кабинеты технологии для мальчиков должны иметь несколько специализированных зон с индивидуальным оснащением на пятнадцать учеников.

  1. Зона для теоретической подготовки.

Требования такие же, как к зоне для теоретической подготовки класса для девочек. При наличии электронных средств обучения используют мультимедийные пособия и слайд-альбомы.

  1. Столярное дело.

В этой части класса устанавливают столярные верстаки. Кабинет оснащают полным комплектом столярного оборудования и инструментов : сверлами, ножовками, выжигателями, измерительными приборами.

  1. Слесарное дело.

Главная часть каждого учебного места – слесарный верстак. Дополнительно в классе можно установить фрезерные, токарные станки, муфельную печь, пресс для штамповки, приспособления для прокатки и гибки металла и проволоки.

  1. Ведение дома.

Для изучения технологии ведения дома нет необходимости в создании отдельной учебной зоны, но нужны инструменты для сантехнических, отделочных и ремонтных работ, бытовые приборы для ухода за домом, обувью и техникой.

Другие требования к оснащению кабинета технологии

Существует отдельная разновидность классов технологии – кабинет технической графики. Такие классы оснащают одноместными ученическими столами для черчения. На передней стене рядом с доской устанавливают чертежный прибор для учителя.

В ряде школ в теплое время года в рамках уроков технологии проводится обучение сельскохозяйственным работам. В таком случае нужно приобрести садовый инвентарь и мебель для организации мест его хранения.

Если вам необходимо оформить класс технологии, центр «Ректор» поможет сделать это в соответствии с требованиями современной программы обучения. Мы подберем полный комплект мебели, оборудования, техники и пособий в соответствии с бюджетом.

Все мы когда-то учились в школе и с большим удовольствием занимались в мастерских и кабинетах трудового обучения: мальчики снимали стружку с деревянных заготовок, девочки шили фартуки и пекли блины. Время не стоит на месте, и теперь уроки труда называются «технологией».

В кабинетах технологии ученики и ученицы, как и прежде, шьют, готовят еду, пилят и строгают. Получить необходимые для жизни практические навыки им, как когда-то и старшему поколению, помогают: учитель, специальное оборудование и демонстрационные наглядные пособия. На этом сходство и заканчивается.

Современная школьная программа разработана с учетом новых требований федерального госстандарта, и включает в себя три направления технологического обучения школьников, а именно: технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Эффективность обучения предмету напрямую зависит от укомплектованности мастерских необходимым оборудованием.

Оснащение кабинета труда в школе ФГОС регламентировано «Рекомендациями МД-1552/03 от 24.11.2011» Министерства образования и науки РФ и «Перечнем учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (письмо Минобрнауки РФ № 03 -417 от 01.04.2005)». Предлагаемое в этих документах школьное оборудование является типовым и достаточным для приобретения практических навыков и полного освоения учебного материала по предмету «технология».

Каждая школа может принять рекомендованный перечень технических, учебно-практических, лабораторных и иных средств обучения в качестве основы. Однако этот список не является исчерпывающим, и образовательные учреждения могут расширять его за счет привлечения дополнительного финансирования. Отметим, что активное наполнение школьных мастерских в ходе оснащения кабинета труда в школе по ФГОС современными инструментами для обработки материалов предполагает частичную замену устаревших механических приспособлений электрическими.

Некоторые объекты учебного оборудования являются потенциально травмоопасными. Поэтому, наряду со специальной мебелью, станками, приборами и инструментами, школы в обязательном порядке приобретают стенды и таблицы с общими правилами безопасности на уроках технологии. Кабинеты технологии для девочек обеспечиваются наглядными материалами о безопасной работе со швейной машиной, утюгом и кухонной техникой, мастерские для мальчиков комплектуются демонстрационными материалами по обработке древесины и металла.

Все приобретаемое оборудование должно соответствовать следующим критериям:

· актуальность;

· безопасность;

· компактность;

· соответствие физическому и психологическому развитию ученика;

· простота в эксплуатации и уходе.

Таблица оснащения кабинета труда в школе в соответствии с требованиями ФГОС

Общее учебно-практическое и наглядное оборудование

Оснащение кабинета

для девочек

Оснащение мастерской

для мальчиков

Рабочий халат или фартук

Очки защитные

Комплект технологических таблиц по темам урока.

1. Швейное дело:

Стол рабочий

Машина швейная

Оверлок трехниточный

Станок ткацкий

Манекен на несколько размеров

Измерительные инструменты для работы с тканями

Инструменты для ручного шитья

Шаблоны для раскроя швейных изделий

· для вязания спицами;

· для вязания крючком;

· для вышивания.

Инструменты для увлажнения и тепловой обработки тканей

2. Кулинария:

Комплект кухонного оборудования:

· рабочий стол;

· электроплита;

· сушилка для посуды;

· холодильник;

· печь СВЧ.

Кухонное оборудование для тепловой обработки пищевых продуктов

Комплект кухонной посуды:

· эмалированные миски;

· столовая посуда;

· комплект столовых приборов.

· столовый сервиз;

· чайный сервиз.

Приспособления для разделки:

· овощей.

Предметы для сервировки стола

1. Столярное дело:

Верстак столярный

Столярные инструменты

Измерительные инструменты

Приспособления для разметки

Инструменты для резьбы по дереву

Свёрла по дереву

Прибор для выжигания

Набор для выпиливания лобзиком

Ножовка по дереву

Деревянная колода

2. Слесарное дело:

Верстак слесарный

Слесарные инструменты

Измерительные инструменты

Приспособления для разметки

Инструмент для нарезки резьбы

Свёрла по металлу

Напильники

Муфельная печь

Наковальня

Ножовка по металлу

Ножницы для резки металла

Электрооборудование и электроинструменты для:

· сверления отверстий;

· заточки инструментов;

· фрезерования заготовок;

· шлифования поверхностей;

· роспуска заготовок;

· фугования.

3. Технология ведения дома:

Набор инструментов для сантехработ

Санитарно-технические изделия

Инструменты и дополнительное оборудование для ремонтных и отделочных работ

Бытовые приборы и оборудование для ухода:

· за домом;

· за одеждой;

· за обувью.

Кроме перечисленных разделов, отдельное внимание уделяется обучению школьников работам сельскохозяйственного назначения. Спектр приобретаемого для школ оборудования широк; он зависит как от финансовых возможностей образовательного учреждения, так и от специфики отраслей местного сельского хозяйства.

Теоретические занятия на уроках технологии проводятся с применением инструментов, приборов и оборудования, перечисленного в Рекомендациях. Что же касается практики, то далеко не всегда оправдано приобретение для школы тракторов и другой сельхозтехники.

Оснащение кабинета труда в школе по ФГОС не ограничивается одной лишь материально-технической базой. Кроме станков и инструментов, на уроках технологии в обязательном порядке используют компьютерное и мультимедийное оборудование, электронные средства обучения. Все рабочие места школьников и учителя автоматизированы. Создаются технические условия для применения информационных и коммуникативных средств обучения.

Чтобы занятия по труду были максимально безопасными и интересными государственные общеобразовательные федеральные стандарты предписывают использование определенного оборудования. Все оснащение кабинетов должно соответствовать требованиям ФГОС, предъявляемым к кабинетам технологий для мальчиков.

Согласно ФГОС главными элементами оснащения кабинета технологии для мальчиков являются специализированная мебель и станки. Такое оборудование позволяет производить практические работы непосредственно во время уроков.

Правильное оснащение кабинета технологии для мальчиков с соблюдением всех требований предъявляемых ФГОС – гарантия успешности учебного процесса.

Требования к оснащению кабинета технологии для мальчиков

Согласно требованиям ФГОС, оснащение кабинета технологии для мальчиков состоит из:

· материального оснащения;

· мультимедийного оснащения;

· стендов;

· методического обеспечения.

Материальное оснащение кабинета технологии для мальчиков согласно ФГОС содержит следующие элементы.

1. Верстаки столярные.

2. Станки винторезные.

3. Металлообрабатывающие станки.

4. Тиски слесарные.

5. Станки по дереву.

6. Токарно-винторезные станки.

7. Сверлильные станки.

8. Деревообрабатывающие станки.

9. Ленточная и монтажная пила.

10. Фреза микрошиповая.

11. Набор фрез.

12. Фрезер.

13. Пила торцевая.

14. Шлейфовальные станки.

15. Инвертор.

16. Токарные станки по металлу.

17. Электролобзики.

18. Долбежные станки.

19. Компрессоры.

20. Настольный сверлильный станок.

21. Шлифмашина.

22. Гравер.

23. Гвозди.

24. Наждачный круг.

25. Дрель (аккумуляторная).

26. Бормашина.

27. Муфельная печь.

28. Пылесос (для уборки стружек).

29. Ножовки (набор).

30. Наборы рубанков, отверток, ключей, стамесок.

31. Пассатижи.

32. Круглогубцы.

33. Кусачки.

Оснащение кабинета технологии для мальчиков включает и мультимедийное оснащение, включающее ноутбук, проектор, принтер и колонки.

К стендовому оформлению оснащения кабинета технологии для мальчиков относятся тематические стенды, наглядно показывающие тот или иной процесс, классная доска и стенд с правилами безопасности. Предметные стенды позволяют продемонстрировать учащимся наглядные пособия, которые располагаются в специальных ячейках и коллекции инструментов, которые могут потребоваться во время проведения обучения (например, наборы инструментов). Все необходимые инструменты надежно закрепляются на стенде специальными хомутами.

На специальных полочках вы сможете выставлять лучшие работы учащихся. Для того, чтобы разместить как можно больше работ, рекомендуется использовать шнуровую систему.

К методическому обеспечению учебного процесса относятся:

· учебно-методический комплекс по технологии;

· библиотека (справочники, учебно-методические журналы и т.д.);

· технологические таблицы;

· наглядные экспонаты;

· электронные носители (диски, презентации и т.д.).

Согласно требованиям, предъявляемым к оснащению кабинета технологии для мальчиков все механизмы и станки должны иметь защиту, которая оградит ученика и преподавателя от поражений электрическим током.

Все оборудование должно легко и просто управляться, так что бы с этим мог справиться и школьник. Качественный ручные инструменты помогут учащимся самостоятельно выполнять простейшие операции по обработке материалов (древесина, полимеры, металл и т.д.).

Наглядные пособия, дополнительно установленные в кабинете, позволит быстрее усвоить теоритическую часть. Подобная визуализация позволит учащимся быстро освоить сложную тему.

В общеобразовательной школе создаются комбинированные учебные мастерские:

По обработке металла и древесины для мальчиков, уча­щихся 5-9-х классов;

По обработке тканей и для работ с пищевыми продукта­ми для девочек.

Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудо­ванием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными посо­биями, техническими средствами обучения в соответствии с действую­щими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного обо­рудования, а также дидактическими материалами, технической и техно­логической документацией.

Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения техни­ческой инспекции труда и оформляется соответствующими актами.

В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования и рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских и размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать возможность контроля за действиями каждого учащегося.

Рабочее место учащегося для индивидуального пользования -верстак или специальный стол с откидным приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его пере­наладку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно при­меняемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов.

Рабочее место учителя в мастерской должно располагаться на возвышении-подиуме.

Оно оборудуется:

· столом;

· классной доской с комплект классных инструментов;

· устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся.

Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Каждая учебная мастерская должна оснащаться умывальниками с щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электросушилками для рук либо полотенцами (допускается размеще­ние умывальников в прилегающей к мастерской рекреации).

В специально отведенных местах размещаются емкости для от­ходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект обору­дования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи, около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе по безопасности труда, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 г. № 387 к занятиям (работе) в учебных мас­терских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие соответствующих противопоказаний. Сведения об уча­щихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель полу­чает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, перед­ник, косынка). Пользование спецодеждой должно быть строго инди­видуальным.

К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допуска­ются только после проведения инструктажа по безопасности труда.

Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и

оформляется актом.

Учителя трудового обучения обязаны один раз в пять лет прой­ти курсовую переподготовку по охране труда и аттестации, по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением ква­лификационной группы не ниже 3-й.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раз­дельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пище­выми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площа­ди).

Рабочими местами индивидуального пользования данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкций и укладками с инструмен­тами.

Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального поль­зования одноместными столами со светлой поверхностью из водоот­талкивающего материала с установленными на них швейными маши­нами.

Рабочими местами коллективного пользования являются оверлоки, гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудова­ние. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается стол или съемный щит для раскроя ткани.

Места для влажно-тепловой обработки следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя.

К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода.

Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей до­полнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Оборудование блока «Обработка тканей».

Образцы тканей разной фактуры и цвета:

¨ хлопок;

¨ шерсть;

¨ смесовые ткани.

Инструменты, приборы, приспособления:

¨ ножницы - 10-15 шт.;

¨ зигзагообразные ножницы - 2 шт.;

¨ длинномерные линейки (75-100 см) - 5-10 шт.;

¨ гибкий сантиметр-5-10 шт.;

¨ лекало - 5-10 шт.;

¨ утюги - 3 шт.;

¨ гладильные доски - 2 шт.:

¨ булавки для скалывания ткани -1 коробка;

¨ масштабная бумага - 1 рулон.
Блок «Домашняя экономика» должен иметь:

¨ инструкцию по технике безопасности и охране труда;

¨ 2 электрические плиты;

¨ холодильник;

¨ бак для отходов с педалью и крышкой;

¨ ведро эмалированное;

¨ таз эмалированный - 3 шт.;

¨ сушилка для посуды-2 шт.;

¨ 3-4 чайника;

¨ сито-2 шт.;

¨ скалка - 6 шт.;

¨ скатерть матерчатая с салфетками - 2 шт.;

¨ щетка для мытья раковины - 2 шт.;

¨ набор кастрюль;

¨ набор сковород;

¨ 3 чайных сервиза;

Санитарно-гигиенические требования к кабинетам и мастерским образовательной области "Технология"

1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".

2. Естественное освещение при работе в мастерских и кабинетах должно обеспечивать выполнение работ по III разряду (точные работы), а при обучении технологии швейных работ - по II разряду (работы высокой точности).

В учебно-производственных мастерских может также применяться комбинированное (верхнее и боковое) освещение.

3. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную и юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.

4. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.

5. Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

6. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и СНиП 23-05-95 наименьшая освещенность в мастерских по обработке металла и древесины (мастерские по обработке конструкционных материалов) установлена при люминесцентных лампах 300 лк; при лампах накаливания - 150 лк; в кабинете технической графики - 400 лк; в мастерских по технологии швейных работ - 400 лк, на классной доске - 500 лк. Искусственное освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.

7. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4 площади пола помещения.

8. Рабочие места в мастерских располагают таким образом, чтобы свет по возможности падал слева, верстаки были расположены перпендикулярно окнам.

9. Светильники аварийного освещения присоединяют к электросети, независимой от сети рабочего освещения.

10. Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18 - 21 С, а относительная влажность 60 - 40% при скорости воздуха не более 0,3 м/с.

11. В мастерских и кабинетах должны быть установлены умывальники с горячим водоснабжением и электросушилками. Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.

12. Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.

13. В мастерской для обработки пищевых продуктов должны быть подведена горячая и холодная вода к мойкам.

14. Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.

15. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен воздуха).

16. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции не должен быть меньше 20 куб.м/час на одного человека.

17. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.

18. Материал полов должен легко очищаться и не образовывать дополнительной пыли.

19. Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.

20. Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и эмульсионными (силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными материалами.

21. Для повышения освещенности за счет отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.

22. Для уменьшения воздействия производственного шума в мастерских должны быть использованы звукопоглощающие материалы (древесно-волокнистые плиты, строительный войлок, фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).

23. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

24. Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.

25. Штепсельные розетки, применяемые для напряжения разной величины, должны отличаться друг от друга.

26. Для обеспечения безопасной работы в мастерских должны быть обязательно заземлены каркасы распределительных щитов, шкафов, стальные трубы, в которых помещены электропровода. Кабинеты и мастерские должны быть оснащены устройством защитного отключения.

27. Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать "Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ".

28. На рабочие столы обучающихся (в кабинете художественного труда, мастерских по обработке ткани, мастерских по обработке древесины или комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.

29. На рабочие места учащихся электроэнергия должна подаваться с распределительного щита. Включение и выключение всей электросети кабинета (мастерской) должно осуществляться одним общим рубильником или с помощью устройства защитного отключения.

30. Элементы отопительной системы должны закрываться деревянными решетками.

31. Рабочие места учащихся в кабинете художественного труда, предназначенные для работ по выжиганию, должны быть оснащены вытяжным устройством.

32. Мастерские по обработке ткани, дерева, металла и комбинированные, должны быть звукоизолированы путем отделки стен и потолка звукопоглощающей плиткой.

33. В мастерских по обработке ткани должно быть предусмотрено заземление швейных машин.

34. В мастерских по обработке пищевых продуктов должна быть установлена вентиляция. Решетка вентиляции должна находиться на расстоянии не менее 2,5 м от пола.

35. Организация безопасной эксплуатации электроустановок должна проводиться в соответствии с ГОСТ 12.1.030-80 "Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление" и "Правила технической эксплуатации электроустановок" (ПТЭ).

36. В мастерских по обработке пищевых продуктов должно быть обеспечено защитное заземление электроплит. Применение газовых плит не допускается.

37. Стены в мастерских для обработки пищевых продуктов вблизи плит, моек и рабочих столов в кухне-лаборатории должны быть покрыты облицовочной плиткой на высоту 1,5 м от пола.

38. Пайка должна осуществляться с применением бескислотных флюсов.