Образовательный портал - Kurokt

Движение в защиту бродского и международная известность. Язык есть Бог. Заметки об Иосифе Бродском Что писал о свободе бродский

Песенка о свободе

Летом 1990 года советское телевидение запланировало программу под названием «Браво-90». Шел пятый год перестройки, и отношение властей к писателям, эмигрировавшим или же высланным из СССР, изменилось в корне. «Браво-90» было свидетельством этого нового отношения. Приглашение получили Александр Солженицын, Владимир Войнович, Владимир Максимов - и Бродский. Солженицын отказался, как и Бродский, который все не мог решить, посетить или не посетить родину. Однако он ничего не имел против того, чтобы так или иначе поучаствовать в программе. Первые сборники его стихов к этому времени уже вышли в Советском Союзе, но настоящая «реабилитация» еще не имела места, и в телевизионной программе он не участвовал. Мы с Иосифом условились, что я сниму его на видео и поеду в Москву с этой записью. В фильме он рассказывает советской публике, почему так часто бывает в Швеции, и читает несколько стихотворений.

Мою жену также пригласили - петь песни на стихи Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. Когда она рассказала об этом Иосифу, он вдруг сказал: «Погодите, у меня есть что-то для вас» - и пошел за портфелем, который был у него в машине. Со словами: «Вот это вы можете положить на музыку» - он дал ей авторскую машинопись стихотворения «Песенка о свободе», написанного в 1965 году и посвященного Булату Окуджаве.

Стихотворение имеет форму баллады и вполне подходило для такой жанровой метаморфозы. Тем не менее жест был в высшей степени неожиданным, учитывая отрицательное отношение Иосифа к жанру как таковому - стихам, положенным на музыку. Хотя инициатива была его собственная, Елена не без трепета исполняла Иосифу свою композицию несколько недель спустя. «По-моему, годится», - последовал его комментарий. В январе 1991 года песня впервые прозвучала по советскому телевидению, тогда же был показан и мой фильм об Иосифе .

«Песенка о свободе» нигде не была напечатана, но мы с женой думали, что она вошла в так называемое марамзинское собрание . На самом деле машинопись, которую Иосиф вынул из портфеля у нас дома, была единственным экземпляром, подлинником, неизвестным даже его ленинградским друзьям. Таким образом, в телепередаче «Браво-90» впервые была обнародована не только музыкальная версия, но и стихотворение как таковое. Парадоксальным образом стихотворение Бродского стало распространяться в жанре, который он недолюбливал, - в качестве песни. После смерти Бродского и Окуджавы оно было нами напечатано в «Звезде» (1997, № 7) как дань обоим поэтам.

Сегодня исполнилось бы 76 лет Иосифу Александровичу Бродскому - выдающемуся русскому поэту, лауреату Нобелевской премии по литературе.

«В настоящей трагедии гибнет не герой - гибнет хор», - сказал в Нобелевской речи Иосиф Бродский в 1987 году.
В 1991 году СССР погиб.
Бродский умер спустя пять лет после гибели «хора».

В общественном устройстве СССР Бродский был антиобщественным типом. Он был человеком свободомыслия - свободным в несвободной стране. Бродский не желал приспосабливаться и быть винтиком в механизме советского государства. Он не хотел вписываться в обычную советскую среду, он вываливался из советского стандарта, он был чужим среди своих.Когда Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве, Анна Андреевна выступала в защиту Иосифа. Когда Бродского отправили в ссылку, Ахматова сказала: "Какую биографию делают нашему рыжему!»
Стремление к полной независимости было основной чертой характера Бродского. Не всякий жаждет свободы. Бродский свободы жаждал, поскольку она была необходима для творчества.

В августе 1961 года Евгений Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой, которая жила на своей даче (или, как она выражалась, в «будке») в посёлке Комарово.
Бродский всегда с уважением высказывался о минутах, проведённых возле Ахматовой.

Ахматовой приписывают слова о том, что была эпоха Пушкина и, наверное, когда-нибудь будет эпоха Бродского.
Когда Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве, Анна Андреевна выступала в защиту Иосифа. Когда Бродского отправили в ссылку, Ахматова сказала: "Какую биографию делают нашему рыжему!»

13 марта 1964 года Бродский был приговорён к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию — к пяти годам принудительного труда в отдалённой местности.

В сентябре 1965 года новый генсек Брежнев поэта освободил.
За границей Бродского считали гением. У нас КГБ считал поэта бездарем и тунеядцем «Я не знаю, кто я. Я знаю, что я не самый замечательный человек. Я знаю, чего я натворил в этой жизни, кому я причинил зло. Ну конечно же я себя прощаю. Но в конечном счёте я простить себе этого не могу».

4 июня 1972 года лишённый советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту в Вену, уплатив 500 долларов. Поэт навсегда покинул родину, увозя печатную машинку, две бутылки водки для Уистена Одена и сборник стихов Джона Донна.

9 июля 1972 года Бродский переезжает в США и принимает пост «приглашённого поэта» в Мичиганском университете в городке Энн-Арбор с окладом 12 тысяч долларов (что по тем временам было немало). Там он преподаёт с перерывами до 1980 года.
Закончив в СССР неполные 8 классов средней школы, Бродский в США ведёт жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в шести американских и британских университетах.

В Америке Бродский встречался со многими своими соотечественниками. К нему приезжали поэты и писатели из СССР. Были среди них Белла Ахмадулина и Борис Мессерер. 28 мая 2015 года я был в музее Анны Ахматовой на встрече с Борисом Мессерером, который делился своими воспоминаниями об Иосифе Бродском. О себе Бродский говорил так: «Я — еврей, русский поэт и американский гражданин». Бродский тяжело переживал своё изгнание и решил взять реванш - отомстить советской власти за выдворение из страны. Получить Нобелевскую премию - это была его мечта.Нобелевку дали в 1987.
В чём же тайна творчества Бродского? Что помогло Бродскому стать самым молодым поэтов, получившим из рук короля Швеции почётный диплом и золотую медаль лауреата Нобелевской премии по литературе?
Получил бы Иосиф Бродский Нобелевскую премию, если бы остался в СССР?

В своей Нобелевской речи Бродский сказал:
«Существует, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, - посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке, и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удаётся оказаться там, где до него никто не бывал, - и дальше, может быть, чем он сам бы желал.

Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадает в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом.

Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит прежде всего в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь».Бродский признавал: «Две вещи оправдывают существование человека на земле: любовь и творчество».
В 1990 году Иосиф Бродский женился на Марии Соццани - итальянской аристократке русской по материнской линии, 1969 года рождения.
С Марией Соццане Бродский познакомился в Париже в декабре 1989 года на его лекции. А через год они плыли вместе на гондоле по Гранд-каналу Венеции и поэт был счастлив. В 1993 году у них родилась дочь Анна. «Век скоро кончится, но раньше кончусь я», - пророчествовал пятидесятилетний Бродский. В своё пятидесятилетие Бродский, по признанию друзей, был в полной депрессии, с «каменным лицом» ходил.
Смерть, по Бродскому, - это абсолютное уничтожение, безысходный ужас.
«Мы все приговорены к одному и тому же - к смерти. Умру я, пишущий эти строки, умрёте вы, их читающий. Никто не должен мешать друг другу делать его дело. Условия существования слишком тяжелы, чтобы их ещё усложнять», - писал Бродский.
Бродский называл своё творчество как "упражненья в умирании". 28 января 1996 года в своём доме в Нью-Йорке Иосиф Александрович Бродский скончался.
Главной причиной смерти Бродского его лечащий врач называл привычку поэта много курить. Иосиф почти не выпускал сигарету из рук. Очень трудно найти фотографию Бродского, где бы он был без сигареты.От отца Иосиф унаследовал болезнь сердца. Приступы стенокардии преследовали поэта всю жизнь, а вместе с ними и мысли о смерти.
Бродский перенёс 4 инфаркта, но курить не бросал. Курил он по 3-4 пачки в день, да ещё отрывал фильтр для крепости. Врачи запретили поэту курить, ведь табакокурение это медленное самоубийство.
Не пил Бродский разве что сухую воду. Каждый день 4 чашки крепкого кофе плюс 20-30 сигарет без фильтра. Естественно, это сказалось на сердце.
Была ли смерть Бродского естественной или нет, теперь приходится только гадать. Вскрытия не было.
Почему? Эпитафия на захоронении Бродского гласит: «Со смертью не всё кончается» (из элегии Проперция Letum non omnia finit).

Движение в защиту Бродского и международная известность

Решительное поведение трех свидетелей защиты на суде, взволнованный интерес городской интеллигенции к процессу и солидарность с подсудимым явились неожиданностью для устроителей судилища. После первого заседания 18 февраля, «когда все вышли из зала суда, то в коридорах и на лестницах увидели огромное количество людей, особенно молодежи». Судья Савельева удивилась: «Сколько народу! Я не думала, что соберется столько народу!» Партийные функционеры, которые планировали показательный суд, и их гэбистские консультанты, привыкшие со сталинских времен к тому, что запуганные люди покорно или, по крайней мере, молчаливо воспринимают устрашительные акции режима, не учли, что за десять послесталинских лет подросло поколение, не травмированное опытом массового террора, что молодежь будет действовать солидарно с теми из старшего поколения интеллигенции, кому, несмотря на этот опыт, удалось сохранить личное достоинство, что вместе они будут бороться за свободу мысли и самовыражения. Не заботясь о соблюдении юридических приличий, сознательно планируя свое показательно-карательное мероприятие как символическое, устроители процесса не учли и того, что тогда и отклик на него будет как на символический акт произвола. На удивленное восклицание судьи относительно большого скопления публики из толпы ответили: «Не каждый день судят поэта!»

По мере того как расходились круги по воде общественного мнения, двадцатитрехлетний Иосиф Бродский, автор таких-то и таких-то стихотворений, превращался в архетипического Поэта, которого судит «чернь тупая». Первоначально защиту Бродского организовали люди, лично его знавшие, любившие его, переживающие за его судьбу: Ахматова и более близкие Бродскому по возрасту друзья М. В. Ардов, Б. Б. Бахтин, Я. А. Гордин, И. М. Ефимов, Б. И. Иванов, А. Г. Найман, Е. Б. Рейн и другие, а также те старшие знакомые среди ленинградских писателей и филологов, которые ценили его дарование, в первую очередь выступавшие на суде Грудинина и Эткинд. Вслед за ними в дело защиты уже не столько Бродского как такового, но Поэта и принципов справедливости стало вовлекаться все возрастающее число людей в Москве и Ленинграде. В противовес официальной началась подлинно общественная кампания. Центральными фигурами в ней были две женщины героического характера – преданный друг Ахматовой писательница Лидия Корнеевна Чуковская (1907–1996) и близкая подруга Чуковской журналистка Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965). Это они неутомимо писали письма в защиту Бродского во все партийные и судебные инстанции и привлекали к делу защиты Бродского людей, пользующихся влиянием в советской системе – композитора Д. Д. Шостаковича и писателей С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, К. Г. Паустовского, А. Т. Твардовского, Ю. П. Германа, даже осторожного К. А. Федина и весьма официозного, но готового помочь из уважения к Ахматовой А. А. Суркова. Даже в ЦК партии они нашли скрытого, но ценного союзника – заведующего сектором литературы И. С. Черноуцана (1918–1990).

Запись суда над Бродским, сделанная Вигдоровой, несмотря на угрозы судьи, стала документом огромного значения не только в судьбе Бродского, но и в новейшей политической истории России. За несколько месяцев она распространилась в самиздате, оказалась за рубежом и стала цитироваться в западной прессе. Если до этого имя Бродского на Западе было почти никому неизвестно, то к концу 1964 года, в особенности после того, как во Франции «Figaro Litteraire», а в Англии «Encounter», напечатали полные переводы вигдоровской записи. Романтическая история поэта, над которым чинят расправу злобные, тупые бюрократы, уже вовсе очищенная от подробностей скудного советского быта и местного политиканства, потрясла воображение западной интеллигенции. Для тех, кто знал цену тоталитаризму, суд над Бродским стал еще одним после травли Пастернака подтверждением, что свобода слова в советской России при Хрущеве так же невозможна, как при Сталине, а для многих людей левых убеждений – окончательным крахом доверия к советской разновидности социализма. Французский поэт Шарль Добжински (р. 1929) в октябре 1964 года напечатал в коммунистическом журнале «Action poetique» целую поэму «Открытое письмо советскому судье». Эта гневная филиппика («В то время, как спутники летят к планетам , / В Ленинграде выносят приговор поэту!» и т. п.) заканчивалась так:

И во имя поэзии, и во имя правосудия,

Без которых социализм остается мертвой буквой,

Я даю вам отвод, товарищ судья!

Крупнейший американский поэт Джон Берримен (1914–1978) в стихотворении «Переводчик» писал:

Многие поэты трудились столь тяжко за

столь малую плату,

но их не судили за это [...],

как этого молодого человека,

который только и хотел, что ходить

вдоль каналов,

говоря о поэзии и делая ее.

В Англии радиоинсценировку процесса Бродского транслировали в программе Би-би-си.

Иногда говорят, что всемирной славой Бродский обязан не своим стихам, а своему процессу. Это верно в том смысле, что мгновенная известность в век mass media открыла ему доступ к всемирной аудитории. Однако в сходном положении бывали и другие русские литераторы как до, так и после Бродского, но, за исключением Солженицына, только творчество Бродского оказалось соразмерным открывшейся возможности. Значение происходившего в 1964 году для дальнейшей судьбы ее молодого друга раньше всех поняла Ахматова: «Какую биографию, однако, делают нашему рыжему!» Шутка Ахматовой основана на расхожей цитате из «Записок поэта» Ильи Сельвинского: «В далеком углу сосредоточенно кого-то били. / Я побледнел: оказывается, так надо – / Поэту Есенину делают биографию».

Юноша с головой в облаках из стихотворения Берримена возникал и в других литературных произведениях. Бродский был прозрачным прототипом Глеба Голованова, невинно обвиненного в тунеядстве чудака-поэта, одного из главных героев романа Георгия Березко «Необыкновенные москвичи». Цензоры, судя по всему, не ожидали подвоха от солидного советского прозаика, и роман появился в журнале «Москва» в 1967 году (№ 6 и 7) и в том же году вышел отдельной книгой. В 1981 году в Лондоне вышел роман Феликса Розинера «Некто Финкельмайер», где история главного героя так же прозрачно отражала фабулу дела Бродского. Как и в процитированных выше записках И. М. Меттера («...лицо его выражало порой растерянность оттого, что его никак не могут понять, а он в свою очередь тоже не в силах уразуметь эту странную женщину, ее безмотивную злобность; он не в силах объяснить ей даже самые простые, по его мнению, понятия»), в этих литературных, а также журналистских и устных текстах тиражировался образ поэта не от мира сего.

Герой коллективно сложенного мифа был весьма далек от реального Иосифа Бродского, который к двадцати трем годам уже многое повидал, пережил и продумал. Дело было не в том, что Бродский «не понимал», что с ним происходит, а в том, что он глубоко понимал жестокую абсурдность происходящего, с точки зрения здравого смысла, и в то же время неизбежность своего конфликта с государством, несмотря на то, что он, как и настаивали его защитники, никаких антигосударственных стихов не писал. Государственный строй его страны основывался на идеологии и, таким образом, был ближе к тоталитарной утопии Платона, чем к прагматическому Левиафану Гоббса. Есть широкоизвестный пассаж в Десятой книге «Государства» Платона о том, что поэты как смущающие общественный порядок безумцы должны изгоняться из идеального государства: «[Поэт] пробуждает, питает и укрепляет худшую сторону души и губит ее разумное начало; <...> он внедряет в душу каждого человека в отдельности плохой государственный строй, потакая неразумному началу души...» В 1976 году Бродский напишет «Развивая Платона», стихотворение, где вспоминается, как толпа, «беснуясь вокруг, кричала, / тыча в меня натруженными указательными: „Не наш!“». Среди записей Вигдоровой есть и записи разговоров в зале суда во время перерыва: «Писатели! Вывести бы их всех!.. Интеллигенты! Навязались на нашу шею!.. Я тоже заведу подстрочник и стану стихи переводить!..»

Бродский был глубоко признателен Фриде Вигдоровой за героические усилия по его спасению. Фотография Вигдоровой многие годы висела над его письменным столом, сначала в России, потом в Америке. Через год после процесса Вигдорова умерла от рака. Безвременная смерть замечательной женщины, спасавшей реального Бродского, сделала еще более драматичной легенду об условно-поэтическом Бродском, для которого она как бы пожертвовала жизнью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда автора Вишневский Борис Лазаревич

Известность Писатель-фантаст Кир Булычев был как-то в Польше. Его друг, польский фантаст, решил сводить его в Варшаве в специализированный книжный магазин, где продавали только фантастику.Пока Булычев смотрел книги на полках, его друг шепнул хозяину магазина: «Этот пан –

Из книги Моя история автора Геллер Ури

Глава 3. Известность Утром норвежские газеты были переполнены сообщениями по поводу странных событий, происходивших по всей стране во время телешоу. Феномен передачи энергии на большие расстояния, который начался с радиотрансляции в Техасе и получил продолжение в

Из книги В. А. Жуковский. Его жизнь и литературная деятельность автора Огарков В В

Глава III. Известность поэта и почести Первая баллада. – Ужас и красота таинственного. – «Печора» Бюргера. – Переписка с друзьями. – Приглашение к карьере. – Любовь поэта. – 1812 год. – Неудачное сватовство за Машу. – Празднество у Плещеева. – Отъезд из Муратова. –

Из книги Петр Леонидович Капица: орбиты жизни. 1894-1984 автора Чепарухин Владимир Викторович

Орбита вторая: европейская известность 22 июля 1921 г. П. Л. Капица начал работать у Резерфорда, занимаясь измерениями потери энергии а-частицей в конце ее пробега. Очень скоро Капица стал в Кембридже своего рода легендой благодаря получению рекордных магнитных полей,

Из книги Пуанкаре автора Тяпкин Алексей Алексеевич

«…Известность, от которой охотно отказался бы» Нет, не правы были те, кто на заре научной деятельности Пуанкаре видел в нем только математика, или механика, или физика. Начиная с последнего десятилетия XIX века он демонстрирует свою склонность к глубокому анализу общих

Из книги Илья Николаевич Ульянов автора Трофимов Жорес Александрович

Снискавший известность отличного педагога Первый год Ульяновы прожили во флигеле Дворянского института. Но вскоре он оставил это, самое привилегированное учебное заведение Нижнего Новгорода, а вместе со службой потерял и право на жилье.Почему он покинул

Из книги 100 рассказов о стыковке [Часть 2] автора Сыромятников Владимир Сергеевич

4.23 STS-74: Вторая международная миссия Первая стыковка Спейс Шаттла и орбитальной станции «Мир» подвела итог огромной работы, которую проделали за последние три года и завершили в июле 1995 года российские и американские космические специалисты. Первая интернациональная

Из книги Жизнь-поиск автора Данилов Борис Федорович

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬЩИКОВ В ноябре 1963 г. меня попросил зайти к себе директор Дома научно-технической пропаганды Леонид Петрович Кузьмин. Когда я пришел, у него уже сидел Вениамин Матвеевич Ремизов - известный новатор, активный член секции

Из книги Марк Твен автора Мендельсон Морис Осипович

«Грандиозная международная процессия» Лишь в начале 60-х годов на родине Твена появились сборники, содержащие его антиимпериалистические произведения, которые раньше оставались в США только журнальными публикациями.Наконец-то американский читатель получил

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Международная обстановка В 1944-м году уже никто не сомневался в окончательном разгроме Германии. Вопрос победы над фашизмом был почти решен, и в этом была колоссальная заслуга советского народа, о чем весь мир уже знал. Авторитет Советского Союза возрастал во всем мире, с

Из книги Верещагин автора Кудря Аркадий Иванович

Глава девятнадцатая ИЗВЕСТНОСТЬ РАСТЕТ Прошедшее в некоторых периодических изданиях, в частности в газете «Голос», сообщение о выделении Верещагиным сразу после аукциона двадцати тысяч рублей Д. В. Григоровичу на организацию рисовальных школ было не совсем точным. Как

Из книги Любовь Полищук автора Ярошевская Анна

Первая известность Люба знала, что сейчас в ее жизни начинается другой этап. Совершенно новый жизненный этап. И пока этот этап не обещал ей ничего хорошего. Люба хорошо понимала, что семь лет назад, когда она отказалась от Москвы ради желания построить семейное счастье,

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

ИЗВЕСТНОСТЬ, НЕСОИЗМЕРИМАЯ С ПРОЖИТЫМИ ГОДАМИ Двадцатилетний поэт-философ, критик Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805-1827), ставший к тому времени уже хорошо известным в литературных кругах, оставлял свою родную Москву и отправлялся в Петербург.Официальная версия

Из книги Воспоминания провинциального телевизионщика автора Пивер Леонид Григорьевич

Международная муха Люди постарше помнят, что отношения между СССР и Китайской народной республикой долгое время напоминали приливы и отливы: то улучшались, то ухудшались… Важно было следить, чтобы в этих колебаниях политической стихии не оказаться накрытым волной. А

Из книги Незримая паутина автора Прянишников Борис Витальевич

Международная обстановка и РОВС В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер. Его враждебность к коммунизму породила у многих эмигрантов надежды на возможность совместной с немцами борьбы с коммунизмом. Толки о неизбежной войне СССР на два фронта - против Гитлера и

Из книги Воспоминания. Шум времени автора Мандельштам Осип Эмильевич

Международная крестьянская конференция Здание Коминтерна на Воздвиженке; о, это не парадные хоромы! Низкие потолки, крошечные комнатки, дощатые перегородки… Хлопают дверца и черная лестница и еще дверца, и еще черная лестница. Клетушки, переходы, домашняя теснота…

Он там довольно резко отзывается о собратьях по перу, так сказать. О Евтушенко, Вознесенском... Но я очень со многим согласна. И ещё вот интересно:

"Есть еще три поэта — разного качества, но, по-моему, хорошие. И если бы им дать возможность работать нормально — это было бы замечательно, это было бы интересно, но я боюсь, что уже тоже, как говорят в народе, too late . Эти трое — я у них многому научился. Они старше меня были года на три. Я с ними со всеми познакомился в 60-м году — на свое горе, на свою радость. В общем, подружились, потом все это распалось — и довольно скверным образом распалось в каждом отдельном случае. Распалось начисто совершенно. Анна Андреевна называла нас «волшебный хор». Но вот она умерла — и купол рухнул. И волшебный хор перестал существовать, разбился на отдельные голоса. Это Евгений Рейн, Анатолий Найман и Дмитрий Бобышев. Нас было четверо. Но теперь они… Рейн зарабатывает на жизнь статьями в каких-то журналах, сочинением научно-популярных сценариев, в общем, превращается понемножечку в монстра. Это человек уже в некотором роде сломленный. Своими личными обстоятельствами, персональными. В общем, уже не знающий, на каком свете он живет — на том, где он думает о себе как о поэте, на том ли, где он пишет все эти поделки, поденщину. Найман — он переводчик. Он вообще не был очень самостоятельной фигурой, и все-таки в нем что-то было, какая-то острота, какая-то тонкость была. Но переводы и все эти самые дела — они его малость погубили. Потому что он уже не помнит, где свое, где чужое. Слова для него просто — как, впрочем, для всех переводчиков рано или поздно — кирпичики. А не самостоятельная ценность. Это, впрочем, и для меня тоже. И Бобышев, о котором я знаю несколько меньше. Это довольно талантливый человек, с очень высоким чувством языка и понятием того, что он делает в языке. Это было его такое основное преимущество, и он это преимущество стал бесконечно эксплуатировать. Он не искал новых средств. И не то чтобы «не искал новых средств» — если бы была какая-то аудитория, была бы какая-то конкуренция, понимаете? Это смешно говорить про поэзию, но там это тоже есть. То… может быть, что-нибудь бы и вышло. А так, я думаю, они, в общем, все более или менее сходят с рельсов. Или переходят на другие, или я уже не знаю ."

Потом очень приятно было читать, что он считает себя русским поэтом и даже советским... " И, в общем, в ряде случаев многое очень в творчестве людей, которые живут в Советском Союзе, в России, инспирировано не divine invasion — не божественным вторжением — но идеей сопротивления, понимаете? Это надо всегда помнить. И в некотором роде можно даже быть благодарным за это." Кстати, я эту мысль и у Елены Шварц читала. Она говорила, что после развала Союза и разрушения системы поэтам стало неинтересно писать, потому что исчезли запреты.

Ещё про Чехословакию: " Они повели себя как школьники. Это в некотором роде мальчишество. Дело в том, что те принципы, которые они защищали… им почему-то, видите ли, показалось, что они нашли новые способы защищать эти принципы. А эти принципы — чтобы они не стали пустыми словами и не повисли в воздухе — если уж их защищать, если речь идет о том, что мы защищаем эти принципы, за них, к сожалению, надо проливать кровь. В противном случае тебя ждет просто та или иная форма рабства. Если ты уже заговорил о том, что ты хочешь свободы, ты этой свободы достоин и так далее, и так далее, — если ты уже выходишь на тот уровень, что у тебя отнята свобода, что ты не желаешь быть рабом, — то здесь надо, в общем… Новых способов бороться с рабовладельцами, кроме как оружием, не существует. Они совершенно напрасно считают, что они придумали новый способ. "

И вот это ещё - про заграницу, так сказать : "Я, к сожалению, нахожусь в довольно затруднительном положении, потому что я понимаю, что у вас не может быть ответа на этот вопрос. Потому что, когда смотришь вокруг, то уже непонятно, во имя чего живешь. Вот особенно здесь. Непонятно. Складывается впечатление, что во имя shopping "а, понимаете? Что жизнь происходит во имя shopping "а. Единственное, что остается, — постараться быть по возможности наименее involved вот во все это. В shopping и… Вы знаете, если бы я здесь вырос — я не знаю, во что бы я превратился. Просто не знаю. Я не понимаю… Это очень странное ощущение. Я не понимаю вообще, зачем все это. Нечто хорошее (но это наша, тоталитарная русская мысль) — что-то хорошее может быть только как награда, а не как априорное нечто, понимаете?"

Там много ещё чего интересного - про искусство вообще, о музыке немножко, о литературе вообще. Советую почитать.

Иосиф Бродский – русский и американский поэт, эссеист, драматург и переводчик. Считается одним из крупнейших поэтов 20-го века.

Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику – на английском. В 1987 г. Бродского удостоили Нобелевской премии по литературе.

В данной статье мы расскажем особенности великого поэта, жизнь которого была насыщена всевозможными приключениями.

Итак, перед вами краткая биография Иосифа Бродского ().

Биография Бродского

Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 г. в . Его отец, Александр Иванович, был военным фотокорреспондентом.

В послевоенное время он работал репортером и фотографом в разных издательствах. Мать, Мария Моисеевна, была бухгалтером.

Детство и юность

В ранние годы своей биографии Иосиф Бродский испытал все ужасы блокады Ленинграда, во время которой погибли сотни тысяч людей. Их семья, как и многие другие, страдала от голода, холода и прочих кошмаров войны.

В послевоенные годы семейство Бродских по-прежнему испытывало материальные трудности, в связи с чем Иосиф бросил в школу и начал работать на заводе фрезеровщиком.

Иосиф Бродский в юности

В скором времени ему захотелось стать врачом. Для этого он даже устроился работать в морге, однако вскоре карьера медика перестала его интересовать.

Затем Бродскому пришлось сменить множество профессий.

В этот период биографии он беспрерывно занимался , читая в огромных количествах. В частности, ему очень нравилась поэзия и философия.

В его жизни даже был эпизод, когда он вместе с единомышленниками хотел угнать самолет, чтобы покинуть пределы . Однако идея так и осталась нереализованной.

Творческая биография Бродского

По словам самого Иосифа Бродского, первые в своей биографии стихи он написал в возрасте 16 лет.

Когда Иосифу исполнился 21 год, ему посчастливилось познакомиться с Анной Ахматовой (см. ), которая на тот момент испытывала серьезные притеснения со стороны властей и многих коллег по цеху.

В 1958 г. Бродский пишет стихотворения «Пилигримы» и «Одиночество», вследствие чего он также оказывается под давлением со стороны властей. Многие издательства отказывались печатать его произведения.

Зимой 1960 г. Иосиф Бродский принял участие в «Турнире поэтов». Он прочитал свое знаменитое стихотворение «Еврейское кладбище», которое сразу же вызвало бурную реакцию в обществе. Он услышал в свой адрес множество несправедливой критики и саркастических обвинений.

С каждым днем обстановка все больше накалялась. В итоге, в 1964 г. в газете «Вечерний Ленинград» были напечатаны письма «недовольных граждан», осуждавших творчество поэта.

Через месяц Иосифа Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве.

Арест

На следующий день после того, как его арестовали, у Иосифа Александровича произошел сердечный приступ. Он очень болезненно переживал все то, что происходило вокруг.

В этот период биографии им были написаны стихи «Что сказать мне о жизни?» и «Здравствуй, мое старение», в которых он делился своими эмоциями с читателями.

Снова на свободе

Оказавшись на свободе, Бродский по-прежнему слышал бесконечную критику в свой адрес. В это же время он расстался с любимой девушкой Мариной Басмановой, после чего его психическое состояние заметно ухудшилось.

Все это привело Бродского к попытке самоубийства, которая к счастью окончилась неудачей.

В 1970 г. из-под его пера вышло очередное стихотворение «Не выходи из комнаты». В нем говорилось о том, какое место играет человек в политической системе СССР.

Тем временем гонения продолжались, и в 1972 г. Бродскому пришлось сделать выбор: лечь в психиатрическую больницу или покинуть Советский Союз.

По словам поэта, ему уже доводилось когда-то лежать на лечении в психбольнице, пребывание в которой оказалось намного худшим, чем в тюрьме.

В итоге Иосиф Бродский решил эмигрировать в , где в 1977 г. ему предоставили гражданство.

Во время пребывания за рубежом он преподавал русскую литературу в американских университетах, а также занимался переводческой деятельностью. Так, например, Бродский переводил на английский язык стихи .

В 1987 г. в биографии Бродского произошло знаковое событие. Он был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Когда к власти в СССР пришел , произведения Бродского начали печатать в разных журналах, а книги с его творчеством стали появляться на прилавках советских магазинов.

Позже его пригласили посетить Советский Союз, однако поэт не спешил ехать на родину.

Во многом ему не хотелось находиться в центре внимания и общаться с прессой. Свои душевные переживания, связанные с возвращением на родину, отразились в стихах «Письмо в оазис» и «Итака».

Личная жизнь

В 1962 г. Иосиф Бродский познакомился с Мариной Басмановой, в которую сразу же влюбился. В результате они начали сожительствовать, а в 1968 г. у них родился мальчик Андрей.

Казалось, что ребенок только укрепит их отношения, однако все вышло совсем наоборот. В том же году пара рассталась.

В 1990 г. Бродский встретил Марию Соццанни. Она была интеллигентной девушкой с русскими корнями по материнской линии. Поэт начал ухаживать за ней и вскоре они поженились. В этом браке у них родилась девочка Анна.


Бродский с женой Марией Соццанни и сыном

Интересен факт, что всю свою жизнь Иосиф Бродский был заядлым курильщиком, вследствие чего имел серьезные проблемы со здоровьем.

Ему пришлось перенести 4 операции на сердце, однако покончить с вредной привычкой он так и не смог. Когда врачи в очередной раз побуждали его бросить курить, он произнес следующую фразу: «Жизнь замечательна именно потому, что гарантий нет, никаких и никогда».

На многих фотографиях Иосифа Бродского можно увидеть с разными , которых он просто обожал. По его мнению, у этих животных не было ни одного некрасивого движения.

Стоит также заметить, что Иосиф Бродский дружил с , который также являлся опальным советским писателем и жил в эмиграции.


Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий

Еще более интересно то, что великий русский с уважением, и даже нежностью относился к Бродскому. Тут уместно привести цитату Михаила Шемякина, ближайшего друга Высоцкого (см. ):

«В Нью-Йорке Володя (Высоцкий) познакомился с Бродским, который подарил ему сборник своих стихов с посвящением: «Большому русскому поэту Владимиру Высоцкому». Следует заметить, что Володя сильно комплексовал из-за того, что признанные советские стихотворцы относились к его стихам снисходительно, заявляя, что рифмовать «торчу» и «кричу» – дурной вкус. Подаренную Бродским книжку Володя неделю из рук не выпускал: «Миш, ну посмотри же еще раз, Иосиф назвал меня большим поэтом!».

Незадолго до смерти Бродский вместе с партнерами открыл ресторан «Русский самовар». В скором времени заведение стало одним из культурных центров русской эмиграции в .

Смерть

Проблемы с сердцем были у Бродского еще до отъезда из СССР. В возрасте 38 лет он перенес в США первую операцию на сердце.

Тогда же американская больница направила в Советский Союз официальное письмо с просьбой разрешить родителям поэта приехать ухаживать за сыном. Сами родители больше 10 раз пытались получить разрешение на выезд в Америку, однако это не давало никаких результатов.

В период биографии 1964-1994 гг. Иосиф Бродский перенес 4 инфаркта. Накануне смерти он как обычно работал в своем кабинете, который находился на втором этаже дома.

Когда утром супруга решила зайти к нему, она нашла его уже мертвым, лежащим на полу.

Иосиф Александрович Бродский умер 28 января 1996 года в возрасте 55 лет. Причиной смерти стал пятый по счету инфаркт. С родителями ему так и не удалось увидеться.

Интересен факт, что за пару недель до кончины, Бродский приобрел для себя место на кладбище, неподалеку от Бродвея. Там его и похоронили.

Однако через полгода тело Бродского было перезахоронено в на кладбище Сан-Микеле. Венецию, не считая Санкт-Петербурга, Иосиф при жизни любил больше всего.

Если вам понравилась краткая биография Бродского – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.