Образовательный портал - Kurokt

Проявления модернизма в литературе. Томас Стернз Элиот "Бесплодная земля". Сложность восприятия творчества Элиота

1888- 1965) - англо-амер. поэт, литературный критик и культур-философ, лауреат Нобелевской премии (1948). Эстетические взгляды Э. сложились под влиянием философии абсолютного идеализма Ф. Брэдли, о к-рой он написал диссертацию, и традиции т. наз. «метафизической поэзии», величайший представитель к-рой - Данте, а на англ. почве были Дж. Донн и Дж. Мильтон. Согласно Э., сущность поэзии не в том, чтобы выразить неповторимую индивидуальность художника, а в том, чтобы, поднявшись над личностью, принести ее в жертву сверхличному смыслу, объединяющему настоящее с прошлым и будущим. Отсюда принципиальное неприятие Э. романтизма всех видов и вообще эстетики «самовыражения». Назначение поэта, по Э., «не возбудить, а запечатлеть нечто», а это требует видения мира, понимания сути вещей, т. е. интеллекта, но не абстрактного, а интуитивного, способного непосредственно воспринимать целое. Худож. образ призван слить воедино разрозненную фрагментарность человеческого опыта, воплотить связь пространственно отдаленных явлений, исчезнувшее и еще не возникшее увидеть в настоящем. Отсюда необходимость спрессовывать ассоциации, сливать «интеллектуальный опыт», литературные реминисценции с непосредственными впечатлениями. Возникающий из этого слияния моментальный снимок повседневности внезапно открывает, по мысли Э., глубину, и в оболочке современности являет свой лик история. Все эти идеи получили воплощение в худож. творчестве Э. Ему удалось создать образы-символы большой впечатляющей силы, к-рые обозначены в самом названии его лучших поэм - «Бесплодная земля» (1922), «Полые люди» (1925). Это поэмы уходящего мира, гибнущей цивилизации. В поздней поэзии Э. на передний план выходят религиозные мотивы («Пепельная среда», 1930; «Четыре квартета», 1943), придающие его худож. произв. оттенок абстрактной назидательности, без к-рого, впрочем, «метафизическая поэзия» вообще вряд ли может обойтись. Зато в этих произв. яснее проступает их мифологическая структура, выражающая особенности эстетического кредо Э. Эту структуру Э. обнаружил в романе «Улисс» ирландского писателя - представителя авангардизма Дж. Джойса сразу по выходе его в свет. В «Четырех квартетах» в основу конструкции положен миф вечного возвращения, космического круговорота бытия (одна из центральных идей Ницше), но в христианской интерпретации, позволяющей увидеть в круговращении рождений и смертей «спираль» духовного освобождения. Так ощущение безысходности, порождаемое «Бесплодной землей», трансформируется у Э. в мистическую идею спасения, к-рая, несмотря.на все усилия поэта, остается философским постулатом, не претворенным в образную ткань иск-ва. Бросая вызов времени, Э. объявил себя «англокатоликом и роялистом», ибо поэзия спасения уместна только в «христианском сообществе», в его традиционной политической форме. Эстетика Э., теоретически представленная в статье «Традиция и инди видуальный талант» (1919) и в сборниках критических статей «Дань Джону Драйдену» (1924), «За Ланцелота Эн-дрюса» (1928), «Данте» (1929) и др., перерастает в глубоко консервативную социальную утопию.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Элиот, Томас Стернз

(1888-1965) ? амер. поэт, драматург, лит. критик, философ, публицист. Лауреат Нобелевской премии (1948). Награжден брит. орденом “За заслуги”. Почетный д-р Оксфорд., Кембридж., Рим. ун-тов. Президент Лондон. б-ки (1952-65). Учился в Гарварде (1906-09). В 1910 слушал лекции Бергсона в Сорбонне. В 1911 преподавал в Гарварде философию, работал над магистерской дис. “Познание и опыт в философии Ф.Г. Брэдли”, изучал санскрит, пали, буддизм. При посредничестве Э. Паунда, с к-рым познакомился в 1914, Э. дебютировал как поэт в чикаг. журнале “Поэзия” (“Poetry”) в июне 1915 - стихотворением “Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока”. С 1925 возглавил изд-во “Фейбер энд Гвайер” (позднее “Фейбер энд Фейбер”), субсидировавшее издание его малотиражного, но очень влият. лит. и общественно-полит. журнала “Крайтерион” (“Criterion”, 1922-39), где печатались наиболее значит. зап.-европ. и амер. авторы. В 1917 опубл. сб. “Пруфрок и другие наблюдения”, в 1919 - “Стихотворения”, в 1920 - сб. литературно-критич. эссе “Священный лес”. Известность принесла ему поэма “Бесплодная земля” (1922), где тема бесплодия совр. цивилизации дается сквозь призму мифов о плодородии и легенды о поиске святого Грааля. Э. - автор поэм “Полые люди” (1925), “Страстная среда” (1930), “Четыре квартета” (1943). Их сквозные мотивы - хаос и жестокость совр. цивилизации, поиск смысла жизни, спасение души. 1927 - поворотный год в жизни Э.: он стал брит. подданным, перешел из традиц. в его семье унитарианства в англиканство. Философы, к-рых он ценил - Ф.Г. Брэдли, Т.Э. Хьюм, Ш. Моррас, И. Бэббит - не дали ему искомой опоры во “вращающемся мире”. В предисловии к кн. “В защиту Ланселота Эндрюза” (1928) он назвал себя “классицистом в лит-ре, роялистом в политике, англокатоликом в религии”. Отныне свою деятельность Э. подчинил решению этич. проблем, проповеди христ. идеалов. Пытался возродить жанр поэтич. драмы шекспировских времен, в к-рой видел идеал искусства, имевшего отклик у зрителей разных социальных слоев и культурных уровней. Культуре индивидуализма творч. свободы Э. противопоставил “классич.” принцип - подчинение личного надличностному, ориентацию на традицию. Его “великая традиция” - Данте, поздние елизаветинцы (Шекспир, Уэбстер, Дж. Форд), поэты-метафизики - Джон Донн, Дж. Герберт, Р. Крэшо и др., “барочный классицист” Джон Драйден. Свой взгляд на природу лит. процесса и традиции, в основе к-рого понимание времени в духе философии Бергсона и Ф.Г. Брэдли, Э. обосновал в программном эссе “Традиция и индивидуальный талант” (1919): искусство и лит-ра не прогрессируют, меняется лишь их материал; вся европ. лит-ра, начиная с Гомера, а в ней любая нац. лит-ра, “имеет одновременное существование и образует одновременный ряд”, меняющийся с появлением нового произведения. Поэты и критики, ощущающие это, обладают “подлинным чувством истории”, воспринимают лит-ру и во времени, и как нечто устойчивое вне времени. Изложив основы своей лит. теории (многие ее положения близки рус. акмеистам, “формальной школе”) в сб. “Священный лес”, он развил и иллюстрировал ее в сборниках 30-х гг. (“Избранные эссе”, 1932, и др.); в них много ценных наблюдений о природе поэзии, языка, критики, но они обретают полноту смысла лишь в связи с Э.-поэтом-критиком 20-х гг., когда он был одним из основоположников “эстетич. критики” и его лит.-крит. деятельность была направлена на преодоление традиц. англ. эмпиризма в лит-ведении. Социальную теорию Э. разработал на основе христ. принципов, ориентируясь на европ. интеграцию. “Чтобы хаос современности превратился в порядок, - писал он в работе “Классика и литератор”, - люди должны оценить необходимость культурного единства в разнообразии Европы; понять, что новое целое может вырасти только из старых корней: христ. веры и классич. языков - общего наследия Европы”. Тема культурного единства Европы, органично возникающего на греко-рим. и христ. основе, центральна для Э., как и ностальгия по цельной духовной культуре ср. веков, когда человек, религия, культура, искусство исходили из единой католич. системы ценностей, веры в божеств. авторитет. Э. не призывал вернуться к средневековью, не романтизировал его, но находил в нем комплекс этич. и социальных идей, пригодных для оздоровления зап. цивилизации. Начало Второй мир. войны продемонстрировало ему безнадежность его программы сохранения цельности европ. культуры, он прекратил издание своего, ориентированного на европ. форум журнала. Тем не менее, по-прежнему верил в то, что спасение человека - в сохранении традиции, прежде всего духовной, религ. и культурной. Свою т.зр. развил в работах “Заметки к определению понятия “культура” (1948) и “Задачи образования” (1950). Понятие “культура” Э. рассматривал в трех планах: как уровень развития человека, социальной группы и об-ва в целом, считая основополагающей в этой триаде культуру об-ва, в к-ром в любые времена сосуществуют разл. уровни, и появление или исчезновение социальных групп высокого уровня воздействует на все об-во. Ни одна культура не развивается вне религии, ибо в сущности своей культура - воплощение, инкарнация религии народа, как и весь уклад его жизни - воплощение одновременно его религии и культуры. Э. вошел в историю лит-ры и культуры 20 в. как реформатор англоязычной поэзии и лит. критики, законодатель лит. вкусов, создатель новых форм поэтич. выражения, адекватных мироощущению “городского человека” 20 в., утратившего романтич. иллюзии прошлого, пережившего трагедию войны; как автор оригинальной теории поэзии, концепции традиции и культуры, как один из наиболее значит. моралистов. На новом историко-лит. этапе он пересмотрел лит.-крит. концепции романтизма, перенес внимание с субъекта творчества на его объект - худож. произведение (“имперсональная теория поэзии”), переоценил роль личности в поэзии, исследовал природу творч. процесса, расширил взгляд на материал поэзии, потребовал согласования эмоц. начала с объективным изображением конкр. психол. ситуации в произведении (принцип “объективного коррелята”), обосновал положение о целостности многовекового лит. процесса, о сочетании традиции и творч. индивидуальности в нем (“теория традиции”); о неприкосновенности слова, рождаемого вдохновением, противопоставил жесткую осмысленность в подходе к нему, рассматривал язык как “транспорт традиции” и верил в то, что поэт, способный обогатить свой язык, т.е. сохранить его, расширить его возможности, влияет на мироощущение людей, ибо каждый шаг живого развития языка означает шаг в развитии мироощущения человека. “Веком Элиота” называют в англоязычном лит.-ведении и культуроведении период 1910-30, иногда 1914-64. Соч. : After Strange Gods: a Primer of Modem Heresy. L., 1934; The Complete Poems and Plays. L., 1969; Selected Prosa / Ed. with an introd. by Kermode F. L., 1980; The Letters of T.S. Eliot. V. 1: 1898-1922. L., 1988. Лит. : Galiup D. A Bibliographical Check-list of the Writings of T.S. Eliot. New Haven, 1947; Martin M. A Half-century of Eliot Criticism: An Annotated Bibliography of Books and Articles in English, 1916-65. L, 1972; Ackroyd P. T.S. Eliot. L., 1984. Т.Н. Красавченко. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ) ИМ. М.П. МУСОРГСКОГО

на тему: «Томас Элиот о сущности культуры »

Выполнила: Дегтярева А. В.

Екатеринбург 2013

  • Введение
  • 1. Томас Элиот. Жизнь и творчество
  • 2. Томас Элиот и его трактовка понятия «культура»
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • культура социологический философия элиот
  • Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere -- возделывание, позднее -- воспитание, образование, развитие, почитание) -- понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и других академических дисциплин.
  • Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации. Культура понимается как…

· «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ)

· «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев)

· «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга)

· «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман)

· «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды» (Э. О. Уилсон)

В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы. Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования (англ. cultural studies).

Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, как способ жизни человека, выражающий предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, то она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт - невозможна вне культуры.

Одним из видных представителей социологической школы культурологии был Томас Стернз Элиот (1888--1965) -- англо-американский поэт и критик модернистского направления, автор книги «Заметки к определению культуры» (1948). «Под культурой, -- писал он, -- я понимаю, прежде всего, то, что имеют в виду антропологи: образ жизни данного народа, живущего в одном месте. Мы видим проявления этой культуры в его искусствах, его социальной системе, его привычках и обычаях, его религии. Но все эти вещи, вместе взятые, не составляют культуры, хотя мы часто ради удобства выражаемся так, будто это имеет место. Эти вещи -- лишь части, на которые культура может быть рассечена -- как человеческое тело в анатомическом театре. Но так же как человек есть нечто большее, чем собрание различных составных частей его тела, так и культура есть большее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований». Томас Стернз Элиот, лауреат Нобелевской премии 1948 г., представляет собой достаточно редкий пример органического слияния художественного, преимущественно поэтического, творчества и теоретических изысканий в поисках ответа на вопрос: что же такое культура? Помимо широко известного поэтического наследия Элиота, его перу принадлежат книги: «Назначение поэзии и назначение критики» (1931), «О поэтах и поэзии» (1957) и программная работа «Заметки к определению культуры», в которой сущность понятия раскрывается во всей своей полноте и глубине.

В данной работе мы рассмотрим некоторые вехи жизни и творчества Томаса Элиота и выделим основные идеи, изложенные в книге «Заметки к определению культуры».

1. Томас Элиот. Жизнь и творчество

Томас Стернз Элиот (1888--1965) -- американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии.

Томас Стернз Элиот родился 26 сентября 1888 года в Сент-Луисе (США) в почтенной и богатой протестантской семье. Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью.

Семейные традиции Элиотов, строгое воспитание, постоянная привычка к самоанализу и к соотнесению своих действий с четким нравственным идеалом оказали большое влияние на будущего поэта. Твердые пуританские принципы Новой Англии и верность своему долгу определяли жизнь Элиота в течение многих лет.

В то же время он не мог смириться с необходимостью следовать по дороге его уважаемых предков. В 1910 году, закончив Гарвардский университет за 3 года вместо четырех, он отправился в Европу, которой было суждено стать его вторым домом.

Уже в это время сформировался тот круг интересов, который сохранился практически в течение всей жизни Элиота - это философия, религия и определенный набор эпох (Итальянское Возрождение, Елизаветинская Англия и 17 век). Для ранних сборников Элиота характерны гротескные зарисовки буржуазного общества, трагические стихи о крушении личности в водовороте равнодушного города.

Как истинный сын и внук пуритан, он исповедовал постоянную и твердую самодисциплину и пытался преодолеть окружавшие его трудности при помощи внутренней выдержки и постоянной работы.

Будучи поэтом-авангардистом, Элиот относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему Богом духовных ценностей и самоопустошении, как следствие борьбы за выживание и погоней за материальными ценностями

Во время первой мировой войны и сразу после нее он постоянно, хотя и мучительно, нащупывал новые пути в своем творчестве. Множество произведений, созданных им в эти годы, иллюстрируют его духовный и творческий путь - например, цикл "Полые люди" (1925) закрепил за Элиотом славу "поэта отчаяния".

Элиот издавался с 1916 года в литературном американском журнале «Литтл ревю». Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» (1917), воспринятую современниками как манифест англо-американского модернизма. В 1919 вышел его сборник «Стихи». В 1922 году Элиот опубликовал свое самое значительное произведение -- поэму «Бесплодная земля», воплотившую послевоенные настроения «потерянного поколения» и богатую библейскими и дантовскими аллюзиями.

Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях. В 1920 вышел сборник его эстетических работ «Священный лес». Элиот напомнил современникам о полузабытом Джоне Донне и о прочих «метафизических поэтах», среди которых он особенно высоко ценил Эндрю Марвелла и Джона Вебстера. Поэзию классицизма и романтизма Элиот в основном отвергал как воплощающую «dissociation of sensibility», то есть расхождение рассудка и чувства. Элиот резко противопоставлял разум и чувства, считая, что поэзия не должна обращаться к ним напрямую. «Поэзии не следует ни выражать эмоций своего творца, ни возбуждать их в слушателе или читателе»… Поэзия -- «это бегство от эмоций, не выражение личности, а бегство от личности».

В 1927 году Элиот обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. Бескомпромиссно отвергая буржуазную цивилизацию, Томас постепенно приходит к проповеди христианских этических норм ("Пепельная среда", 1930), возвращения к мнимой общественной гармонии на началах монархизма, а роялизм и религиозность поэта определили консерватизм в его творчестве.

Элиот также занимался переводами, перевёл в 1930 на английский поэму французского поэта Сен-Жон Перса «Анабасис».

В своей поздней поэзии ("Четыре квартета", 1943) Элиот метафизически трактует темы смерти и бессмертия, смысла жизни, духовной преемственности поколений. Идея предопределённости судьбы и утверждение, что истинная свобода предполагает подчинение надличностной воле, лежат в основе его стихотворных драм - "Убийство в соборе" (1935) и других.

Элиот был элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов. Вместе с тем, присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал.

В 1948 году Элиоту была присуждена Нобелевская премия по литературе «за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». В том же году он пишет свою книгу «Заметки к определению понятия «культура», в которой во всей полноте раскрывает сущность культуры и условия ее существования.

2. Томас Элиот и его трактовка понятия «культура»

В своих «заметках» Томас Элиот выделяет три существующих смысла понятия «культура», которые возникают в зависимости от того имеем ли мы в виду эволюцию отдельной личности, группы или общества в целом. Он считает, что все эти значения взаимосвязаны: «культура индивида зависит от культуры группы или класса, а культура группы или класса зависит от культуры всего общества, к которому эти группа или класс принадлежат». Поэтому основополагающей Томас Элиот считает именно культуру общества, и именно смысл понятия «культура» в соотношении с обществом.

По мере развития общества идет процесс функционального усложнения и дифференциации, поэтому возможно возникновение нескольких уровней культуры: появляется культура класса или группы. Возникновение групп с более высоким уровнем культуры не может не оказать воздействия и на все остальное общество, являясь само по себе частью процесса, ведущего к изменению общества в целом. И несомненно с появлением новых ценностей и развитием, усложнением мысли, мироощущения и средств выражения некоторые из ранее существовавших ценностей исчезают. Но любое развитие культуры таит в себе опасности, считает Томас Элиот, т. к. специализация культуры может повлечь за собой ее распад, и это наиболее радикальный распад, от которого может пострадать общество. Каковы бы ни были причина или следствие, распад культуры общества -- самый серьезный и труднопреодолимый из всех видов распада. Он может произойти и тогда, когда в процессе развития культуры двух или более социальных слоев настолько отдаляются друг от друга, что становятся в корне разными. Вместе с тем мы все более и более сознаем, до какой же степени сложная проблема «культуры» является основой всех взаимосвязей и в целом мире. Когда мы задумываемся над взаимоотношениями великих держав; больших и малых народов; смешанных «общин»; метрополий и стран, бывших их колониями; - то за всеми этими запутанными вопросами, требующими от многих людей каждодневных решений, кроются другие вопросы: что такое культура, можно ли управлять ею или осознанно влиять на нее.

Томас Элиот подчеркивает тесную связь культуры и религии. Он считает и религию, и культуру разными сторонами одного и того же явления и образно называет культуру воплощением религии народа. Поэтому все сказанное о развитии и распаде культуры так же легко применимо к религии. Развитие культуры невозможно при отсутствии религии, а сохранение религии напрямую зависит от состояния культуры. Но одной из особенностей процесса развития (неважно, идет ли речь о религии или культуре) Томас Элиот считает возникновение скептицизма, под которым он подразумевает не неверие или склонность к разрушению (а еще меньше -- безверие, объяснимое леностью ума), но обыкновение подвергать анализу факты, и способность не спешить с выводами. «Скептицизм -- признак высокой цивилизованности, но если он вырождается пирронизм, то может стать одной из причин гибели цивилизации», замечает Элиот. Тем не менее, при всей взаимосвязанности культуры и религии, он предостерегает нас от полного их отождествления.

В настоящее время считается, что общество расчлененное, не есть высшее, к чему мы могли бы стремиться, и что для прогрессивного общества естественно в конечном счете преодолеть эти разделения; что во власти нашего сознательного целеполагания (что поэтому является и нашим долгом) стремиться к обществу бесклассовому. Но между тем как мнение о необходимости исчезновения классов, -- в любом значении, сохраняющем прежние ассоциации, -- стало общепринятым, некоторые из наиболее передовых умов считают, что отдельные качественные различия между индивидуумами все еще должны признаваться и что лучшие из них должны объединяться в наиболее близкие им группы, -- с предоставлением соответствующих правомочий и, возможно, различий в вознаграждении и почете. Появятся группы, занятые искусством, группы, занятые точными науками, группы, занятые философией, равно как и группы, состоящие из людей действия: эти группы и есть то, что Томас Элиот называет элитами.

Доктрина об элитах, она предполагает радикальное преобразование общества. На первый взгляд она стремится достичь не больше желаемого всеми нами: чтобы все посты в обществе занимались наиболее приспособленными выполнять функции, связанные с такими постами. С другой стороны, по словам Томаса Элиота, она постулирует атомистический взгляд на общество. Большая изоляция элит друг от друга является растущей проблемой культуры. Большая часть населения заинтересована в групповой культуре. Это происходит благодаря постепенному изменению классовой культуры, однако элиту и класс смешивать нельзя. Основоположник термина «элита» в Великобритании д-р Карл Манхейм утверждал, что существует три принципа отбора элит: на основании происхождения, собственности, достижений. Аристократическое общество отбирала главным образом по происхождению, буржуазное по собственности. В настоящее время все большее значение приобретает отбор элит по достижениям. Однако Томас Элиот считает, что речь здесь идет не об элитах, а о классах, а точнее об эволюционном переходе классового общества в бесклассовое.

«По отношению к создателям культуры функцией ядра культурной элиты является передача унаследованной ею культуры; функция же этого ядра по отношению к остальному классу -- предохранение культуры от окостенения. Функция класса в целом -- сохранение и передача норм поведения, составляющих жизненный элемент групповой культуры. Функция лучших индивидуумов и лучших семей -- сохранение групповой культуры, равно как функция создателей -- ее изменение» - утверждает Элиот. Ибо культура, по его мнению, это не сумма нескольких видов деятельности, а образ жизни. Основным каналом передачи культуры является семья, но это не единственный способ передачи, есть и другие проводники традиции.

В здоровом и сильном обществе, утверждает Томас Элиот, должны быть как класс, так и элита, при некотором частичном их совпадении и при постоянном между ними взаимодействии. Однако он замечает, что «доводы в пользу общества с классовой структурой, аргументы в пользу того, что оно, в каком-то смысле, есть «естественное» общество, тут же сводятся на нет, если позволить себя загипнотизировать двумя противоположными понятиями аристократия и демократия. При использовании этих понятий антитетически весь вопрос сразу искажается».

Чтобы культура народа процветала, он должен быть и не слишком объединенным, и не слишком расслоенным. Важно, чтобы человек чувствовал себя не только гражданином определенного государства, но и гражданином определенной части страны, верным месту своего пребывания. Абсолютная ценность состоит в том, чтобы каждая область имела характерную для нее культуру, которая должна также гармонировать с культурами соседних территорий и эти культуры обогащать. Несомненной сопутствующей культурой становится та, что, сохраняя свой язык, столь тесно связана с другой и в такой мере от нее зависит, что не только определенные, но и все решительно классы населения вынуждены быть двуязычными. Важно понимать, что национальная культура является результатом целого ряда местных культур, которые, подвергаясь дальнейшему анализу, оказываются суммой еще более малых местных культур.

Формирование религии есть также формирование культуры. Из этого следует, что по мере разделения религии на секты и их развития из поколения в поколение возникает ряд разнообразных культур. «Ввиду той степени близости между религией и культурой, при которой все происходящее в одной области отражается в другой, можно ожидать, что разделение христианских культур стимулирует дальнейшую дифференциацию внутри веры и культа» - считает Элиот. Он вводит термин «субкультура» для обозначения культуры, отделившейся от христианской. Далее он отмечает, что в случае упрочения (со временем) субкультуры в качестве главенствующей культуры определенной территории, субкультура обычно -- в отношении этой территории -- меняется местами с главенствующей европейской культурой. Однако, когда людей различных религиозных убеждений сближают общие интересы и общие устремления, а также сознание, что их окружает нехристианский мир, становящийся все более и более деспотическим; когда их сближает также и неосознанность ими той степени, до какой сами они пропитаны нехристианскими влияниями и нейтральной культурой, нельзя не ожидать, что следы различий между несколькими их христианскими культурами должны им казаться весьма малозначительными. «В такой век, как наш, когда считается хорошим тоном скрывать социальные различия и делать вид, что высшая ступень «культуры» должна быть доступна каждому, в век культурной нивелировки, утверждение, что части одного христианского целого, имеющие быть воссоединенными, представляют какие-либо культурные различия, подвергнется непременному отрицанию. Непременно будет существовать сильное давление в пользу воссоединения на условиях полного культурного равенства», утверждает Томас Элиот. Без наличия общей веры все усилия, направленные на сближение народов в области культуры, способны дать нам лишь иллюзию единства.

В наше время «культура» становится орудием политики - привлекает высшие политические круга, вследствие чего учреждаются комитеты, назначаются новые должностные лица. Поэтому Томас Элиот счел необходимым определить положение политики внутри культуры. Томас Элиот считает, что в здраво регионализированном обществе общественные и государственные дела касались бы всех или подавляющего большинства лишь в пределах самых малых общественных единиц, касаясь все меньшего числа людей больших групп, заключающих в себе меньшие. А в здоровом расслоенном обществе общественная и государственная деятельность была бы ответственностью, несомой людьми отнюдь не в равной степени: большая ответственность возлагалась бы на унаследовавших особые преимущества людей, у которых личные и семейные интересы согласовывались бы с общественным духом. Правящая элита всей страны в целом состояла бы из тех, кто унаследовал ответственность вместе со своим благосостоянием и положением, и рать которых постоянно бы пополнялась, а часто и возглавлялась личностями, выдвигающимися благодаря своей исключительной одаренности.

Интересно заметить, как критично Томас Элиот иллюстрирует модель Российского империализма и значения в ней культуры: «Делаются очевидные попытки сохранить подобие местного самоуправления и автономии: цель здесь, я подозреваю, -- дать всем местным республикам и странам-сателлитам иллюзию своего рода независимости, в то время как подлинная власть исходит из Москвы. Бывает, что иллюзия блекнет, когда местная республика внезапно и самым постыдным образом низводится к положению своего рода провинции или не имеющей самоуправления колонии; иллюзия, однако, сохраняется -- и это с нашей точки зрения наиболее интересно -- путем старательного поощрения местной «культуры», культуры в ущербном смысле этого слова, то есть всего того, что живописно, безвредно и отделимо от политики, как, например, языка и литературы, местного искусства и местных обычаев».

Интересно мнение Томаса Элиота об образовании и культуре. Образование в смысле современном подразумевает общество в состоянии распада, где принято полагать, что существует единое мерило образования, соответственно которому человека просто-напросто образовывают в большей или меньшей степени. Исходя из этого, образование стало абстракцией.

Приняв эту далекую от жизни абстракцию, легко сделать заключение, что средством, применяемым для восстановления цивилизации, должно быть образование, доступ к которому открыт для каждого. Пока мы подразумеваем под «образованием» все, нужное для формирования добропорядочного человека, живущего в добропорядочном обществе, мы с этим согласны, хотя заключение это, по-видимому, нас никуда не приводит. Когда же мы начинаем подразумевать под «образованием» ту ограниченную систему обучения, которой руководит или стремится руководить министерство просвещения, проступает явная и смехотворная неадекватность такого целительного средства.

Заключение

Если объединить все перечисленные идеи Томаса Элиота, то можно сделать вывод, что наша склонность мыслить о культуре исключительно как о культуре групповой, о культуре «культурных» классов и элит, вводит нас в заблуждение снова и снова. Мы начинаем считать низшие слои общества обладающими культурой лишь постольку, поскольку они участвуют в вышестоящей и более осознанной культуре. Относиться к «необразованным» массам населения подобно тому, как мы, возможно, отнеслись бы к какому-нибудь неискушенному племени дикарей, которых вынуждены обратить в истинную веру, значит поощрять их в пренебрежении и презрении к той культуре, каковой они обладать должны и из которой более осознанная часть культуры получает свои жизненные соки; ставить же себе целью приобщение всех и каждого к вкушению плодов более осознанной сферы культуры -- значит разбавлять и обесценивать даваемое. Ибо существенное условие для сохранения качественности культуры меньшинства -- в том, чтобы она продолжала оставаться культурой меньшинства. «Массовая культура» всегда будет подменой культуры, и раньше или позже более разумные из тех, кому эта культура была подсунута, обнаружат, что они были обмануты.

В качестве аргументации своих убеждений Томас Элиот часто приводит страницы истории Великобритании, реже Европы в целом. Природа понятия «культуры» в трактовке Томаса Элиота сложна и неоднозначна, часто сама себе противоречит. Но именно такова она и есть, ибо современное понимание культуры практически невозможно объединить в сухое академичное определение, в связи с тем что культура касается всех областей жизни, являясь ее образом.

Список литературы

1. Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. -- СПб.: Университетская книга, 1998. -- 640 с. -- 10 000 экз. -- ISBN 5-7914-0022-5

2. Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. -- М.: Языки русской культуры, 1998.

3. «cultura» в переводных словарях -- Яндекс. Словари

4. Ларина, Гитун «Лауреаты Нобелевской премии». ООО «Дом славянской книги», 2005

5. Г. Шалаева «Кто есть кто в истории цивилизации». Москва. «Эксмо», 2008

6. Элиот Т. С. Полые люди. - СПб.: ООО "Издательский Дом "Кристалл"", 2000

7. Томас Элиот. Избранное: Религия, культура, литература. Москва 2004

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Подходы к определению сущности культурологии. Смысловые и структурные части культурологии. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей. Гуманистическая (человекотворческая) функция культурологии. Феномен культуры и его понимание.

    реферат , добавлен 17.03.2010

    Этапы развития культурологии как самостоятельной дисциплины. Выработка "идеи культуры", ее эмпирическое изучение. Принципы и критерии культурологической истины. Прикладные культурологические исследования. Философская и методологическая рефлексия.

    реферат , добавлен 25.06.2010

    Основные понятия и определения культуры. Материальная и духовная культура. Морфология (структура) культуры. Функции и типы культуры. Культура и цивилизации. Понятие религии и ее ранние формы. Серебряный век русской культуры.

    шпаргалка , добавлен 21.01.2006

    Трактование понятия "культура", его многозначность. Определения данного понятия в отечественной культурологии. Основные культурологические школы. Гносеологическая и познавательная, коммуникативная, сигнификативная и гуманистическая функции культуры.

    презентация , добавлен 21.10.2013

    История и основные этапы зарождения и развития культуры как объекта научного познания, анализ современных подходов к ее исследованию. Морфология и основные функции культуры, школы и концепции. Яркие представители наиболее популярных школ культурологии.

    реферат , добавлен 22.12.2010

    Объект, предмет, методы и структура культурологии. Значение и функции культуры, этимология слова. Связь культуры, общества и цивилизации. Структурные элементы культуры, ее основные символы и язык, ценности и нормы. Типология культуры Сорокина и Ясперса.

    шпаргалка , добавлен 06.01.2012

    Понятие терминов "культурология" и "культура". Культурные ценности в человеческой жизни. Основные этапы развития культурологии как науки. Многообразие использования культуры и ее понимание в различные исторические периоды. Функции и методы культурологии.

    лекция , добавлен 02.05.2009

    Общее понятие и сущность культуры. Становление культурологии как самостоятельной науки. Связь культурологии с другими учебными дисциплинами. Антропологический, социологический, философский научные подходы к исследованию категории "правовая культура".

    реферат , добавлен 17.10.2014

    Основные понятия, предмет и объект изучения культурологии. Подходы к определению понятия "культура", антропологическое изучение современной и традиционной культуры. Соотнесении выделенных типов культур с реальной исторической действительностью.

    реферат , добавлен 04.06.2008

    Понятие культуры, ее сущность и особенности, подходы к определению, значение в современном обществе. Строительство культуры Беларуси после октября 1917 года, ее зависимость от экономических и политических факторов. Создание системы образования Беларуси.

Томас Стернз Элиот - американский поэт родом из штата Миссури (Сент-Луис). В 1922 году он опубликовал свою знаменитую поэму "Бесплодная земля". Это произведение его наставник и друг, назвал самой длинной из написанных на английском языке поэм. А в 1948 году Т. Элиот получил Нобелевскую премию.

Происхождение поэта

Томас Стернз Элиот родился в многодетной семье. Он был самым младшим ребенком. Среди предков поэта по отцовской линии был преподобный У. Г. Элиот, который основал в Сент-Луисе Вашингтонский университет. С материнской стороны из предков Элиота известен Айзек Стернз, который одним из первых переселился в Массачусетс.

Генри Уэр Элиот, отец Томаса, был состоятельным промышленником, а Шарлотта Стернз, его мать, - женщина литературно одаренная и хорошо образованная. Она создала драму в стихах, а также биографию У. Г. Элиота.

Период обучения, раннее творчество

Томас стал писать стихи в четырнадцать лет. Его раннее творчество отмечено влиянием Подобно всем поэтам-авангардистам, юный Томас был бунтарем, критически относился к современному ему миру. Однако и позже основной проблемой творчества этого автора был кризис духа. Томаса интересовали катастрофические процессы, которые движут жизнью общества. Ее трагичность поэт передал с поразительной силой.

По окончании частной школы, расположенной в Сент-Луисе, Томас продолжил обучение в частном массачусетском колледже. Через год, в 1906 году, он был зачислен в Незаурядный, талантливый студент за три года окончил университетский курс. На четвертом курсе он получил диплом магистра.

К этому времени относится написание стихотворений в "Харвард адвокет", редактором которого Элиот был с 1909 по 1910 год. После этого он отправился в Париж, где слушал лекции в Сорбонне. Элиот познакомился с французской литературой, с поэтами-символистами. Символизм заинтересовал его еще в Гарварде. Томас Элиот читал Жюля Лафорга, автора, который относится к этому течению. Также его привлекла книга "Движение символизма в литературе" А. Саймонса. Она сильно повлияла на развитие Элиота как поэта.

Решение посвятить свою жизнь литературе

Возвратившись в Гарвард в 1911 году, Томас приступил к написанию диссертации, посвященной Ф. Г. Брэдли, английскому философу-идеалисту. Также он изучал буддизм и санскрит. По Шелдонской стипендии Томас Элиот отправился в Германию и Англию. В оксфордском Мертон-колледже, где преподавал Брэдли, он изучал философию. После долгих сомнений и колебаний Элиот решил посвятить свою жизнь литературе, поэтому он не стал возвращаться для защиты диссертации в Гарвард. Томас остался в Лондоне, где писал стихи. Некоторые из них, при содействии Уиндэма Льюиса и Эзры Паунда, были изданы в 1915 году.

Элиоту пришлось зарабатывать себе на жизнь, занимаясь около года преподавательской деятельностью, после чего он служил в банке "Ллойд" клерком. В 1925 году поэт начал работать в "Фейбер энд Гуайэр", сначала в должности литературного редактора этого издательства, а затем в качестве одного из директоров компании.

Первая женитьба

Томас Элиот в 1915 году женился. Избранницей его стала Вивьен Хейвуд. Несмотря на то что брак был несчастливым, супруги прожили вместе девятнадцать лет. Вивьен после развода оказалась в психиатрической больнице. Здесь она скончалась в 1947 году.

Работа в журнале, новые произведения

В период с 1917 по 1919 г. Томас работал в журнале "Эгоист" заместителем главного редактора. Ранние его стихи начали появляться в ряде периодических изданий, включая "Католическую антологию" Э. Паунда. Здесь его произведения были опубликованы в 1915 году. В "Хогарт-пресс" Леонард и Вирджиния Вульф поместили два новых сборника стихов Томаса - "Пруфрок и другие наблюдения" (1917) и "Стихи" (1919). Эти созданные под влиянием Лафорга произведения отмечены печатью разочарования в действительности.

Первой значительной поэмой Томаса Элиота стала "Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока". В ней запечатлен услужливый, витиеватый, почтительный, благонамеренный герой, который одновременно косноязычен и нерешителен, особенно с женщинами. Это произведение стало важной вехой в поэзии 20 века. О значении поэмы писали многие критики, а Дж. Берримен, американский поэт, считал, что именно с нее начинается современная поэзия.

Т. Элиот - критик

Вместе с ростом популярности Томаса Элиота как поэта утверждалась и его репутация в качестве литературного критика. С 1919 года Томас является постоянным автором литературного приложения к "Таймс" ("Таймс литерэри сапплмент"). Здесь появилась его серия статей, посвященных якобинской и елизаветинской драме. Вместе с другими они вошли в состав сборника работ Томаса Элиота "Священный лес" (1920 год). В критических статьях о Данте, Шекспире, Марло, Драйдене, Джордже Герберте, Эндрю Марвелле автор пытался возвратить поэта к жизни, что, по его мнению, является непреходящей и великой задачей критики. Многие взгляды Элиота позднее отразились в "Крайтерионе", достаточно популярном критическом журнале, который выходил четыре раза в год в период с 1922 по 1939 г.

"Бесплодная земля"

В 1922 году Томас Элиот издал свою знаменитую поэму. Как мы уже отмечали, она была названа самой длинной среди поэм, созданных на английском языке. Эзра Паунд намекает своей гиперболой (ведь произведение состоит только из 434 строк) на обилие аллюзий и поэтическую концентрацию в этой поэме. Кстати, Паунд участвовал в редактировании произведения. Он сократил окончательный вариант поэмы примерно на треть.

Многие известные критики считают, что самое лучшее произведение, которое создал Томас Элиот, - "Бесплодная земля". Она оказала влияние на дальнейшее развитие поэзии. Произведение состоит из 5 частей. Они объединены темами размывания ценностей и бесплодия. Поэма, в которой отразились разочарования и сомнения послевоенного времени, выразила настроение целой эпохи.

Крещение и британское подданство

Т. С. Элиот в 1927 году совершил крещение в англиканской церкви. Тогда же ему было предоставлено британское подданство. Томас Элиот, стихи которого тогда уже были популярны, в предисловии к своему сборнику эссе под названием "В защиту Ланселота Эндрюса" называет себя классицистом в литературе, англокатоликом в религии и роялистом в политике. Томас еще в студенческие годы живо интересовался английской культурой. Сокурсники даже называли его в шутку англичанином во всем, за исключением гражданства и акцента. Таким образом, британское подданство отвечало его устремлениям. Однако переход Элиота в англиканскую церковь являлся отходом от традиций унитарианства, принятых в его семье, несмотря на то, что он удовлетворял его потребность в четких и строгих моральных установках (Томас был пуританином по происхождению).

В поэме Элиота (1930) отразились душевные терзания, которыми было отмечено его обращение в веру. В этот период душевного и интеллектуального разброда Томас перевел поэму "Анабасис" Сен-Жон Перса (в 1930 году). Это произведение является своеобразной духовной историей всего человечества.

Пьесы Элиота

В 1930 годы Томас написал поэтические драмы "Убийство в соборе" (1935) и "Камень" (1934). Эти произведения были созданы для религиозных спектаклей. Первое из них является философским моралите. Его тема - страдания святого Т. Беккета. Поэма считается лучшей пьесой Томаса Элиота. С огромным успехом она шла в театрах США и Европы.

Пьесы Элиота о современной жизни, такие как "Воссоединение семьи", Вечерний коктейль", "Личный секретарь" и "Пожилой государственный деятель" (1939, 1950, 1954 и 1959 год соответственно) считаются менее значимыми. Томасу не очень удалось наполнение темы античной трагедии современным содержанием. Правда, "Вечерний коктейль" в свое время имел большой успех в театрах, находящихся по обе стороны Атлантического океана.

Поэмы 1940 годов и Нобелевская премия

В 1940 годы Томас написал такие поэмы, как "Ист Кокер" (в 1940 году), "Бернт Нортон", "Драй Сэлвейджес" (все в 1941 году), "Литтл Гиддинг" (в 1942 году) и "Четыре квартета" (в 1943 г.). Многие критики признают эти произведения самыми зрелыми в творчестве Элиота. Каждое из них представляет собой размышление, навеянное пейзажами, в которое автор вплетает суждения о времени, истории, о природе языка, личные воспоминания.

Элиот Томас, книги которого были признаны во всем мире, получил Нобелевскую премию в 1948 году. Андерс Эстерлинг, один из членов Шведской академии, подчеркнул в своей речи, что у стихотворений Томаса есть свойство "с остротой алмаза" врезаться в сознание современного поколения.

Вторая женитьба и смерть поэта

В 1957 году женился на Э. В. Флетчер Томас Элиот. Биография его оканчивается 1965 году, когда он умер, дожив до 76 лет. Т. Элиот похоронен в Ист-Кокер.

Причины популярности Элиота

Почему же творчество Томаса Элиота до сих пор интересует многих? Причины разнообразны. Основная из них заключается в том, что этот автор стал крупнейшим обновителем поэтического творчества. Стихи на английском Т. Элиота переводили Хименес, Монтале и Сеферис. К 1969 году произведения Томаса были переведены на главные европейские языки, а также на китайский, японский, урду, хинди, арабский и т. д. И в наши дни любая издаваемая в Америке или Англии книга, посвященная современной поэзии, как правило, начинается с тезиса о значимости Томаса Элиота, о том большом вкладе, который он внес в развитие словесного творчества.

Сложность восприятия творчества Элиота

Понять стихи на английском этого автора непросто, как и перевод его произведений. Дело в том, что Элиот является элитарным поэтом. Его произведения не просто являют собой абсолютно новое в мировой поэзии. В своем творчестве Томас не топтался на месте. Он постоянно обращался к решению все новых и новых художественных проблем.

Преднамеренная элитарность, авангардистский характер творчества этого автора приводят к тому, что его сочинения непросты для восприятия. Первая трудность заключается в сложной философичности. Автора занимают коренные вопросы человеческого бытия. Элиот обращается в своем творчестве к новейшим эстетическим и философским концепциям. Он не просто осуществляет их художественную иллюстрацию. Поэт сам пытается найти решения тех или иных проблем.

Вторая трудность состоит в том, что особую роль в его творчестве играют отзвуки, недомолвки, намеки и пр. Это позволяет поэту столкнуть в своих произведениях культуру разных народов и времен, не просто отобразить современные представления о мире, но и обозначить их связь с другими явлениями культуры, с прошлым. Поэтому в изданиях произведений этого автора обычно даются подробные комментарии.

Третья особенность творчества Элиота, которая усложняет его понимание, состоит в большом значении, которое поэт уделяет форме. К примеру, произведение "Четыре квартета" обладает четкой мелодической схемой, которая была подсказана Элиоту его пониманием Бетховена (точнее, поздних его квартетов).

Можно было бы долго говорить об особенностях произведений Элиота. Однако в одной статье невозможно охватить это значительное и на редкость оригинальное явление искусства. Принципиально важно то, что для Томаса Элиота сложность не являлась самоцелью. Она была отображением многообразия и нестандартности поэтических проблем, которые он ставил и решал.

Книга о кошках

Но не всегда Т. Элиот так сложен, не всегда его творчество элитарно. Это, возможно, несколько неожиданно, но и домашние животные интересовали такого поэта, как Томас Элиот. Кошки стали главными героями его известного сборника стихотворений, вышедшего в 1939 году ("Популярная наука о кошках…"). Произведения, включенные в него, были созданы в 1930 годах. Они написаны для крестников Томаса Элиота.

В настоящее время этот сборник является, пожалуй, самым известной в мире книгой о кошках. Его знает каждый любитель этих животных. Большую долю известности сборнику принес мюзикл "Кошки" Э. Л. Веббера, поставленный по его мотивам.

«Двоякая задача Элиота заключалась в том, – чтобы найти истолкование своей эпохи, держа, как учил величайший из поэтов, Зеркало лицом к Природе, и вместе с тем следовать образцам истинного совершенства» . М. Брэдбрук Жизнь и Творчество «Драматург вовсе не обязательно должен знать людей; он должен их чувствовать» . Т. Элиот

Биография 1888 - Родился в богатой семье (США) и получил прекрасное образование; 1906 - поступил в Гарвардский университет, который окончил за 3 года вместо 4; Печатать свои стихи начал в журнале "Харвард адвокет", в котором стал работать редактором; 1910 – 1911 - жил в Париже и слушал в Сорбонне лекции по философии и языкам; 1911 - вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит;

Биография и творчество Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом; американский поэт, один из основоположников англоязычной модернистской литературы, издатель и редактор;

Биография и творчесвто 1914 - переселился в Европу; С началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы;

Биография и творчесвто 1915 - женился на Вивьен Хейвуд; 1916 год - издаётся в литературном американском журнале «Литтл ревю» ;

Биография 1917 - Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» ; «Надо думать, будет время Дыму желтому по улице ползти И тереться шерстью о стекло; Будет время, будет время Подготовиться к тому, чтобы без дрожи Встретить тех, кого встречаешь по пути; И время убивать и вдохновляться, И время всем трудам и дням всерьез Перед тобой поставить и, играя, В твою тарелку уронить вопрос, И время мнить, и время сомневаться, И время боязливо примеряться К бутерброду с чашкой чая. » Перевод В. Топорова

Биография и творчество 1919 - вышел его сборник "Стихи «; 1922 - опубликовал свое самое значительное произведение - поэму «Бесплодная земля» ;

Биография и творчество Призрачный город, Толпы в буром тумане зимней зари, Лондонский мост на веку повидал столь многих, Никогда не думал, что смерть унесла столь многих. В воздухе выдохи, краткие, редкие, Каждый под ноги смотрит, спешит В гору и вниз по Кинг-Уильям-стрит Туда, где Сент-Мери Вулнот часы отбивает С мертвым звуком на девятом ударе. Там в толпе я окликнул знакомого: "Стетсон! Стой, ты был на моем корабле при Милах! Мертвый, зарытый в твоем саду год назад, Пророс ли он? Процветет ли он в этом году Или, может, нежданный мороз поразил его ложе? И да будет Пес подальше оттуда, он друг человека И может когтями вырыть его из земли!

Биография и творчество 1927 - обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. 1930 - «Пепельная среда» ;

Биография и творчество Ибо знаю, что время всегда есть время И что место всегда и одно лишь место И что сущим присуще одно их время И одно их место Я довольствуюсь крохами теми Что даны мне, и в них обретаю веселость Оттого отвергаю блаженный лик Оттого отвергаю голос Ибо я не надеюсь вернуться опять Веселюсь, ибо сам себе должен такое создать Что приносит веселость

Томас Стернз Элиот (1888--1965) -- американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии.

Томас Стернз Элиот родился 26 сентября 1888 года в Сент-Луисе (США) в почтенной и богатой протестантской семье. Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью.

Семейные традиции Элиотов, строгое воспитание, постоянная привычка к самоанализу и к соотнесению своих действий с четким нравственным идеалом оказали большое влияние на будущего поэта. Твердые пуританские принципы Новой Англии и верность своему долгу определяли жизнь Элиота в течение многих лет.

В то же время он не мог смириться с необходимостью следовать по дороге его уважаемых предков. В 1910 году, закончив Гарвардский университет за 3 года вместо четырех, он отправился в Европу, которой было суждено стать его вторым домом.

Уже в это время сформировался тот круг интересов, который сохранился практически в течение всей жизни Элиота - это философия, религия и определенный набор эпох (Итальянское Возрождение, Елизаветинская Англия и 17 век). Для ранних сборников Элиота характерны гротескные зарисовки буржуазного общества, трагические стихи о крушении личности в водовороте равнодушного города.

Как истинный сын и внук пуритан, он исповедовал постоянную и твердую самодисциплину и пытался преодолеть окружавшие его трудности при помощи внутренней выдержки и постоянной работы.

Будучи поэтом-авангардистом, Элиот относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему Богом духовных ценностей и самоопустошении, как следствие борьбы за выживание и погоней за материальными ценностями

Во время первой мировой войны и сразу после нее он постоянно, хотя и мучительно, нащупывал новые пути в своем творчестве. Множество произведений, созданных им в эти годы, иллюстрируют его духовный и творческий путь - например, цикл "Полые люди" (1925) закрепил за Элиотом славу "поэта отчаяния".

Элиот издавался с 1916 года в литературном американском журнале «Литтл ревю». Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» (1917), воспринятую современниками как манифест англо-американского модернизма. В 1919 вышел его сборник «Стихи». В 1922 году Элиот опубликовал свое самое значительное произведение -- поэму «Бесплодная земля», воплотившую послевоенные настроения «потерянного поколения» и богатую библейскими и дантовскими аллюзиями.

Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях. В 1920 вышел сборник его эстетических работ «Священный лес». Элиот напомнил современникам о полузабытом Джоне Донне и о прочих «метафизических поэтах», среди которых он особенно высоко ценил Эндрю Марвелла и Джона Вебстера. Поэзию классицизма и романтизма Элиот в основном отвергал как воплощающую «dissociation of sensibility», то есть расхождение рассудка и чувства. Элиот резко противопоставлял разум и чувства, считая, что поэзия не должна обращаться к ним напрямую. «Поэзии не следует ни выражать эмоций своего творца, ни возбуждать их в слушателе или читателе»… Поэзия -- «это бегство от эмоций, не выражение личности, а бегство от личности».

В 1927 году Элиот обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. Бескомпромиссно отвергая буржуазную цивилизацию, Томас постепенно приходит к проповеди христианских этических норм ("Пепельная среда", 1930), возвращения к мнимой общественной гармонии на началах монархизма, а роялизм и религиозность поэта определили консерватизм в его творчестве.

Элиот также занимался переводами, перевёл в 1930 на английский поэму французского поэта Сен-Жон Перса «Анабасис».

В своей поздней поэзии ("Четыре квартета", 1943) Элиот метафизически трактует темы смерти и бессмертия, смысла жизни, духовной преемственности поколений. Идея предопределённости судьбы и утверждение, что истинная свобода предполагает подчинение надличностной воле, лежат в основе его стихотворных драм - "Убийство в соборе" (1935) и других.

Элиот был элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов. Вместе с тем, присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал.

В 1948 году Элиоту была присуждена Нобелевская премия по литературе «за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». В том же году он пишет свою книгу «Заметки к определению понятия «культура», в которой во всей полноте раскрывает сущность культуры и условия ее существования.