Образовательный портал - Kurokt

Чем отличается бакалавриат от академический бакалавриат. Чем отличается прикладной бакалавриат от академического? Что лучше - прикладной или академический бакалавриат? Кому подходит данный выбор

Современные технологии развиваются очень быстро, а значит и требования, предъявляемые работодателями к своим сотрудникам, повышаются с каждым днем. Многие специальности, востребованные на современных производствах, требуют значительно более высокого уровня квалификации, чем раньше. Современный специалист должен уметь управлять высокотехнологичным оборудованием, разбираться в чертежах, уметь читать инструкции на иностранных языках и работать с информационными системами. Фактически, это должен быть высококвалифицированный специалист со знаниями инженера и навыками рабочего.

Образовательные программы техникумов и колледжей, направленные преимущественно на освоение практических методов и приёмов работы, не могут обеспечить подготовку специалистов такого уровня. В то же время выпускники вузов, получив за годы учёбы хорошую академическую базу, зачастую не имеют опыта работы в реальных производственных условиях. Поэтому возникла необходимость создания на базе средних профессиональных и высших учебных заведений нового качественного уровня высшего образования - прикладного бакалавриата.

Что такое прикладной бакалавриат?

Понятие «прикладной бакалавриат» стало активно использоваться всего несколько лет назад - в 2009 году. В основе данного уровня образования - образовательные программы СПО (среднего профессионального образования), ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки. При этом объём практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведённого на обучение. Другими словами, задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.

Поскольку фактически программы прикладного бакалавриата направлены на углубленную подготовку рабочих и специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, работодатели очень заинтересованы в том, чтобы эксперимент оказался успешным. Во многих регионах они уже сейчас принимают активное участие в разработке учебных программ и планов. При этом производственная практика проводится в организациях-работодателях в рамках освоения студентами основных видов профессиональной деятельности.

Обучение по программам прикладного бакалавриата осуществляют колледжи, техникумы и высшие учебные заведения (институты и университеты). Поступить туда можно как после 11 класса школы (в этом случае учёба в прикладном бакалавриате продлится 4 года), так и после получения профильного среднего профессионального образования (в этом случае обучение будет проходить по сокращённой программе по индивидуальному учебному плану). При этом прикладной бакалавриат не исключает возможности продолжить дальнейшую учёбу - при желании его выпускники смогут поступить в магистратуру.

Об эксперименте по созданию прикладного бакалавриата

9 августа 2009 года вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». Участники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, организованного Минобрнауки России в 2010 году с целью тестирования образовательных программ, взаимодействия учебных заведений и работодателей, а также повышения качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Для участия в конкурсе необходимо было представить одну программу прикладного бакалавриата, разработанную на основе федерального государственного образовательного стандарта. Помимо этого, нужно было обосновать необходимость подготовки кадров по данной программе потребностями предприятий региона и подкрепить обоснование договором о сотрудничестве между образовательным учреждением и работодателем.

Всего на конкурс было подано 125 заявок - 51 от высших учебных заведений и 74 - от учреждений среднего профобразования. После тщательного изучения заявок к участию в конкурсе были допущены 102 образовательных учреждения (37 вузов и 65 ссузов) из 47 субъектов Российской Федерации.

Больше всего заявок на создание программ прикладного бакалавриата было подано по следующим направлениям: «Металлургия, машиностроение и материалообработка» (17 заявок), «Информатика и вычислительная техника» (17 заявок), «Экономика и управление» (16 заявок), «Образование и педагогика» (14 заявок), «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» (9 заявок). В результате, право на участие в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата получили 49 образовательных учреждений, расположенных по всей стране.

Пока еще рано говорить о каких-либо результатах эксперимента. На данный момент ведется работа по уточнению учебных программ и планов, отрабатываются механизмы взаимодействия с работодателями и готовятся нормативные акты, необходимые для придания уровню прикладного бакалавриата официального статуса. Окончательно итоги эксперимента по внедрению уровня прикладного бакалавриата будут подведены в 2014 году.

Список федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования - победителей конкурсного отбора для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата:

1. ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники» (Компьютерные системы и комплексы).
2. ГОУ ВПО «Вятский государственный университет» (Экономика).
3. ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)).
4. ФГОУ СПО «Ивановский промышленно-экономический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
5. ФГОУ СПО «Казанский авиационно-технический колледж им. П.В. Дементьева» (Производство летательных аппаратов).
6. ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (Химическая технология).
7. ФГОУ СПО «Калининградский государственный колледж градостроительства» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
8. ФГОУ СПО «Красногорский государственный колледж» (Оптические и оптико-электронные приборы и системы).
9. ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
10. ГОУ СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» (Металлургия цветных металлов).
11. Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации (Банковское дело).
12. ГОУ ВПО «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)» (Информационные системы и технологии).
13. ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Металлургия).
14. ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» (Технология машиностроения).
15. ФГОУ СПО «Новороссийский колледж строительства и экономики» (Электрические станции, сети и системы).
16. ФГОУ СПО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева» (Аналитический контроль качества химических соединений).
17. ФГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж» (Профессиональное обучение (по отраслям)).
18. ФГОУ СПО «Псковский сельскохозяйственный техникум» (Электроснабжение (по отраслям)).
19. ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики» (Многоканальные телекоммуникационные системы).
20. ФГОУ СПО «Рязанский государственный технологический колледж» (Информационные системы (по отраслям)).
21. ГОУ СПО «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологий» (Физическая культура).
22. ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (Психолого-педагогическое образование).
23. ФГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» (Технология машиностроения).
24. ФГОУ СПО «Тверской колледж им. А.М. Коняева» (Технология машиностроения).
25. ФГОУ СПО «Тульский государственный технический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
26. ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (Информационные системы и технологии).
27. ФГОУ СПО «Хабаровский судостроительный колледж» (Технология машиностроения).
28. ФГОУ СПО «Чебоксарский электромеханический колледж» (Технология машиностроения).
29. ФГОУ СПО «Челябинский монтажный колледж» (Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)).
30. ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт» (Программирование в компьютерных системах).
31. ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации» (Сварочное производство).
32. ФГОУ СПО «Архангельский лесотехнический колледж императора Петра I» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования).
33. ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет» (Электроника и наноэлектроника).
34. ФГОУ СПО «Дмитровский государственный политехнический колледж» (Экономика и бухгалтерский учет).
35. ФГОУ СПО «Канский технологический техникум» (Информационные системы).
36. ФГОУ СПО «Курский государственный политехнический колледж» (Банковское дело).
37. ФГОУ СПО «Краснодарский гуманитарно-технологический колледж» (Профессиональное обучение).
38. ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет» (Компьютерные системы и комплексы).
39. ГОУ СПО «Московский государственный колледж информационных технологий» (Программирование в компьютерных системах).
40. ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (Педагогическое образование).
41. ФГОУ СПО «Нижнекамский нефтехимический колледж» (Переработка нефти и газа).
42. ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Приборостроение).
43. ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» (Психология).
44. ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» (Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники).
45. ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (Электрические машины и аппараты).
46. ФГОУ СПО «Саратовский финансово-технологический техникум» (Экономика и бухгалтерский учет).
47. ГОУ СПО «Уваровский химический колледж» (Информационные системы).
48. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Сварочное производство).
49. ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (банковское дело).

В июне 1999 года в городе Болонья была подписана декларация о сближении существующих систем высшего образования, целью которой стало объединение европейского образовательного пространства. Постепенно к Болонской системе стали присоединяться и страны бывшего Советского Союза:

Вконтакте

Одноклассники

  • 2003 — Россия;
  • 2005 — Украина;
  • 2010 — Казахстан;
  • 2015 — Республика Беларусь.

Присоединение к Болонской системе предполагает реформу высшего образования и приведение её к европейским стандартам - двухступенчатой системе получения образования. Первая ступень - четырёхлетнее обучение в бакалавриате , вторая ступень - двухлетнее обучение в магистратуре.

В Российской Федерации к такой системе обучения перешли через год после присоединения к Болонскому процессу - с 2004 года.

После окончания общеобразовательной средней школы абитуриент имеет право выбрать данное направление. Такое же право есть и у выпускников колледжей, техникумов и профессионально-технических училищ. Единственное отличие будет во времени продолжительности учёбы: 4 года после школы и 3 года у остальных.

Российские выпускники могут поступать в бакалавриат не только отечественных вузов, но и других стран-участниц Болонского процесса. Сроки обучения колеблются там от четырёх до семи лет, в зависимости от получаемой квалификации. Но не все так просто, так как во многих европейских странах необходимо подтверждение аттестата о среднем образовании и предъявлении сертификата о знании языка для обучения на бюджете.

Это ступень высшего образования, после окончания которого выдаётся степень бакалавра и диплом о высшем образовании. В дальнейшем предоставляется возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре или же пойти работать по выбранной специальности. Этот выбор зависит от типа законченного образования - прикладного или академического.

В чём отличие прикладного и академического направления?

С 2014 года в Министерстве образования Российской Федерации изменили госстандарты, в соответствии с которыми бакалавр теперь может получить квалификацию прикладного или академического бакалавра. И студенты столкнулись с определёнными сложностями при выборе бакалавриата, так как для многих остаётся непонятным, чем прикладной отличается от академического.

По окончании обучения и «академистам» и «прикладникам» выдаются абсолютно одинаковые дипломы о законченном высшем образовании. Но в дополнении к диплому бакалавра «прикладник» получает ещё и диплом о среднем профессиональном образовании. Основное отличие заключается в программе, по которой занимаются будущие бакалавры.

Академический бакалавриат - это, по сути, классическое высшее образование, каким оно было до присоединения к Болонской системе. Упор делается на получение теоретических знаний в определённых областях, предусмотренных программой. Выпускников больше нацеливают на научно-исследовательскую деятельность. Академический бакалавр имеет право на дальнейшее обучение в магистратуре при условии сдачи определённого минимума сразу после окончания обучения.

Программа прикладного бакалавриата предполагает уделение большего количества часов на практические умения и навыки. При этом параллельно идёт усвоение теоретических знаний. В этом и есть основная разница между бакалавриатами - практическая направленность прикладного и полное отсутствие практики академического. Кроме этого, после окончания прикладного бакалавриата необходимо определённое время отработать по специальности, прежде чем продолжить обучение на второй ступени.

Программа прикладного бакалавриата

В основу программы заложена практическая отработка получаемых знаний. Прикладной бакалавр - это на выходе профессиональный рабочий или специалист, который разбирается в работе сложной техники или электронных систем. После завершения обучения выпускники могут занимать должности, требующие высшего образования. Перед ними открываются возможности быстрого карьерного роста. Они более ценятся работодателями из-за полученных во время обучения практических навыков - и в этом их большое преимущество перед академическими бакалаврами.

Работодатели активно привлекаются к составлению учебных планов и программ и предоставляют свои площадки для прохождения производственной практики. Специалисты обучаются по конкретным технологиям, получают необходимые знания в определённой сфере. И после выпуска «прикладников» ждут на производстве , для которого его готовили.

Стратегия-2020

В 2010 году правительство начало разработку государственной программы «Стратегия-2020», в соответствии с которой на базе более 50 высших учебных заведений и техникумов проводится эксперимент по внедрению прикладного бакалавриата. Планируется, что в отдалённой перспективе может заменить среднеспециальные учебные заведения. В его ходе выявились некоторые возможные проблемы:

  • срок обучения на прикладном направлении — 3 или 4 года;
  • для каких специальностей наиболее востребован именно прикладной бакалавриат;
  • когда именно делать выбор студенту о выборе бакалавриата - сразу при поступлении или на 2-3 курсе.

К 2020 году планируется, что 30% бакалавров окончат именно прикладной бакалавриат. Кроме этого, на академический бакалавриат проходной балл будет выше, чем на прикладной, и поступить туда станет сложнее.

Таким образом, единственное сходство между академическим и прикладным бакалавриатом - продолжительность обучения. Во всём остальном это абсолютно разные направления получения высшего образования. И насколько они будут отличаться друг от друга дальше покажет время.

Содержание

В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная . Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная/очная.
  2. Академическая . Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России

В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он - магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру

Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра

Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. В чем отличие бакалавриата от магистратуры, что лучше? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Диплом бакалавра

Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учебу лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.

С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Разделение на академический и прикладной бакалавриат появилось в России сравнительно недавно - в 2009 году. Такое решение было предложено Минобрнауки в качестве эксперимента для диверсификации подготовки специалистов на первом уровне высшего образования. С этого момента студенты бакалавриата вузов РФ могут осваивать некоторые профессии по практико-ориентированному и теоретическому направлению.

Виды бакалавриата

Несмотря на то что образовательный эксперимент проходит уже без малого десять лет, не всем абитуриентам понятно, чем отличается прикладной бакалавриат от академического, поэтому остаются сомнения: стоит ли на него поступать и будет ли цениться диплом после окончания учебы. Давайте разбираться.

Академический

Главная цель академического бакалавриата - дать студентам глубокие теоретические знания в конкретной области профессиональной деятельности, подготовить их к научно-исследовательской работе. Выбирая при поступлении любую из его программ, абитуриент может ориентироваться на продолжение учебы по специальности и получение степени магистра.

Академический бакалавриат - это классический вариант высшего образования.

Прикладной

По задумке Минобрнауки прикладной бакалавриат - это учебная программа, направленная на практическую профподготовку. Базой этого уровня стало сочетание ФГОС СПО, максимально нацеленных на овладение утилитарными аспектами производственных специальностей, и стандартов высшего образования, ориентированных на глубокую теоретическую подготовку.

Задача прикладного бакалавриата состоит в том, чтобы вместе с дипломом об окончании института или университета выпускник получил исчерпывающий всесторонний набор не только знаний, но и навыков, необходимых для того, приступить к работе по специальности без дополнительных стажировок.

Если речь о технических направлениях, то выпускники с квалификацией прикладного бакалавра позиционируются как профессионалы высокого уровня - инженеры, обладающие ценными навыками рабочего. В процессе обучения основной упор делается на производственную практику, что способствует повышению востребованности молодых специалистов на рынке труда. По планам Минобрнауки к 2020 году около 30 % выпускников вузов будут получать степень прикладного бакалавра.

Направления и специальности

Получить квалификацию прикладного бакалавра можно по 60 направлениям, среди которых есть такие популярные у абитуриентов, как:

  • юриспруденция;
  • менеджмент;
  • туризм;
  • реклама и связи с общественностью;
  • гостиничное дело;
  • архитектура;
  • социология;
  • хореография;
  • информатика и вычислительная техника;
  • экономика.
Полный перечень направлений подготовки прикладного бакалавриата:

С 2015 года апробировалась еще одна программа прикладного бакалавриата по специальности « ». Но в 2018 году прием на нее прекращается .

В чем разница

Обучение на программах прикладного и академического бакалавриата имеет одинаковую продолжительность - 4 года. По окончании выпускники получают равноценные дипломы о высшем образовании, но практикам в дополнение выдается документ о СПО, если учеба была организована на базе колледжа или техникума. Есть еще несколько принципиальных расхождений.

Отличия прикладного и академического бакалавриата:

На протяжении первых семестров обучение академических и прикладных бакалавров проходит по одинаковой программе. Это позволяет студентам определить приоритеты и сделать осознанный выбор перспектив.

Предполагается, что, освоив четырехлетнюю программу практико-ориентированного бакалавриата, студенты станут ценными инженерными, техническими, социальными работниками с фундаментальной теоретической подготовкой высшего образования. Дефицит таких специалистов сейчас налицо, и их востребованность не вызывает сомнений. Поэтому решать, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, практика или теория - только абитуриенту, опираясь на собственные представления о том, как должна сложиться карьера после окончания вуза.

P. S. В марте 2018 года Минобрнауки изменениями в приказе № 1061 утвердило новый список специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, которую получают выпускники вузов. Из него исключены формулировки «академический» и «прикладной» бакалавр.

В предыдущей редакции предлагалось делать записи в вузовских дипломах с уточнением академический или прикладной бакалавриат окончил выпускник.

В актуальной версии приказа бакалавров унифицировали.

Конкретного документа, официально объявляющего о завершении эксперимента с делением бакалавров на прикладников и академистов, редакции не удалось найти. Но ведущие вузы страны уже корректируют формулировки на своих сайтах.

Перейти же на страницу факультета прикладного бакалавриата РЭУ имени Плеханова не получается.

А в интервью «Независимой газете» в январе 2017 министр тогда еще единого Минобрнауки Ольга Васильева отметила:

«Спорным моментом является и прикладной бакалавриат. Сегодня нет единого мнения насчет необходимости его повсеместного введения. Например, для педагогов».

В 2019-м Ольга Юрьевна уже не вершит судьбы высшего образования (она возглавила Минпросвещения, курирующее детсады, школы и ссузы), но ведь в интервью она озвучила не свою собственную точку зрения. Да и в законе об образовании нет ни одного упоминания о прикладном или академическом бакалавриате, так что, скорее всего, эксперимент если и не окончен, то вошел в стадию анабиоза.

С 2010 года около 50 вузов и техникумов в рамках эксперимента реализуют программы прикладного бакалавриата, которая должна стать альтернативой среднему профессиональному образованию. В ходе доработки Стратегии-2020 был сделан вывод о необходимости дальнейшего развития этих программ

О путях этого развития - руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) .

Владимир Игоревич, когда прикладной бакалавриат только задумывался, речь шла о четырехлетних программах, как и для обычного бакалавриата. Теперь же, в рамках доработки Стратегии-2020, говорится о трехлетних программах. Сколько же все-таки лет нужно будет учиться на прикладного бакалавра: три или четыре?

Причина этого разночтения объясняется подвижностью педагогических концепций – тот самый случай, когда «хвост виляет собакой». Сначала появилось само понятие «прикладной бакалавриат», а потом оно стало наполняться разными смыслами. Сегодня есть два основных подхода к прикладному бакалавриату. Первый - что это подготовка рабочих с высшим образованием, второй – что это полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая, прежде всего, ориентирована на трудоустройство. Мы придерживаемся второго подхода, разрабатываем соответствующую концепцию, а первый представляет собой в значительной степени слухи и домыслы.

- Чем привлекателен для студентов прикладной бакалавриат в вашей интерпретации?

Главное, чем можно их привлечь, - выгодное трудоустройство. Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации. Кто такой, например, филолог или философ, непонятно – в дипломе должны содержаться еще какие-то уточняющие квалификации. Поэтому прикладной бакалавриат, с нашей точки зрения, – это всего лишь бакалаврская программа, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная, практико-ориентированная выводит на четкую квалификацию.

Например, сегодня филологу, чтобы стать секретарем-референтом, нужно идти на курсы, а можно будет получить эту квалификацию в вузе, причем бесплатно, если человек учится на бюджетном месте. И те люди, которые поняли, что они не совсем филологи, то есть не писатели, не критики, что они не хотят рисковать на рынке труда, этой возможностью воспользуются. Если человек оканчивает филологический факультет, он пишет без ошибок, владеет иностранными языками, может легко поговорить на разные темы. Но если вдобавок к этому он знает делопроизводство, владеет компьютером и другими предметами, связанными с обеспечением деятельности руководителя, если соответствующую практику прошел, то он легко может работать референтом при серьезном боссе. В этом смысл прикладного бакалавриата.

И это очень востребовано на рынке труда, потому что раньше секретарей-референтов готовили в ПТУ, в профессиональном колледже, высшего образования у них не было. А сегодня, если мы опросим руководителей, нужен ли им секретарь референт со средним образованием, все хором ответят: нет, только с высшим! А в нынешнем высшем образовании такой подготовки не предусмотрено.

- Но почему все-таки четыре года обучения? Общее образование вместе с прикладной квалификацией нельзя дать быстрее? - Мы считаем, что программа должна быть четырехлетней, чтобы не снижать общего академического уровня бакалавра.

А идея трехлетних программ связана всего лишь с тем, что предлагается назвать прикладным бакалавриатом программы, которые реализуют учреждения среднего профессионального образования (СПО) – колледжи, техникумы. Дескать, давайте переименуем программы колледжей – и туда с удовольствием пойдут люди. Получится практико-ориентированная подготовка без высшего образования, а называться будет тем же словом «бакалавриат», что и программы вузов. Меняем название, формально повышаем уровень образования – появляется привлекательность, а на самом деле ничего толком делать не надо. Возьмем лучшие колледжи, где срок обучения – 3-3,5 года, и на их примере это покажем. Эта идея оказалась не сильно состоятельной – так можно только путаницу создать в головах у людей.

У меня есть еще одна версия возникновения идеи трехлетних программ. Лет десять назад обсуждалась возможность перехода к трехступенчатой системе высшего образования. Мы говорили о том, что возможно введение первой степени – двухлетней, после которой следуют собственно бакалавриат и магистратура. И эта «вилка» в Болонском соглашении есть до сих пор. Может быть, три года «выплыли» оттуда – после прохождения первого общеобразовательного цикла высшего образования человек еще год учится в бакалавриате и получает такой полу-диплом, то, что раньше называлось «незаконченное высшее образование».

Но такой подход оказался невостребованным – все-таки имеет смысл давать полноценную бакалаврскую подготовку. Опять же путаница у людей возникнет. Сегодня мы даже не можем толком объяснить, кто такой бакалавр, вы спрашиваете, кто такой прикладной бакалавр, а если еще первую ступень ввести, совсем запутаемся. Не стоит сажать столько сосен, чтобы потом в них блуждать.

- В 2010 году начался эксперимент по прикладному бакалавриату. Каковы его промежуточные итоги и дальнейшие перспективы?

Эксперимент проходит в соответствии с постановлением правительства – отобраны 56 учебных заведений, вузы и

консорциумы, в которые входят вузы вместе с колледжами. Есть разные промежуточные результаты, в том числе оплошности. Например, поскольку программы экспериментальные, они не аккредитованы, и многих мальчиков призвали в армию на законном основании. Так что в ряде отраслей – например, в информационной – эксперимент сорвался, в группах были одни мальчики, и что с ними делать по возвращении из армии, неясно.

Национальный фонд подготовки кадров сейчас ведет мониторинг эксперимента. Мы, со своей стороны, отслеживаем содержательную часть – смотрим, как обычная часть программы сочетается с прикладной, можно ли все это реализовать не на базе вуза, а на базе учреждения СПО. Вузы ведь должны не снижать теоретическую планку, а в колледжи можно отдать практико-ориентированную часть. И, надо сказать, наиболее устойчивой оказывается та система, где вуз реализует программу прикладного бакалавриата без помощи колледжа. Например, на факультете одна группа – обычные, академические бакалавры, другая – прикладные, то есть в вариативной части стандарта она ориентирована на прикладное обучение. Но и здесь есть опасность – что прикладную составляющую вузы сведут на нет, ограничатся обычным бакалавриатом.

С моей точки зрения, очень неустойчиво, плохо организовано сетевое сотрудничество вузов и учреждений СПО. Связано это с финансовыми проблемами – есть сложности во взаиморасчетах. Мы надеемся на новый закон «Об образовании» - ту статью, где описываются возможности сетевого сотрудничества учебных заведений.

А почему вузы могут свести на нет прикладную часть? Ведь это в их интересах – обеспечить больше возможностей студентам для трудоустройства.

Дело в том, что выпускники многих направлений, специальностей и так пользуются спросом на рынке труда. Сколько бы ни ругали экономистов, юристов, они, если верить статистике, на рынке труда наиболее успешны. Делать что-то отдельное, прикладное вузам смысла нет, поскольку отрасли поглощают выпускников и дальше воспитывают их определенным образом. Есть отрасли, где иного бакалавриата, кроме прикладного, не может быть по определению – например, педагогика. Школе не нужен педагог-исследователь, ей учитель нужен. К квалификации бакалавра педагогики мы и так всегда прикладываем более конкретную квалификацию – учителя физики, информатики и проч.

А есть отрасли, для которых нужно менять структуру подготовки – именно прикладные бакалавры там будут востребованы. Мечта работодателя – чтобы его техник с СПО имел более высокий уровень теоретической подготовки. Здесь мы видим удачные примеры у металлургов, еще в ряде технических сфер, на программы обычного бакалавриата накладываются конкретные профессиональные модули – подготовка по востребованным технологиям, с определенным местом трудоустройства в дальнейшем. Появляются признаки узкой квалификации на базе широкого бакалаврского образования.

- Такая форма предполагает достаточно широкое сотрудничество с производственными предприятиями?

Конечно, прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование. Бакалавры-инженеры, готовые сразу же приступить к работе на конкретном оборудовании, будут очень востребованы. От работодателей требуется участие не только словом, но и делом, и в первую очередь это касается организации практики на производстве. К сожалению, пока эта идея реализуется не так успешно, как хотелось бы.

Высшей школе вообще сложно организовать такую практическую подготовку, поскольку там есть системная проблема - склонность к теоретизированию. Всю практическую конкретику студенты должны постигать самостоятельно. Учреждения СПО, напротив, не способны обеспечить теоретическую подготовку, для этого у них нет профессорско-преподавательского состава, а для того, чтобы нормально обучить студентов практически вещам, нужно опять-таки сотрудничество с работодателем.

Таким образом, прикладной бакалавриат, будучи массовой формой образования, может «работать» только при определенных условиях: когда есть конкретный работодатель, готовый участвовать в подготовке специалистов. Лучше всего, когда преподаватели техникума или колледжа работают на этом предприятии или хотя бы с ним сотрудничают. И тогда вузам выгодно сотрудничать с системой СПО: на себя взять теоретическую подготовку, а организацию производственной практики и все прикладные модули оставить техникуму.

В рамках обсуждения Стратегии-2020 говорилось, что в дальнейшем студенты будут иметь возможность выбрать академический или прикладной бакалавриат не только при поступлении, но и на втором или третьем курсе.

На мой взгляд, так и должно быть. При поступлении на первый курс ведь не все понимают, к чему они на самом деле стремятся: делать академическую карьеру или поскорее выходить на рынок труда. Если человек уверен в себе как в теоретике, ему, конечно, лучше поступать в магистратуру, а потом в аспирантуру. А если нет, то лучше выбрать более прикладную подготовку.

Стандарты высшего образования третьего поколения позволяют человеку самостоятельно сделать свою программу более прикладной или более теоретической. Например, в рамках направления «Экономика» существует 33 профиля - от международных экономических отношений до бухгалтерского учета. В рамках ряда профилей могут существовать прикладные программы - к примеру, подготовка специалистов по налогообложению. Выпускник может стать не просто бакалавром экономики, но и готовым чиновником соответствующей службы.

Какие организационные и правовые меры нужно предпринять, чтобы все это можно было реализовать? Сейчас студенту 2-3 курса перейти с одной программы на другую довольно проблематично.

Да, и это связано с тем, что современный вуз, к сожалению, преследует свои интересы, а интересы студентов - для него дело второстепенное: как правило, для администрации обеспечение преподавателей часами важнее, чем качество обучения. С этим связаны такие устаревшие вещи в нашем высшем образовании, как деление на группы. Это ведь просто попытка «привязать» студента к расписанию, лишить его выбора, подменить выбор набором спецкурсов. А должно быть по-другому: базовые обязательные курсы, которые читаются потоку, и курсы по выбору, которые студент выбирает сам, а группы формируются уже в зависимости от того, кто что выбрал. Чтобы это осуществить, нужен полноценный переход на кредитно-модульную систему, а не просто расчет нагрузки преподавателей.

Кроме того, нужен институт тьюторов – тех, кто помог бы студенту сориентироваться в программе, объяснил, какая последовательность курсов - образовательная траектория - куда его приведет.

Естественно, нам нужен и другой институт оценивания квалификации выпускников. Существующие сегодня формы типа государственных экзаменов, дипломной работы опять же имеют смысл только для теоретиков.

- При обсуждении Стратегии-2020 высказывалось мнение о том, что работодатели должны участвовать в итоговой аттестации студентов. Как вы считаете, реально ли это де-факто, а не де-юре?

Я считаю, что да, реально, а в ряде случаев - необходимо. Там, где речь идет, например, об обеспечении города учителями или завода инженерами, работодатель и его мнение должны быть на первом месте. Но есть свободные творческие профессии, где подготовка специалистов с учетом работодателей - необязательное условие. Например, трудно сказать, кто является работодателем будущего писателя.

Проблема в том, что сейчас процесс итоговой аттестации выпускников бюрократизирован, существует огромное количество процедур. Например, аттестация учителей - сама по себе, аттестация выпускников педагогических университетов – сама по себе. И в чем здесь смысл? Поэтому, на мой взгляд, первое, что необходимо, – унификация этих процедур. Я думаю, следует выделить ряд прикладных отраслей, где работодатели могут и готовы участвовать в оценке квалификации. Там должно произойти делегирование полномочий по оценке квалификации выпускника от вуза к работодателю.

А сейчас вуз сам учит, сам оценивает, сам присваивает квалификацию и выпускает на рынок труда. Если дипломы ряда престижных вузов еще пользуются доверием, то обо всех остальных такого не скажешь. И это лишний раз доказывает необходимость контактов с работодателем, его участия в оценке квалификации выпускников.

- Когда речь шла о разработке стандартов третьего поколения, работодатели были не очень активны...

В среднем - да, не очень активны. Но есть, например, такие компании, как Объединенная авиастроительная корпорация, где стандарты читали внимательно и принимали участие в их обсуждении. Чтобы принять человека на работу, в этой компании есть свои тестирования и оценки квалификаций. Всем было бы проще, если бы эти тестирования можно было объединить с вузовскими процедурами. Есть и примеры, когда работодатели охотно сотрудничают с отдельными вузами – например, металлурги с Национальным исследовательским технологическим университетом «Московский институт стали и сплавов». Продвинутые работодатели уже не хотят брать на работу «кота в мешке» и пытаются влиять на подготовку кадров, в том числе, через стандарты.

Беседовала Екатерина Рылько